Рынок труда заметно изменился в пандемию. Торговля по большей части уходит в электронную коммерцию, продажи в канале e-commerce растут, количество поставщиков на маркетах увеличивается. А значит и профессия менеджер маркетплейса становится все популярней.
Как выбрать маркетплейс для работы, есть ли в их работе отличия? Что должен знать, уметь этот человек, есть ли секрет "Успешного менеджера", и сколько это стоит, разберу в статье.
В настоящий момент самыми активными маркетами на рынке являются #wildberries - лидер по числу поставщиков, их уже более 200 тыс., #aliexpress один из самых популярных магазинов в мире, количество российских поставщиков превышает 60 тысяч, #ozon - вторая по популярности российская платформа, количество поставщиков более 40 тысяч. Набирают обороты #yandex и #сбермегамаркет (бывший магазин #goods ).
Работа на каждом из них отличается особенностями построения бизнес процессов. Именно этих знаний и хочет работодатель от будущего сотрудника.
Как ими овладеть? Как понять, с каким маркетплейсом будет интереснее или легче работать?
AliExpress.
В настоящий момент площадка активно развивается превращаясь в целую экосистему. Есть отдельное подразделение, которое занимается развитием именно российского рынка. В нее входят продажи товаров, доставка продуктов питания, развлечения и т.д. Для быстрого внедрения и освоения функционал для сотрудничества существует бесплатная Школа продаж AliExpress (ссылка на нее в конце этой статьи). Учит и тех, кто только выходит на платформу, и тех, кто уже на ней работает.
Плюсы:
- Современный, креативных подход в работе. Единственная площадка, где можно самостоятельно вести прямые эфиры для продажи товара, практически стать блогером своего магазина.
- Сотрудничество с площадкой мирового уровня.
- Низкий уровень конкуренции в специализации.
- Бесплатное обучение. Есть свой Ютуб-канал, с подробными инструкциями.
- Оперативная работа службы поддержки.
Минусы:
- Платформа китайская, не все процессы понятны нам и отлажены. По некоторым вопросам российская служба поддержки не может дать исчерпывающий ответ. Но это дело времени.
OZON.
Платформа, созданная для поставщиков и покупателей. Есть свое бесплатное обучение работе на портале.
Плюсы:
- Очень большая База знаний, подробных инструкций текстовых и видео. Качественная служба поддержки, быстро отвечают.
- Ютуб-канал с подробными обзорами работы своих сервисов.
- Встроенные аналитические сервисы, которые помогают грамотно подсортировывать склады, правильно подстраиваться под поисковые запросы, настраивать эффективность рекламы.
- Есть выплывающие подсказки во всех разделах, интуитивно понятный личный кабинет.
Минусы:
- Регулярное обновление и дополнение сервисов в работе и продвижении. Один раз научиться и успокоиться - не получится. Будете развиваться вместе с платформой.
Wildberries.
Самая сложная и одновременно простая в освоении платформа. Потому вокруг нее много обучающих платных сервисов.
Плюсы и Минусы:
Сложно разделить эти пункты, т.к. в каждой бочке меда, есть и ложка дегтя:
- Есть своя база знаний в виде инструкций и раздела ЧАВО. Содержание инструкций обновляется медленнее, чем выходит новый функционал. Потому можно встретить противоречивую информацию.
- Есть служба поддержки в Телеграм, разделена по темам. Часто отвечают отписками. Особенно на вопросы, по которым есть инструкция. Поэтому их в любом случае читать.
- Обновления на портале поставщиков может произойти до выхода новости об этом. А после выхода новости о запуске нового раздела - этот раздел могут просто закрыть.
- Хаос, который создают сами поставщики. Ажиотаж вокруг темы выхода на маркетплейс, желание заработать, продавая свой личный опыт, создал искусственную нишу школ. Помним - "не все йогурты одинаково полезны".
- Главный плюс этой платформы - если правильно все организовать, она реально продает и много!
Обучение:
Как уже сказала выше, работе на маркетплейсе можно научиться бесплатно, затрачивая лишь временной ресурс.
Если вы решили учиться платно, на что следует обратить внимание при выборе школы:
- Действующий поставщик маркетплейса. Личный опыт работы с платформой должен быть непрерывный. Ежемесячно выходят обновления и изменения в работе. Знания должны быть актуальными.
- Опыт продаж в разных товарных нишах. Есть школы, которые знают специфику работы с товарами разных категорий. Есть школы, которые выводили в личном опыте только одну нишу, например Одежда. А вы планируете продавать Косметику или Автотовары. В каждой категории есть важные нюансы, знание которых влияет на вашу экспертность по итогу обучения.
- Наличие своего или партнерского аналитического сервиса. На время обучения и/или после него вы получите льготное время для работы в нем, скидку за пользование, ценную информацию по работе с подобным сервисом. У успешных школ есть и трудоустройство своих выпускников, они могут рекомендовать вас своим клиентам.
- Бесплатные вводные семинары. Тут вы сможете оценить личное восприятие будущего преподавателя. Грамотная речь, структура в подаче материала, интересные факты и отзывы (лучше на сторонних сайтах) даст представление о качестве работы школы.
- Цена и программа. Можно сравнить ее в разных школах и выбрать оптимальную для вас.
- Наличие Ютуб-канала с бесплатными семинарами, наличие своей базы знаний на сайте, где вы в целом сможете ознакомиться со спецификой работы на маркетплейсе еще до начала обучения. Это покажет и полноту знаний школы.
Чем отличается платное и бесплатное обучение?
- Время освоение материала. На самостоятельное изучение уйдет чуть больше времени.
- Наличие наставника и потенциальная возможность трудоустройства. Если у вас уже есть на примете работодатель и запас времени - можно освоить материал самостоятельно.
- У платных школ есть готовые наработки для автоматизации и облегчения работы менеджера. В этом их плюс.
- Нет супер секретного ингредиента, который вы купите с обучением. Все построено на инструкциях маркетплейса. А он сам заинтересован в вашей хорошей работе и делает для этого все возможное!
- Новые знакомства. Возможность попасть в закрытый чат единомышленников. У школы может быть общий чат всех выпускников, где обсуждаются все возникающие трудности и проблемы.
- Диплом. На курсе вам могут выдать "корочку" - диплом, сертификат о прохождении курса. Это больше чтоб вам было приятно.
Кроме важного вопроса выбора и обучения новой профессии, есть вопрос - на что обратить внимание при трудоустройстве. Особенно если профессию вы осваиваете самостоятельно.
Об этом я напишу в следующей статье, подписывайтесь и следите за обновлениями.
Как и обещала - ссылка на бесплатный ресурс AliExpress