Найти тему

А ещё у этого Москвича двери, как в Lamborghini

Оглавление

Модной темой в мировом автомобилестроении 80-х была разработка «автомобиля 2000 года». Начало нового тысячелетия неумолимо приближалось, и редкий из крупных международных автосалонов обходился без презентации очередного невероятного концепт-кара. Одним из советских «автомобилей будущего» был «Москвич-2144» «Истра».

Москвич-2144 «Истра»
Москвич-2144 «Истра»

Очевидное невероятное

Концепт-кары — это экспериментальные модели, в которых находят воплощение самые смелые конструкторские идеи. Они демонстрируют инженерный потенциал компании, позволяют оценить реакцию покупателя на инновационный продукт и привлечь к сотрудничеству новых партнеров.

Находите сходство со знакомым ВАЗ-2110?
Находите сходство со знакомым ВАЗ-2110?
Многие технические и дизайнерские решения, воплощенные в концепт-карах, потом появляются на серийных моделях.

«Падающая» дверь

Проект «автомобиля будущего» позволял отказаться от конструктивной и технологической преемственности, а также от унификации деталей с существующими моделями, и создавать действительно новую конструкцию «с нуля». В основу концепции «Истры» ее создатели положили радикальное уменьшение вредного воздействия автомобиля на среду обитания, экологическую чистоту, снижение энергоемкости и токсичности при производстве, эксплуатации и утилизации пришедшей в негодность машины. Чем меньше энергии расходуется при изготовлении автомобиля и в процессе эксплуатации, тем меньше вреда для окружающей среды. Решить эту задачу предполагалось за счет использования легкого алюминиевого сплава для кузова, а главное — принципиально нового, экологически безвредного топлива.

Вот так планировалось открывать двери на этой модели
Вот так планировалось открывать двери на этой модели

Кузов «Истры» существенно отличался от всех известных моделей не только тем, что был сделан из алюминия. Макетный образец выделялся необычной конструкцией дверей, выходивших из проема и поднимавшихся на рычагах с шарнирами вверх. С каждого борта находилась только одна дверь примерно такой же длины, как две двери — передняя и задняя — обычного автомобиля. Это решение должно было сделать новую машину более универсальной. Среднюю стойку убрали, чтобы в салон можно было легко занести крупногабаритный груз.

В советское время многие владельцы обычных автомобилей со скромным багажником, особенно «Запорожцев», удаляли правое переднее сиденье, освобождая место для груза.

Разработчики «Истры» учли эту особенность: цельная, открывающаяся вверх дверь плюс возможность убрать или сложить оба правых сиденья (прежде всего переднее) — и седан приобретал свойства универсала. Но при этом сзади у него оставался обычный изолированный от салона вместительный багажник..

А вместо нефти - рапсовый мотор!

Главным элементом нового, «дружелюбного» к окружающей среде автомобиля, должен был стать многотопливный дизельный двигатель.

Официальным партнером АЗЛК по созданию двигателя «Истры» была объявлена небольшая немецкая моторостроительная фирма ELsbett Konstruktion, заинтересованная в сотрудничестве с советскими предприятиями. Основатель фирмы Людвиг Эльсбетт по праву может считаться одним из самых выдающихся конструкторов в истории мирового двигателестроения.

Ему принадлежат патенты двухтактного дизеля Junkers с движущимися навстречу друг другу поршнями, и дизеля MAN с пленочным смесеобразованием. В 60-70-е годы Эльсбетт изобрел дизель с оригинальным рабочим процессом «Дуотермик» и основал фирму по производству таких двигателей. Процесс «Дуотермик» позволяет двигателю внутреннего сгорания работать на нерафинированных сортах растительного масла. При этом допускается использовать обычное дизельное топливо и низкооктановый бензин, а также их смесь, керосин или жидкое котельное топливо.

Конструкторы реализовывали в концепт-карах свои самые смелые идеи
Конструкторы реализовывали в концепт-карах свои самые смелые идеи

Применение рапсового масла вместо нефтяного топлива позволяло в корне переломить экологические показатели двигателя, без каких-либо нейтрализаторов сделав его практически безвредным для окружающей среды, ведь в отличие от нефти растительное масло не содержит соединений серы. А еще внедрение двигателей на растительном масле — это ощутимый шаг к сбережению запасов нефти, созданию новых отраслей сельского хозяйства и переработки растительного сырья.

Наконец, в бак можно было заливать даже просроченное пищевое нерафинированное растительное масло.

Заявленный расход топлива легкой алюминиевой «Истры» с обтекаемым кузовом и дизелем, выполненным по патенту Elsbett Konstruktion, составлял всего 3 л на 100 км.

Только в музее

Разработка новых устройств и технологий требовала времени и немалых денежных средств. К 1991 году коллектив группы перспективных автомобилей АЗЛК успел завершить только посадочный макет «Истры» с пластиковыми наружными панелями и сваренным из листовой стали днищем. У макета были комплектный салон, работающие подъемные двери, открывающиеся крышки капота и багажника, рабочая система реечного рулевого управления. Но вскоре перестал существовать Советский Союз, обесценился рубль, а власти ввели жесткую кредитную политику.

В феврале 1992 года ушел из жизни генеральный директор АЗЛК В. П. Коломников. Новым руководителям завода не нужна была не только футуристическая «Истра» — они легко похоронили и более «приземленные» разработки, такие как минивэн АЗЛК-2139 «Арбат» и автобус АЗЛК-3733. Даже седан «Москвич-2142» надолго остался без внимания.

Москвич-2144 «Истра» в музее АЗЛК
Москвич-2144 «Истра» в музее АЗЛК

Зарубежные автомобилестроительные компании создают концепт-кары для демонстрации на крупнейших мировых выставках и салонах. В первой половине 90-х в Москве уже проходили международные автосалоны, и макетный образец «Истры» вполне мог украсить стенд АЗЛК в качестве концепта и «шоу-стоппера». К сожалению, и эту возможность упустили — макет ни разу не покидал стен завода. Первой публичной демонстрации «Истра» удостоилась только в качестве музейного экспоната.

Понравилась статья? Тогда не забывайте подписываться на канал!
Авто
5,66 млн интересуются