Я уже рассказывал о мастерах первой половины 20-го века, оказавших большое влияние на становление отечественного рукопашного боя. Их было немало, однако одним из первых можно считать не отцов-основателей самбо, и даже не знаменитого Нила Ознобишина. А борца, силача, издателя, публициста, и пропагандиста спорта – Ивана Лебедева. Или, как его чаше называли, «дядю Ваню».
Иван Владимирович Лебедев был удивительным, разносторонне одаренным человеком. Родился будущий атлет в 1879 г. в Петербурге, и детство его было далеко не безоблачным. Может быть, именно по этой причине маленький Ваня рано начал проявлять интерес к развитию силы. Во время учебы в гимназии, он знакомится с доктором Краевским, и это событие коренным образом меняет его жизнь. Отныне Лебедев решает полностью связать свою жизнь со спортом. Тогда же, в молодости, он получает прозвище «Дядя Ваня», столь прочно к нему приклеившееся, что времена оно даже заменяло полное имя и фамилию.
Поступив на юрфак Петербургского университета, Лебедев много сделал для открытия спортивных кружков в высших учебных заведениях. Его идеи нашли поддержку, а сам Лебедев, как и следовало ожидать, не закончил учебу. Неизвестно, лишилась ли юриспруденция талантливого правоведа, но совершенно точно можно сказать, что спортивный мир получил яркую и самобытную личность, сделавшую немало для развития борьбы и силовых дисциплин.
Лебедев много тренировал, выращивая новых «звезд», а также вел деятельность циркового импресарио. Не выиграв никаких значимых титулов, Дядя Ваня, тем не менее, был довольно сильным атлетом и борцом. Всю жизнь он был предан любимого делу, тренируя, читая лекция, и активно вовлекая граждан в занятия спортом.
Долгие годы вращаясь среди борцов высочайшего класса, обладая талантом методиста, и ярким языком, Лебедев не мог не задуматься о создании системы самообороны. Тем более, что на нее в обществе был немалый спрос.
Написав книгу «Самооборона и арест», Лебедев предпринял попытку создания простой в обучении, и эффективной в применении системы, пригодной для использования как правоохранителями, так и простыми людьми. Любопытно, что книга состоит из двух разделов, предназначенных, по мнению автора, для использования в разных ситуациях. Еще более интересны источники, которые автор использовал для создания своей системы. Модное в то время дзю-дзюцу, и его молодая, быстро набирающая популярность версия –дзюдо –были мало приняты во внимание. Хотя большая часть технического арсенала состояла из борьбы, вероятно, она имела европейское, а не японское происхождение. В отличие от вышеупомянутых японских школ, система Лебедева в большей степени предполагала использование физической силы. Никаких тебе «поддаться, чтобы победить», не было и в помине. Наоборот, автор подчеркивает: «Попутно с изучением указанных приемов необходимо развивать силу, ловкость и выдержку – атлетикой, борьбой, бегом, гимнастикой и прыжками. Иначе – если слабосильному полицейскому придется иметь столкновение с преступником, обладающим гораздо большей силой, нежели он, многие приемы могут не удаться. Между тем, если полицейский развил в себе путем упражнений ловкость, выдержку и хотя бы среднюю силу, то, как бы ни был крепок преступник, удастся, наверное, каждый прием, потому что силе природной будут противопоставлена сила тренированная и знание приемов» .
Помимо борьбы, система Лебедева предполагает использование ударов. Но не из классического английского бокса, как можно было предположить, а совсем иных. Еще раз процитирую автора: «Следует помнить, что удары «кантом» ладони (ее наружным краем, ребром) самые сильные. Для того чтобы выработать себе крепкий «кант», следует ежедневно от 50 до 100 раз наносить примерные «кантовые» удары по какому-нибудь твердому предмету пока «кант» вашей ладони не загрубеет окончательно».
То есть, автор не строит иллюзий относительно активного применения спортивных техник в реальном бою, а говорит о наиболее сильных и травмоопасных ударах. Причем, наносятся они по наиболее уязвимым местам - в горло, висок, затылок, по шее сбоку, в пах. Иногда используются удары коленом, ногами по нижнему уровню. Есть удары предплечьями, надавливания на горло, техники разрывания пальцев в стороны. Много толчков, подбивов, зацепов. Словом, видно, что автор знаком не только со спортом, но и с уличной, «хулиганской» манерой ведения боя. Но основная масса техник - это борьба, броски, рычаги, и заломы. Все те приемы, которые, как Лебедев и предупреждал, требуют большой физической силы.
Помимо перечисления техник, автор коротко, но емко говорит о важности психологического настроя: «…самое главное: никогда не бояться и всегда быть СПОКОЙНЫМ. Кто бы на вас не напал, не теряя присутствия духа, моментально пользуйтесь защитным приемом, делая его резко, отчетливо, СИЛЬНО и уверенно».
Да, во многом система Лебедева выглядит наивной, и устаревшей. И советы «передать дворникам» скрученного бузотера, сегодня, пожалуй, не сработают. Но не надо забывать, когда, где, и кем эта система создавалась. К тому же, даже сейчас некоторые ее элементы не потеряли своей актуальности. А самое главное, эта разработка послужила отправной точкой для работы в данном направлении.