Раньше на всех автомобилях стояли одинаковые фары, отличающиеся только формами и размерами. Классические автомобильные фары – это галогенки, до сих пор они являются самыми распространёнными, несмотря на то, что давно уже появилось несколько более современных типов светоприборов головного света.
Новые типы фар светят однозначно лучше, но они и стоят дороже, поэтому классику продолжают ставить на бюджетные автомобили, которые в России и СНГ продолжают пользоваться самым высоким спросом. В этом нет ничего необычного, многие уверены, что главное счастье в жизни любого автолюбителя – это новый автомобиль, не важно, бюджетный он или нет.
Какие бывают типы фар
В настоящее время автопроизводители ставят на автомобили четыре типа фар ближнего света:
- галогенные;
- ксеноновые;
- светодиодные;
- лазерные.
Если про первые три типа знают все, то лазерные фары – это большая редкость.
Классические галогенные фары
Хотя галогенные фары давно уже устарели, их до сих пор выпускают и устанавливают на НОВЫЕ автомобили. Впрочем, удостаиваются чести получить галогенки на конвейере только бюджетные автомобили и автомобили среднего класса в самых пустых или базовых комплектациях.
Появились галогенные фары примерно в начале 1970-х годов, до этого автомобили оснащались светоэлементами с обычными лампами накаливания. Появление галогенок произвело настоящую революцию – теперь лампы работали как минимум в два раза дольше, да и их световой поток возрос с 15 лм/Вт до 25 лм/Вт. Кстати, самая популярная в наше время лампа с двумя нитями появилась в 1971 году, разработала её компания Hella.
Ксенон
Ксеноновые фары появились в самом начале 1990-х годов, но в Россию и СНГ ксенон пришёл в виде специальных тюнинг-комплектов для обычной галогенной светотехники. Только «новые русские», бандиты, банкиры и прочие представители «элиты» могли позволить себе новые премиальные автомобили с установленным штатным ксеноном в специально предназначенных для этого фарах.
Ксенон был ярок и крут, вот только не предназначены штатные фары для него, мало того, что светил он хоть куда и слепил встречных водителей, так ещё и фары портил. Появление недорогого китайского ксенона усугубило ситуацию ещё больше, в итоге ксенон-комплекты устанавливать в штатные галогенные фары запретили.
Что касается заводских ксеноновых фар, то с ними проблем для окружающих не было, наоборот, они светили ярко, никого не слепили. Вот только для владельцев автомобилей ксенон был слишком дорог – выход из строя лампы или блока розжига серьёзно ударял по карману.
Светодиодные фары
Данные светоэлементы ещё называют LED-оптика. Одними из первых такие фары начала устанавливать компания Лексус на свои премиальные автомобили. Постепенно новый тип фар распространился, и в настоящее время такая оптика ставится даже на новые автомобили типа "Гольфа".
Преимущества LED-оптики перед ксеноном очевидны:
- не нужны никакие блоки розжига;
- цена значительно ниже;
- потребление электроэнергии ниже;
- яркость свечения выше;
- светодиоды не выделяют тепла при работе, за счёт этого они работают дольше.
Если брать в среднем, то светодиодные фары должны отработать около 10 лет без вмешательства в их конструкцию.
В настоящее время дорогие автомобили оснащаются не простыми LED-фарами, а оптикой, оснащённой моторизированными подвесами, которые поворачивают лампы вместе с поворотами руля в разные стороны.
Лазерные фары
Буквально несколько лет назад лазерная оптика в автомобилях была чем-то фантастическим, но в настоящее время такие фары начали постепенно появляться на самых дорогих автомобилях, вроде Porsche, Audi и так далее. Лазерная оптика в два раза превосходит ксенон по дальности – 300 метров у ксенона против 600 метров у лазерной фары.
Работают лазерные фары в автоматическом режиме, совместно с системами автопилота, связанной с камерами и датчиками. При обнаружении встречных автомобилей ночью, система приглушит свет фар, а потом опять увеличит мощность.
Лазерные фары в настоящее время очень дорогие, станут ли они в итоге доступны, как LED-оптика, пока неизвестно, увидим лет через 5-10.
Самые лучшими по соотношению цена/качество в настоящее время являются светодиодные фары, некоторые владельцы старых автомобилей вставляют диодные ленты в обычные галогенки, но делать это не стоит.
На многие модели авто можно приобрести тюнингованные фары со светодиодами по вполне доступной цене, хотя стоят они раза в 2-3 дороже стандартной заводской галогенной оптики.