Найти тему
В ЖИЗНИ И В КИНО

Или посадят, или оставят без денег. Как продажа личного автомобиля в СССР превращалась в настоящий триллер

В одном из номеров центральной советской газеты «Известия» за 1968 год была опубликована статья с говорящим названием «Сделка». В ней рассказывалась история незадачливого заведующего кафедрой одного из подмосковных вузов, решившего продать свой личный, честно заработанный, автомобиль. Легендарную «волгу» - ГАЗ-21.

Фото 1958 г. Общественное достояние
Фото 1958 г. Общественное достояние

Покупателями выступили двое гостей из грузинского города Зугдиди. Не проходимцы, а вполне солидные люди. Один кладовщик с чайной фабрики, другой - работник винодельческого завода. Взаимовыгодную сделку отметили со всей широтой грузинской души. Гости с юга накрыли шикарный стол в ресторане, надавали в подарок вина и чая, и лично проводили продавца до вагона поезда. Хвалебные тосты и здравицы в адрес «русского друга» не прекращались ни на минуту.

И только в купе подмосковный преподаватель с ученой степенью кандидата наук наконец-то вскрыл полученные от покупателей две пачки с 25-рублевыми купюрами. Вместо 5 тысяч рублей он получил банальную, старую как мир, «куклу». Настоящие купюры лежали сферу и снизу пачки, а внутри нарезанные листы бумаги. Доход от продажи машины составил 100 рублей.

Общественное достояние
Общественное достояние

Полупьяный, но еще соображающий мужчина успел выскочить из поезда до его отправления и бросился в отделение милиции. А дальше начался настоящий триллер, в результате которого пострадавший едва не оказался на скамье подсудимых.

События, о которых шла речь, произошли в городе Воронеж. Именно там сошлись продавец из Московской области и покупатели из Грузинской ССР. Почему там? Глупый вопрос для современного мобильного человека. Но не для следователя советской милиции того времени.

Дело в том, что в СССР с середины 60-х и до начала 70-х годов купля-продажа автомобилей между частными лицами должна была осуществляться только через государственный комиссионный магазин. Иначе продавцу легко можно было загреметь за спекуляцию. А вырученные деньги конфискуют как нетрудовые доходы. Не говоря уже о том, что автомобиль не переоформят в ГАИ без чека из комиссионки.

Но была одна проблема. В комиссионном магазине продаваемую машину оценивали по госцене нового автомобиля аналогичной марки. И уменьшали стоимость с учетом амортизации и пробега. Не сказать, чтобы сумма было совсем мизерной. Просто в реальности подержанное авто можно было продать в несколько раз дороже, чем новый автомобиль.

Еще только строились Волжский и Ижевский автомобильные заводы, и производимых в стране «волг» и «москвичей» банально не хватало для всех желающих. Очереди на приобретение машин не двигались годами. Купить автомобиль в то время было настоящим счастьем. Вопрос решался блатом, взяткой или же покупкой с рук с неофициальной доплатой продавцу.

Кадр из фильма «Берегись автомобиля»
Кадр из фильма «Берегись автомобиля»

Сделку оформляли в комиссионном магазине. Покупатель вносил в кассу установленную сумму, продавец ее получал с удержанием небольшого процента. Все честно, по закону.

А уже за дверями магазина покупатель «отстёгивал» продавцу еще одну сумму, нередко превышавшую официальную в несколько раз. Как договорятся. Была только одна проблема – после того, как сделка проведена, покупатель мог отказаться отдавать доплату. Или наоборот, продавец, получив доплату до сделки, мог «кинуть» покупателя. А учитывая извечный советский бюрократизм, оформление сделки могло длиться несколько дней.

А потому требовались проверенные «дилеры» - сотрудники комиссионных магазинов, которые за взятку быстро оформляли сделку, проводили все кассовые операции, и в присутствии которого сразу же передавались все неофициальные суммы.

Такой дилер в нашей истории как раз и нашелся в Воронеже. Завкафедрой приехал туда утром на автомобиле, а уже вечером должен был возвращаться домой на поезде. С собой он должен был везти два свертка денег – один из комиссионного магазина, другой от гостей с юга.

Фото в открытом доступе
Фото в открытом доступе

Но аферисты-покупатели его заболтали и напоили. Надеялись, что подмену «лох» обнаружит уже далеко от Воронежа. Наверное, если бы не алкоголь, то наш пострадавший поразмыслил и в никоем случае не побежал бы в милиции. На этом и строился расчет грузинских мошенников, даже не скрывавших свои личности.

В милиции вместо того чтобы искать аферистов, уголовное дело возбудили в отношении самого продавца. Кандидат наук из Подмосковья сам письменно признался в спекуляции в особо крупных размерах. И он реально мог оказаться на скамье подсудимых. Вот только никаких доказательств, кроме его собственного признания не было.

Следователь допросил продавца в комиссионном магазине и тех самых гостей с юга. Все как один утверждали, что сделка проведена по закону, покупатель все получил по договору, ни про какую доплату сверху и тем более про «куклу» они ничего не знают.

Фото 1965 г. Автор Deutsche Fotothek https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Fotothek_df_ps_0004479_Kirchen_%5E_Kathedralen.jpg
Фото 1965 г. Автор Deutsche Fotothek https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Fotothek_df_ps_0004479_Kirchen_%5E_Kathedralen.jpg

Даже следователь понимал, что с одной стороны перед ним спекулянт, с другой профессиональные мошенники, но поделать ничего не мог. Дело в итоге закрыли. Продавец автомобиля остался с честно заработанной суммой из комиссионного магазина.

Суда он избежала, а вот позора нет. Та самая газета «Известия», очевидно по заказу «партии и правительства», устроила показательную порку спекулянта. В статье опубликовали его фамилию и имя, должность и место работы. Журналисты всячески измывалась над обманутым продавцом и писали, что его желание заработать не достойно человека высокой советской морали.

Известия 1968 №44
Известия 1968 №44

Сегодня мы можем только посочувствовать бедному ученому. Он не сделал ничего плохого. Просто хотел заработать на дефиците, в котором совершенно не был повинен.

В итоге он не только потерял деньги. Зайдя на сайт вуза, где работал пострадавший, в разделе «История» я прочитал, что кафедру он возглавлял с 1964 по 1968 годы. Очевидно, что с руководящей должности его уволили. А может и вообще из института.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

8 сентября 1967 года. Один день в истории Советского Союза

Авто
5,66 млн интересуются