Как вы знаете в Якутии алмазные карьеры работают круглосуточно. В любое время года, в карьере кипит работа. День и ночь по карьеру бегают БелАЗы, буровые станки бурят породу, Мощные экскаваторы, освещая забой прожекторами производят погрузку горной массы в кузова БелАЗов. Зимние месяцы Декабрь и Январь светового времени суток почти нет. В это время морозы достигают до -50. После -40 всё пространство, окутано туманом. При таких морозах ветра почти не бывает. Тишина, туман и только снег скрипит под ногами. Всё покрыто инеем, деревья сверкают своим одеянием отражая свет фар автомобилей.
В тот день температура воздуха была – 45 градусов. В кабине было тепло, простоев почти не было. Обычный рабочий день. Смена шла к обеду, обратил внимание, что дизель БелАЗ–548 потерял свою мощность, отказала правая турбина. На двигателе ЯМЗ–240 стояли две турбины, которые увеличивали мощность дизеля до 500 лошадиных сил. Надо менять. Отказала правая турбина, её отвязывать проще, левую менять сложней кабина мешает. Подъехал к ремонтному боксу, бокс был занят. Турбина у бригадира смены была в наличии. Встал возле прожектора, так что бы провода помогающие запуску дизеля, доставали до машины, вдруг аккумуляторы в мороз не сработают. Решил менять на улице, настроил переносную, лампу для освещения. Инструмент для демонтажа турбины был в машине. Дизель тёплый, авось не замёрзну. Заглушил машину и принялся за работу. Работа знакомая, много времени не заняла. Сложность возникла с выхлопным коллектором. Ключ был хороший, все равно несколько шпилек сломалось. Турбина на замену оказалась новой, с завинчиванием гаек проблем не возникло.
На замену ушло около получаса. Тёплый в начале дизель остыл. В радиаторе была вода. Быстро снял ремни водяного вентилятора. И запустил дизель. Убедившись что течи масла нет, убежал греться к калориферу. Дизель работал и прогревался. Вымыл руки, переоделся, собрался ехать на работу. Приложил руку к радиатору, а он оказался холодным. Прихватило. Что делать я знал, набрался опыта у других водителей такое случалось часто. Заглушил машину, поставил ремни на место. Перед этим нагрел масло в ГМП до +90 градусов. Врубил пятую передачу и на тормоз. ГМП быстро нагрелась. Факел и вентилятор, помогли заставить радиатор выполнять свою функцию. Подробно не описываю, боюсь что цензура не пропустит. Рискованное это дело.