Найти тему
Иван Крошный

Еда на клеточной основе. Траектория развития рынка

Крупнейшая в мире компания Nestlé, которая производит продукты питания, превысила 1 млрд швейцарских франков ($ 1.1 млрд ) в год по продажам вегетарианских и веганских продуктов. 200 млн долларов из них – продажи альтернативного мяса на растительной основе.

Рост количества производителей альтернативного мяса
Рост количества производителей альтернативного мяса

В 1931 году Черчилль удачно предсказал, что «мы избежим абсурда выращивания целой курицы, чтобы съесть грудку или крылышко, выращивая эти части отдельно в подходящей среде». Американские Tyson Foods и Cargill были одними из первых инвесторов в стартапы по выращиванию мяса в лабораторных условиях. В наши дни оптимизм по поводу роста веганской еды побуждает крупные компании запускать новые продукты и переходить от мяса и молочных продуктов к другим категориям белков. Новое поколение сосредотачивается на клеточном мясе. Разбираемся.

- Французская компания Gourmey использует клетки, выращенные из утиных яиц и работает над культивированной фуа-гра (а-ля «фуа-гра без убоя»)

- Американская Eat Just присоединилась к гонке клеточного мяса в 2017 году

- Опять же, американская BlueNalu занимается производством клеточной аквакультуры

- Голландская Mosa Meat выращивает мясо из клеток

- Израильская Aleph Farms первой в мире в 2021 году напечатала на 3D-принтере стейк рибай

- Голландская Meatable с 2016 года выступает революционером мясной промышленности на основе одной клетки

Это не все…

-2

Резюме

A. Все стартапы, которые производят мясо из клеток животных, пришли на фоне бурного роста индустрии альтернативных белков. Три четверти из них предпочитают называть продукцию «культивированным мясом». Если хотите, мясо, «выращенное в лаборатории». Сути не меняет. В 2020 году в компании, разрабатывающие альтернативы мясу, яйцам и молочным продуктам, было влито рекордные $3.1 млрд. Сторонники говорят о преимуществах мяса без этических и экологических недостатков. И о пользе растительной еды (вопрос очень спорный). Мы же наблюдаем ажиотаж: около 100 стартапов делают ставку на все – от культивированных креветок до выращенных в лаборатории стейков, и их поддерживают миллионы долларов венчурного капитала. Из перспектив назову – выгодный маркетинг, инновации, слияния и поглощения.

B. Я согласен, что со временем появится возможность предложить растительную версию каждого животного белка. И это одна из основных тенденций. Но...

1. Главный вопрос – стоимость. Мало кто способен производить продукты менее чем за $50–$100 за порцию. Решение вопроса о том, как производить культивированное мясо по ценам, близким к ценам на мясо в супермаркетах, в конечном итоге сделает или сломает миссию отрасли. Даже при снижении затрат, пока рано говорить о таком мясе по конкурентоспособной цене.

2. Стартапам предстоит нелегкая борьба, чтобы убедить органы госрегулирования одобрить их продукты, а затем еще заставить публику покупать (здесь важен и вкусовой паритет).

3. Идея употребления в пищу мясных альтернатив на растительной основе не нова, но уже всем очевидна. А вот идея съесть что-то, выращенное из культуры тканей, определенно нова и может беспокоить. Насколько серьезно – вопрос, на который можно будет ответить позже, когда выборка будет предоставлена более широко, а не просто избранной группой людей в нескольких мегаполисах. Пока же мнения резко полярные.