Мужской взгляд на мир, чем он отличается от женского, если смотреть с позиции живописи? Художники и художницы изображают одни и те же предметы, и что получается в итоге? Что доминирует: сходство или различие? Недавно наткнулась на интересные натюрморты Никиты Максимчука и поняла, что больше трех месяцев подряд показывала натюрморты, написанные женщинами. Пора исправлять эту ситуацию.
Никита Максимчук родился в 1997 г. в Санкт-Петербурге, вырос в Севастополе, затем вернулся в Санкт-Петербург, где учился в художественно-эстетической гимназии №190, на подкурсах Академии художеств им. И.Е. Репина. Сейчас живет в Москве.
Чем же примечательны натюрморты Никиты Максимчука? Прежде всего, сочетанием двух- и трехмерного пространств на одном полотне. Сочетанием в одном полотне абстракционизма и реализма, причем оба эти направления оказываются доминирующими. Не припомню, чтобы у кого-либо из современников встречала столь яркий дуэт направлений. Они не только одновременно доминируют, они создают общее пространство.
Всмотритесь в плоскость, на которой стоят предметы. Если реалистично смотреть на вещи, то это столешница, а если абстрактно, то это уже часть фона. И происходит не конфликт, а грамотное перетекание двухмерного пространства в трехмерное и обратно. Так пространства обретают функцию сообщающихся сосудов. Так проявляется философия мироздания в натюрмортах Никиты Максимчука. Мир становится ровно таким, с какой позиции мы его воспринимаем: он существует лишь на плоскости или же объемен и осязаем.
Несмотря на равное звучание реализма и абстракционизма в натюрморте, Никита Максимчук поручает им разные роли. Абстрактное становится фоном, даже задником театральной сцены. А реальное наш художник комплектует из материй высших и материй низших. Высшими материями, мне думается, оказываются плоды и растения, причем это растения освоенного пространства – комнатные жители уютных горшков. А низшие материи реализуются в предметах обихода: ими становятся эмалированные миски, керамические кружки, стеклянные бутыли.
Впрочем, можно увидеть и иное прочтение: в плодах и цветах проявляется мир женский, а в предметах утвари, даже в подовом хлебе – мир мужской. Или же противостояние мира нежной фантазии и грубой реальности. Вот та самая философия мироздания, которую я и вынесла в заголовок статьи.
Этим противостоянием материй Никита Максимчук будто играет со своим зрителем в игру: то ли в съедобное – несъедобное, то ли в камень – ножницы – бумагу. Только перефразирует их. Предлагает угадать, какой из предметов несет жизнь, который менее ей подвержен, а который – вообще о другом. И даже набившие оскомину подсолнухи (ну кто из художников их не рисовал?) у него обретают другое звучание. Подсолнухи у Никиты не о легкомысленном, настырном цветении, они о результате. Как, например, на этой картине.
На полотне, расположенном ниже, случается маскарад: живое (подсолнухи) вдруг превращается в фон, они написаны на стене. А живым предметом оказывается блестящая бутыль.
Впрочем, говорит и абстрактная составляющая натюрморта. Там обязательно есть солнце, максимально завуалированное, но все-таки прочитываемое в круге цвета фуксии, коричневом бублике или даже в розовом квадрате. Никита Максимчук использует для создания абстрактного поля еще один значимый прием: надписи. Этакие таблички, дающие верное направление прочтению полотна: «Красота», «Смысл», «Цель».
Особое значение вкладывается и в названия работ. Вот эта называется «Пустота».
Никита Максимчук поднимает восприятие натюрморта на новый уровень. Натюрморт становится для него пространством осмысления жизни, взаимоотношения с миром, где реализуются представления о красоте, противостоянии, содружестве. И еще о многом другом, но непременно важном, из которого и строится мир. Наш личный мир. А вот статья Элегия о кастрюлях и помидорах: акварели Нины Орловой. Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!