1. Первые краски у Казимира Малевича появились в 15 лет. Их купила мать – она была человеком творческим: сочиняла стихи, плела кружева. До этого ее сын не интересовался рисованием.
2. В первые годы жизни в Москве Казимиру Малевичу иногда не хватало денег даже на холст. И тогда он рисовал на мебели. Так, на трех полках этажерки художник написал «Туалетную шкатулку», «Станцию без остановки», а также более известную всем «Корову и скрипку».
3. В 1914 году Малевич написал «Композицию с Моной Лизой», программную «заумную» картину с коллажными включениями: художник перечеркнул приклеенную репродукцию знаменитого портрета Л. да Винчи, а под ней поместил вырезку из газеты со словами «передается квартира».
4. Александр Бенуа о «Черном квадрате» высказался так:
«Черный квадрат в белом окладе – это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизод <…>, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попирание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели».
5. Малевич тоже за словом в карман не полез. Он ответил любителям традиционного искусства:
«Привыкшим греться у милого личика трудно согреться у лица квадрата».
6. Свой живописный супрематизм Малевич завершил показом пустых полотен. Помимо Черного квадрата – это еще одна форма манифестации Нуля форм, Ничто. Теперь все явления мира сведены к огромному Нулю, который и есть все явления мира.
7. В 1924 году, когда умер Ленин, Казимир Малевич предложил властям свой проект монумента вождю – гору сельскохозяйственных инструментов, увенчанную кубом как символом Вечности. Проект был отвергнут.
8. В 1930 году Малевич был арестован – уже во второй раз. Есть такая версия, что будучи в тюрьме, он обратил внимание на хрупкость круглых стаканов. Ему пришла мысль: придумать стакан-многогранник, чтобы увеличить сопротивляемость стекла давлению. После освобождения Малевич поделился своей идеей с Верой Мухиной, автором монумента «Рабочий и колхозница». Именно Мухина содействовала запуску граненых стаканов в массовое производство.
9. В России до сих пор нет ни одного музея, посвященного творчеству Малевича. Утеряна даже могила великого художника-абстракциониста. Малевич завещал похоронить себя под своим любимым дубом недалеко от поселка Немчиновка, где прожил многие годы. Над его могилой был установлен супрематический куб. В годы сталинского террора, когда авангардное искусство жестоко преследовалось, за местом захоронения перестали ухаживать. В годы войны в дуб Малевича попала молния, его выкорчевали. Местные жители утверждали, что могилу разорила детвора – они выкопали и разбили урну и рассыпали прах по земле. Правда это или нет, не известно.
Сейчас территория Немчиновки – это почти Сколково, под Москвой. На месте захоронения построен ЖК Ромашково-2. А ведь когда-то Малевич любил гулять здесь…
10. Сегодня на международном арт-рынке творческое наследие Казимира Малевича одно из самых дорогостоящих. Так, его автопортрет, выполненный гуашью в стиле фовизма, в 2015 году продан на аукционе Sotheby’s за 5, 75 миллиона фунтов стерлингов.