"Мой стиль – результат моих ошибок. Мне приходилось отстраняться от остального мира с самых ранних лет, и во многих смыслах я был отшельником, но я всегда воспринимал это нормально. Uriah Heep были главной составляющей моей жизни, и я никогда не забуду их, не перестану испытывать их влияние". Кен Хенсли
Представлять любителям музыки Кеннета Уильяма Дэвида Хенсли лишний раз не стоит. Удивительный английский рок-музыкант, мульти-инструменталист, певец, автор любимых многими песен, даже продюсер, он в большей степени известен и почитаем своей десятилетней карьерой в Uriah Heep, по итогам которой он записал с группой тринадцать студийных альбомов и создал массу классических хитов. Участие в "Хипах" принесло Хенсли мировую славу. Своим любимым периодом в истории группы он называл время работы над альбомом "Demons and Wizards", когда все музыканты были очень сплочены и реально действовали как одна команда.
Я начал писать этот материал после смерти великого мастера 4 ноября 2020 года, но не довершил его в виду ряда обстоятельств, а теперь доработал и публикую. Обычно все отмечают композиторский дар Кена Хенсли, его клавишные изыски, талант аранжировщика и даже певческие навыки, зачастую забывая каким же самобытным он был гитаристом. Отдавая должное его многогранности и поливалентности, я буду делать акцент именно на его гитарной ипостаси. Повествование будет сопровождаться цитатами самого маэстро.
Ни для кого не является секретом, что он и был главным идеологом группы, ее творческим генератором и основной креативной единицой. Его импрессионистские, лирические штрихи в песнях придали группе, начинавшей с жестких риффов, оттенки некой сказочности и фантазийности. Хенсли не только написал лучшие композиции Uriah Heep или выступил их соавтором, но и спел на ряде заметных хитов, таких как "Lady In Black" и "Look at Yourself".
Его аутентичный драматичный, слегка "дрожащий", глубокий блюз-роковый вокал гармонично вписывался в вокальную составляющую группы и великолепно дополнял звонкие прозрачные обертоны с вибрато штатных вокалистов группы – Дэвида Байрона, Джона Лоутона, Джона Сломана. Особенно он гармонировал по звучанию с нижними октавами Байрона. Их протяжное а капелла на троих – включая еще Ли Керслейка – придавало моментальную узнаваемость практически любой композиции Uriah Heep.
Видео с ютуб-канала EleonorePrinz
Специалисты и коллеги отмечали его мастерство аранжировщика. Начав сочинительство с поэтических виршей, Кен потихоньку превратился в самобытного инструменталиста, причем, инструментов в его случае было не один и не два: орган Хаммонда, различные синтезаторы, меллотрон, акустическая и электрические гитары, слайд-гитара, виброфон.
Блэки Лолесс, выступавший в группах New York Dolls и W.A.S.P., заявлял:
"Насколько я могу судить, Кен Хенсли собственноручно написал учебник клавишных для хэви-метал".
Это была, конечно, метафора, описывающая влияние, которое оказал Хенсли на коллег по цеху. Считается, что его отличительной характеристикой как музыканта являлась индивидуальная ни на кого не похожая стилистика исполнения на органе "Hammond B3", осваивать каковой он начал в юном возрасте.
Его пассажи хоть и не были столь же виртуозными, как у Кита Эмерсона, Рика Уэйкмана или Джона Лорда, но всегда выделялись энергией напора и какими-то по-особому незабываемо изобретательными и вычурными штрихами и мелизмами. Отсутствие классического музыкального образования, как и у многих знаковых рок-персон той эпохи, способствовало выработке у Кена Хенсли особенных индивидуальных качеств, выделяющих его на общем пестром фоне рок-сцены.
"Джон Уэттон спросил меня на одной из репетиций, сразу после того, как он присоединился к Uriah Heep, почему я не использую мизинец правой руки, когда играю на клавишных, и, честно говоря, мне в голову никогда не приходило, что я его не использую или что стоило бы его использовать – но я был потрясен тем, что можно делать с его помощью, когда попытался! В детстве я лишь кое-как стучал по клавишам пианино. Хотя мои мама и бабушка хорошо играли, я в общем-то у них ничего толкового не перенял...
Я начал играть на фортепиано еще в детстве – моя мать была профессиональной пианисткой. Однако у меня пальцы не очень-то тонкие, так что упражнения частенько заканчивались тем, что я возюкал руками по клавиатуре туда-сюда. На пианино, понятно, так много не наиграешь...
А потом мне очень полюбилась манера игры джазового органиста Джимми Смита – к тому времени я играл уже на электрооргане "Farfisa Compact". Что же касается агрессивной манеры игры на клавишах – а уж я-то, надеюсь, играю агрессивно! – то здесь моим кумиром оказался Марк Штайн из Vanilla Fudge – он был первым, кто на записях просто атаковал орган...
Меня никогда не учили сочинять и записывать музыку, я не музыкант-виртуоз... Я никогда не брал настоящих уроков игры на фортепиано и не смог бы сыграть как Кит Эмерсон или Рик Уэйкман, но зато никто не играет как я... Меня изумило, когда в начале семидесятых мое имя стало появляться в опросах журналов наряду с такими людьми, как Кит Эмерсон, Рик Уэйкман и Джон Лорд, людьми, которые действительно умеют играть...
Я совершенно не умею играть так, как они, потому что не имею классического музыкального образования, я просто придумал свой собственный безумный стиль".
Видео с ютуб-канала Uriah Heep Official Video
Кен Хенсли был одним из ярко выраженных мелодистов в роке, я бы даже отметил "необычайно ярко выраженных" – это был его особый отличительный дар. Именно это всегда выдавало его присутствие на том или ином треке, – без разницы, в качестве музыканта, добавившего какие-то партии в общую оркестровку, или автора всего песенного опуса. Собственно, он был именно тем демиургом, который и заселил суровые земли хард-рока стаями мелодий.
В Uriah Heep обычно именно Хенсли приносил в студию базовые идеи и песенные структуры, а после уже эти композиции аранжировывались всеми участниками, но под присмотром самого маэстро и в соответствии с его видением как же все должно в итоге звучать. И хотя на выходе был вроде бы плод коллективных усилий, в основе всего лежали концепты, изначально заложенные прихотью Хенсли.
Удивительно, что отправной точкой во время сочинения песен для Кена Хенсли были стихи, и только потом он придумывал к ним мелодию.
"Я всегда сначала пишу текст, а ритм и мелодия приходят из самой лирики. У слов есть свой ритм и они обладают мелодией... Обычно я мыслю не фонетически, а поэтически. Необходимые исправления я делаю уже позже, но это случается не так часто, потому что мои тексты обычно ложатся на бумагу именно в том виде, в каком мне хотелось бы их видеть...
Я мог писал лирику везде, в любое время, а потом хватался за инструмент – за гитару или за пианино – при первой же возможности, какая выдавалась. Я занимался этим в отелях, на саундчеках, в общем везде. Или на гитаре, или на клавишных, смотря что было доступно в тот момент".
Попробуйте отыскать в рок-музыке другого такого автора, который прежде прочих талантов открыл в себе Поэтический дар, причем, именно так – с заглавной буквы. И действительно, многие тексты песен Кена – это самая настоящая поэзия без всяких скидок и экивоков, в которой наличествуют не только рифмы и ритмика, но и яркие образы, аллюзии и метафоры. Не зря же он как-то метко подметил:
"Я написал песни, по которым люди учат английский язык".
Кен часто романтизировал, повествуя о воображаемых королях и королевах, о временах года и романтической любви, о детстве и мечтах. Вот, к примеру, одна из его любимых песен, "The Wizard", правда же восхитительно:
У многих тысяч королей он чародеем слыл,
Случайно встретившись в ночи, меня он поразил.
Рассказывал мне столько притч и пил мое вино.
И было магу, как и мне, безмерно хорошо.
На нем из золота был плащ, горел огонь в глазах,
Словами он меня зажег, я думал – боль и страх
Должны покинуть этот мир, и я смогу помочь
Свободу людям обрести и беды превозмочь...
Видео с ютуб-канала pegazuswarrior
Вдохновение к Хенсли приходило по-всякому, и зачастую это вовсе не были "муки творчества", как их обычно представляют сторонние люди. Нередко его сознание создавало волшебные картины во сне, после чего, проснувшись, он трансформировал это все в поэтические образы, которые непостижимым образом притягивали к себе нужные мелодии.
"Я вижу сны каждую ночь, и так было всегда с тех пор, как я себя помню. Я не знаю, куда отправляюсь, когда грежу, но временами это довольно странно. Иногда я засыпаю и осознаю, что витаю в сновидениях. Я говорю себе, что то, что происходит – не взаправду, и тогда случаются еще более странные вещи.
Как-то я целую неделю видел один и тот сон, пока не написал об этом песню, после чего он больше не возвращался. Песня называется "The Wizard". А в 1973-м я решил дать этому месту сновидений имя и назвал его "Wonderworld", что, в свою очередь, привело к написанию песни и альбома с таким названием".
Именно потребность облачить рождающуюся в нем лирику в нечто большее и побудила юного Кеннета заняться музыкой:
"Полагаю, все началось со стихов, которые я писал мальчишкой, и мои стихи превратились в музыкальные поэмы, как только я разучил несколько аккордов на гитаре. Я только потому и начал играть на инструменте, что захотел превратить свои стихотворения в песни; только ради этого я научился игре на гитаре и фортепиано – именно поэтому я играю совсем не так, как настоящие музыканты".
Если освоить фортепиано помогала мать, то вот с гитарой ему в одиннадцатилетнем возрасте пришлось повозиться самостоятельно, прибегнув к самоучителю Берта Уидона. К этому моменту музыка уже завладела вниманием мальчишки, и он уговорил родителей купить ему этот инструмент. Так он стал владельцем "Gretsch Tennessee" 1958 года.
"Когда я начал играть на гитаре, мое желание быть Элвисом Пресли росло и крепло все больше, я чувствовал решимость, какой во мне никогда до этого не было...
Благодаря книге аккордов Берта Уидона и нескольким урокам в Stevenage Boys' Club я самостоятельно научился, запинаясь, бегать по грифу, а когда мне впервые удалось подтянуть струну (сделать бэнд), я получил безмерное удовлетворение...
Но тут есть два нюанса... первый – я действительно очень хотел всего лишь освоить инструмент настолько, чтобы превращать свои стихи в песни, второй – хотя я и понимал, что играя на инструменте, можно зарабатывать деньги, я поначалу и не думал, что когда-либо стану достаточно хорош для этого. Поэтому причиной, почему я играл и учился играть, была моя любовь к музыке".
Отсутствие педагога не могло не сказаться – гитарная техника Хенсли была немного нестандартной, впрочем, у этого оказались и свои плюсы в виде самобытного узнаваемого почерка. Особенно это выражалось в его игре слайдами: в отличие от многих признанных мастеров этого стиля он играл в стандартном гитарном строе.
Видео с ютуб-канала vizardis
А ведь он мог пойти по другому пути и выбрать стезю профессионального футболиста. Появившись на свет 24 августа 1945 года на Сперанца Стрит, что на юго-востоке Лондона, в семье офицера военно-морского флота, он с четырех лет занимался в футбольной секции. В десятилетнем возрасте со всей своей большой семьей – родителями, тремя братьями и сестрой – после того как его отец нашел работу на авиастроительном заводе в Хэтфилде, Кеннет переехал в Стивенидж, Хартфордшир, в пятидесяти милях от Лондона.
"Мы были бедной традиционной семьей. Отец работал – и тяжело работал – а мама присматривала за домом и растила детей. И я мечтал, как однажды мы выберемся из этого. Я мечтал стать профессиональным футболистом... и мне предложили контракт с ФК "Лутон Таун", в то время командой первого английского дивизиона".
Это был любительский контракт новичка, какой обычно предлагают перспективным юношам. Надо отметить, что Хенсли рос очень спортивным мальчуганом, помимо футбола он занимался всевозможными видами спорта – от крикета до регби и легкой атлетики.
Отец Кена тут же написал письмо в "Alleyne's Grammar School", школу юноши, оповещая их, что юный Хенсли больше не сможет играть за школу в регби:
"В связи с предстоящим карьерным поворотом, так как регбийный и футбольный сезоны накладывались друг на друга".
Из школы последовал незамедлительный ответ, в котором говорилось, что раз он не желает "носить цвета школы" на игровом поле, то и в школе ему теперь не очень то будут рады.
В результате всего этого Кеннету предстояло в неполные семнадцать лет сделать нелегкий выбор: бросить школу за год до выпуска и превратить пять лет предшествующей учебы в пустую трату времени или просить у ФК "Лутон Таун" год отсрочки. В итоге он выбрал школу, а футбольный мир лишился, возможно, будущей "звезды". Кроме того, к этому времени Хенсли стал намного более серьезно интересоваться музыкой:
"Я уже почти начал мечтать о том, чтоб стать рок-звездой. Я не хотел быть, как Элвис, я желал быть им... Мои волосы стали длиннее, спорт больше не пленял меня своим очарованием так, как он делал это до того, как из радиоприемников загремели Элвис и все остальные. В конце концов отец попросил меня покинуть дом.
Мой отец мечтал, чтобы я стал звездой футбола. То, что он строил в уме на мой счет, было намного значительнее моих собственных мечтаний. Я разбил его мечту, приняв решение, которое, как я считал, он должен был поддержать, и я не думаю, что он оправился когда-либо от этого удара".
Музыка победила, первое выступление гитариста Кена Хенсли состоялось в сентябре 1960 года в холле фабрики "Mentmore Pen Factory" в Стивенидже:
"Мы с приятелем, Джоном Холлингсвортом, воспользовались возможностью выступить на фабрике по производству ручек, где работала моя бабушка, и я помню, что песню закончил не одновременно с Джоном и группой! Я продолжал бренчать и почувствовал себя как дурак, когда понял, что происходит. Просекла ли это аудитория? Я даже не помню, была ли там аудитория..."
Затем последовала бурная музыкальная деятельность, юный Кеннет Хенсли выступал в рабочих клубах Стивениджа с местными группами The Blue Notes, Ken And His Cousins, а также Kit And The Saracens:
"Эти ребята были школьными приятелями, команда завоевала локальную популярность, состав был полностью укомплектован, но я убедил их менеджера, что я лучше играю на гитаре, чем один из участников коллектива... имя этого гитариста я сейчас не припомню! На что он мне ответил: "Нам не нужен гитарист, но если ты играешь на органе, то можешь присоединиться к нам завтра!"
Итак я поехал в Лондон со своей гитарой "Gretsch Tennessee" и обменял его на орган "Farlisa Compact". Я приехал домой и с завязанными глазами разучил мажорные и минорные аккорды в пределах октавы. Это заняло целую ночь, но следующим вечером я впервые выступил с Kit & The Sarecens!"
Из членов этого коллектива в 1963 году образовались The Jimmy Brown Sound, игравшие британскую версию музыки соул. Эта группа сделала демо-записи, к сожалению, сегодня их уже нигде не отыскать:
"К тому моменту, когда я к ним присоединился, это была немощная попытка прорваться на соул-сцену, в то время весьма значительную в Англии. Я говорю "немощная", лишь глядя назад из сегодняшнего дня, так как в то время дела у нас шли достаточно неплохо, мы много работали, временами разогревали американских соул-исполнителей вроде Артура Александера в их британских турне. Имя свое мы сперли у Джеймса Брауна, не помню чья идея была, но сегодня она кажется дурацкой!
Когда мне стукнуло девятнадцать лет, я был единственным в команде профессиональным музыкантом. Под этим я подразумеваю, что я не учился в школе, и единственной работой, какая у меня когда-либо была, это случайные заработки".
The Gods
К 1965 году девятнадцатилетний Кен Хенсли уже утратил интерес к стилистике жанра соул и в начале этого года совместно с молодым гитаристом, увлекающимся блюзом, Миком Тейлором основал группу под названием The Gods. В первоначальный состав The Gods помимо них входили еще братья – ударник Брайан Гласкок и басист Джон Гласкок. Все музыканты ансамбля фигурировали под именами Богов: Thor, Hermes, Mars и Olympus.
Мик в мае 1967 года сменит Питера Грина в John Mayall & The Bluesbreakers, а потом переберется в The Rolling Stones. Пока же в The Gods он возьмет на себя основную функцию гитары, предоставив Кену Хенсли играть в основном на органе. Еще он поспособствует развитию гитарных навыков Хенсли и даже сделает неудачную попытку переучить того игре слайдами в открытом строе, как это и принято в блюзе.
"Будучи в The Gods я изучал слайд-гитарную технику Мика Тэйлора и позже старательно старался скопировать ее, но без особого успеха. Однажды Мик, тогда уже игравший в The Rolling Stones, пришел на наш концерт в нью-йоркской Академии Музыки, и пока я упражнялся в комнате для настройки, он вошел и подловил меня на том, что я играл парочку его ходов на слайде. Я был немного смущен, но он не обратил на это внимание, а просто спросил с каким-то недоумением, как у меня настроена гитара.
Я сказал, что настроил ее обычным способом, а он ответил, что это неправильно! Когда играешь на таком инструменте слайдером, нужно настраивать аккорд на открытых струнах! Я наблюдал, как он играл и упражнялся, но мне не доводилось видеть, как он настраивал свою гитару! За десять минут до концерта я уже мало что мог поделать с этим, так что играл на обычной настройке, и по сей день, когда я настраиваю гитару по аккорду на открытых струнах, я без понятия, где какие ноты".
Видео с ютуб-канала oscarowski
Поиграть в The Gods на гитаре при Тейлоре и позже Хенсли еще доведется, помимо этого он будет основным вокалистом группы и напишет большую часть ее музыкального материала.
"С Миком Тэйлором, Джоном и Брайаном Гласкоками в составе мы были настоящей блюзовой командой. Мик был прекрасным гитаристом, и я любил настраивать сначала его аппаратуру, чтобы послушать, как он упражняется".
Второй состав The Gods помимо Кена Хенсли и гитариста Джо Конаса включал ритм-секцию – барабанщика Ли Керслэйка и бас-гитариста Пола Ньютона. Теперь Хенсли все чаще берет гитару в руки, чтобы добавить в аранжировку ее звучание, как, например, в композиции "Candlelight", где наличествуют две гитары. Обратите как выстроены вокальные гармонии – все уже как в ранних работах Uriah Heep.
Видео с ютуб-канала lugano55
В этот период Кеннет Хенсли, будучи составной частью "Свингующего Лондона", был всецело поглощен музыкой и, вращаясь в рок-музыкальной среде, неизбежно завел приятельство со многими столпами сцены, включая Ронни Вуда, Кита Ричардса, Стэна Уэбба, Вива Стэншолла, Роджера Долтри, Пита Таунсенда, и даже совместно поджемовал с самим Джими Хендриксом.
"В то время денег у меня не было ни гроша, поэтому жил я в походном вэне группы. Время от времени мне разрешалось припарковаться у дома одного из ребят, тогда я мог принять ванну и поддерживать себя в относительной чистоте. Остальные ребята жили со своими родителями, а я даже не мог зайти домой к своей семье на Рождество.
Я сидел на сомнительной диете из холодных печеных бобов, временами небольшого количества сыра и нерегулярного банана или двух, но зато я делал, что хотел и абсолютно не собирался устраиваться на постоянную дневную работу...
Для меня довольно необычным было то, что Хендрикс вышел поджемовать с нами!"
The Gods переиграли во всех главных клубах Лондона, включая и престижный "Marquee", записали несколько сессий для "BBC", выпустили в совокупности два лонг-плея, несколько синглов и послужили хорошей стартовой площадкой для прошедших через группу музыкантов. К этой любопытной группе вернусь подробнее как-нибудь в другой раз.
Head Machine
После того как басист Пол Ньютон покинул группу, чтобы присоединиться к команде из Эссекса под именем Spice, прежде называвшейся The Stalkers, амбициозный продюсер The Gods Дэвид Парамор, вкусивший кайф от мистификации с именами участников группы, решил выпустить еще один проект с новым на этот раз названием, но фактически прежним составом коллектива – Head Machine. На этот раз он очень рассчитывал, что это будет именно его звездный час, хотя по существу это оказался третий альбом The Gods.
В ноябре-декабре 1969 года был записан единственный альбом этого проекта – "Orgasm". В нем участвовали Кен Хенсли – гитара, клавишные, вокал, Ли Керслейк – барабаны, Джон Гласкок – бас-гитара и вокал, Брайан Гласкок – на барабанах, некий Мик Роуд на перкуссии, а сам Дэвид Парамор выступил как главный вокалист. Он же фигурировал как официальный автор всех песен. Правда, их он не писал – это за него сделал Хенсли, – но по договору автором должен был обозначен именно Парамор. Отмечу, что все музыканты, кроме Парамора, опять были зашифрованы под псевдонимами.
"Дэвид Парамор был достаточно добр, подкинул мне небольшую работу – и денег! – попросив написать и записать лонгплей, изданный под названием Orgasm".
Диск был выпущен в 1970-м году в Великобритании на лейбле "Major Minor" и во Франции на "Disques Vogue". На этом же лейбле в 1971-м он вышел в Венесуэле. Тогда это не вызвало никакого ажиотажа, зато много лет спустя после того, как все прознали, что это работа самого Кена Хенсли, и ее можно рассматривать как прототип музыки "Хипов", начался шквал переизданий альбома в самых разных странах.
Утяжеленное звучание включало в себе синтез блюз-рока, эйсид-рока и психоделии, приправленное ярко выраженными элементами нарождающегося хард-рока. И что помимо прочего было очевидно – так это заметный уровень двадцатичетырехлетнего гитариста, представившего свой экспрессивный стиль, вобравший в себя влияния от Клэптона и Тейлора, до Таунсенда и Хендрикса.
Видео с ютуб-канала Simagga
Toe Fat
Так случилось, что параллельно с проектом Head Machine Кен Хенсли был одновременно участником группы Toe Fat.
"В конце концов последняя версия The Gods распалась, и я, через Дэвида Парамора, познакомился с Клиффом Беннеттом, у которого в Британии стал хитом номер один сингл с кавером на песню The Beatles "Back In USSR". Его группа, The Rebel Rousers, разошлась, и он хотел собрать концертную команду, а меня попросил стать гитаристом".
Беннетт планировал выдавать сложную музыку, и Хенсли в свою очередь привлек в состав двух других своих бывших коллег – Ли Керслейка играть на ударных и Джона Гласкока – на бас-гитаре. Вариант с названием Toe Fat, означающим по-русски "Жировые отложения большого пальца ноги", появился однажды за ужином, когда Беннетт и его менеджер задались целью придумать самое отталкивающее название, какое только может иметь группа. Такая вот возникла у них блажь, а вы думали, что панки были на этом поприще первыми?
Toe Fat сразу же подписали американский контракт с лейблом "Rare Earth Records", филиалом "Motown", который специализировался на релизах прогрессив-рока, поскольку группа исполняла именно такую версию блюз-рока. В Британии Toe Fat подписались к "EMI", выпустив дебютный альбом на ее лейбле "Parlophone". Пластинка, обложку которой оформила начинающая тогда студия "Hipgnosis", только что ставшая известная по сотрудничеству с Pink Floyd, провалилась коммерчески, но получила большую поддержку критиков.
"Я сочинил несколько песен для первой и второй пластинок. Знаете, мне не нравится обложка для альбома "Wonderworld", но конверт первого диска Toe Fat в этом плане был вне конкуренции!"
Слушая эту работу после альбомов The Gods и Head Machine, можно понять, как формировался и каким путем шел будущий хитмейкер. Музыка, представленная на альбоме, была довольно любопытной и уже содержала элементы того, что появится вскорости у Uriah Heep: насыщенные вокальные гармонии, энергичный напор, акустические вставки гитары, слайд-гитару. Собственно, сами гитарные партии, на мой взгляд, звучали не менее интересно, чем в последующем у Uriah Heep.
Видео с ютуб-канала Simagga
"Именно в группах The Gods и Toe Fat я научился писать песни! Это было началом моей карьеры. Там я профессионально вырос, это был шаг вперед – я стал вариться в "музыкальном котле" и постепенно постигать премудрости шоу-бизнеса. Поначалу многое у меня вызывало шок, но потом я постепенно привык, мне стало легче работать и общаться с другими людьми. Это была настоящая школа жизни! Мне нравилось писать песни, играть на гитаре и на клавишных. Я получал огромное удовольствие от работы".
Кен Хенсли успел записать с группой только первый альбом и создать материал для второго, так как под Рождество 1969 года принял приглашение прежнего коллеги, басиста Пола Ньютона, присоединиться к его группе Spice. Они как раз искали клавишника для того, чтобы сделать свое звучание в соответствии с текущей тенденцией менее блюзовым и более прогрессивным.
Говорят, что надоумил Ньютона обратиться к Хенсли с просьбой новый менеджер группы – Джерри Брон, только-только взявший их под свою опеку. Какие слова нашел для Кена старый приятель, не ведомо, но только достаточно легкий на подъем музыкант оставил одну группу, уже имевшую контракты на звукозапись, на другую, только таковой получившую. Возможно, он уяснил для себя, что с новыми коллегами можно будет куда успешнее продвигать свои способности к написанию песен и игре на клавишных и гитаре.
"Я сразу понял, что это профессионалы. У них все было на своих местах – записи, контракты! На студии ребята немного поиграли для меня, и мне понравилась их музыка. Я стал членом группы. Мы начали что-то записывать вместе
Команда уже находилась в студии, работала над своим первым релизом на недавно открытом тогда дочернем лейбле "Philips" под названием "Vertigo", и всё, о чём они мне рассказали, звучало многообещающим, профессиональным и сулящим море возможностей. Поэтому я согласился уйти от Клиффа Беннета и присоединиться к их коллективу.
Во время того первого разговора меня спросили, какой орган я хочу (у меня тогда не было), и я ответил, что было бы хорошо разжиться "Hammond M102", это был бы шаг вперёд в сравнении с "L100", на котором я играл в The Gods. Я так же упомянул, что последним словом в этих аппаратах является "B3", но он наверное слишком дорог. Меня попросили найти один экземпляр, что я надлежащим образом выполнил - и менеджмент приобрёл его для меня! Ого! Какое отличное начало! Я был тогда очень счастливым молокососом!"
Uriah Heep
"Оглядываясь назад, кажется, что сложно вообще найти более бурный год для громкой музыки, чем 1970-й. Тем не менее, одно могу сказать про те старые дни – я не могу говорить от лица кого-нибудь еще из группы, я говорю только за себя – меня не очень беспокоило то, что делали остальные вокруг нас".
В феврале 1970 года к моменту прихода Кена Хенсли в группу Spice в ее состав помимо Пола Ньютона на басу еще входили вокалист Дэвид Гаррик, сменивший фамилию на Байрон, гитарист Мик Бокс и барабанщик Алекс Нэпир. Spice к этому моменту уже работали в студии "Lansdowne" над записью первого альбома и пару треков к нему сделали с сессионным клавишником Колином Вудом.
Музыкальный материал дебютного альбома коллектива, сменившего имя на Uriah Heep, персонажа романа "Дэвид Копперфильд" классика английской литературы Чарльза Диккенса, чье столетие смерти как раз в то время отмечали в Великобритании, состоял из каверов и песен, написанных участниками группы, в основном пары Бокс-Байрон. Этого на ту пору хватало на полноценную пластинку, поэтому авторские таланты Хенсли были пока не востребованы в полной мере. Ведь его упоминания в качестве автора или соавтора композиций альбома "Very 'Eavy ...Very 'Umble" нет.
На самом деле, войдя уже во вкус к более деятельном участию в создании музыки, в какой бы компании музыкантов он не находился, Кеннет Хенсли, фонтанируя идеями и музыкально-поэтическими образами, не остался и здесь в стороне от сонграйтерства, внеся свой посильный вклад. Просто он все еще был связан юридически контрактами с "EMI" и "Rare Earth Records", звукозаписывающими компаниями своей прежней группы Toe Fat.
"По юридическим причинам мне не смогли приписать то, что я написал на "Very 'Eavy ...Very 'Umble" это была издательская проблема, которая в конце концов была решена".
Поскольку здесь наличествовало сочетание свежих и разнообразных музыкальных идей от хард-рока и блюза до симфо-рока и джаза, причем, все – в несколько прогрессив-роковом ключе, это в целом явилось ощутимым шагом на пути жанрового становления хард и хеви-метал, поскольку "уводило агрессивный рок от блюза и психоделии в совершенно новую область".
Не смотря на то, что кроме "Gypsy" здесь не было потенциальных тяжелых шлягеров, и первоначально сдержанный, если не сказать скептический, прием критики, спустя годы дебютник Uriah Heep уже стали оценивать по уровню значимости в одном ряду с "In Rock" Deep Purple и "Paranoid" Black Sabbath. И сама композиция "Gypsy" сыграла в этом не малую роль. Хоть ее и написали Бокс с Байроном, но именно органный задел Хенсли сделал ее такой ошеломительной и впечатляющей. Впрочем, к тексту песни он тоже приложил руку,
"На самом деле я написал это в соавторстве. Все началось с основного риффа, Дэвид написал вокальную мелодию, а мы написали текст в соавторстве. Мы разработали более длинное вступление в репетиционной комнате".
Видео с официального ютуб-канала Uriah Heep Official Video
Алекс Нэпир не усидел до конца записи за ударной установкой, и где-то на третье четверти работы в студии его по рекомендации Элтона Джона сменил Найджел Олссон, старый знакомец Байрона по совместной сессионной работе в "Avenue Records".
Что до Хенсли, то его вклад в альбом ограничился переработкой органных, фортепианных и меллотронных партий, записанных Вудом, да участием в вокальных гармониях. Помимо этого он отметится сочными партиями на слайд-гитаре в паре треков – "Dreammare" и "Real Turned On". Более весомое участие в аранжировке песен от примет позже, на новых работах, пока же он в группе лишь новичок. пусть и очень умелый и фантазийный.
А самое главное – в процессе создания альбома у него сложились особые командные взаимоотношения с Байроном и Боксом, как отмечал Мик Бокс:
"Это случилось очень быстро, потому что мы все увлекались одним и тем же. Это было так, как должно было быть, была такая химия".
К счастью, в "Хипах" оказалось аж пять поющих музыкантов, что открывало интересные возможности подачи песен. Это многоголосье эпизодически звучало на дебютнике "Very 'eavy... Very 'umble", а в последующем станет фирменной фишкой группы.
Второй альбом "Salisbury" с его 16-минутной заглавной сюитой с участием духового оркестра из 24 человек, выйдет в феврале 1971 года с новым мастером ударной установки – Китом Бэйкером. Это была довольно претенциозная заявка. На создание сюиты Хенсли вдохновил Джон Лорд своим "Concerto for Group and Orchestra":
"Услышав это, я понял, что рок-музыку можно сочетать с оркестровой и решил попробовать сделать это...
Это не мой любимый трек. Было лучше, когда мы сыграли его вживую, прежде чем записать с дурацкой медью и деревянными духовыми инструментами".
Это будет самый настоящий набирающий обороты прогрессив-рок в его арт-роковом варианте. Помимо этого, альбом возведет Хенсли в статус главного композитора музыки группы. Ведь он не только внес ощутимый вклад в создание и аранжировку эпической заглавной композиции альбома и его первого арт-рокового трека "Bird of Prey", в котором Байрон покоряет самые высокие ноты, но и представит еще ряд своих песен – любимые многими фолк-роковые "The Park", музыку на стихи к которой он написал после того, как в одном из домов Гамбурга ему попалась на глаза старинная фисгармония, и суперхит "Lady in Black", философскую притчу о тяготах бытия, а также"High Priestess", на которой помимо акустической гитары блеснет партией слайд-гитары и ведущим вокалом.
Видео с официального ютуб-канала Uriah Heep Official Video
"На "Salisbury" мы все еще пребывали в поисках своей музыкальной основы и много экспериментировали. Вы можете видеть это по резкому контрасту внутри самих песен".
Удивительно, но ко всем несомненным достоинствам этой работы музыкальная пресса вновь осталась глуха. Но в тоже самое время у группы стала формироваться своя собственная аудитория, и, по правде говоря, сами ребята не очень то и замечали медийный "белый" шум.
"Мы, собственно, просто писали такой материал, который был наиболее удобен для нас. Тем более что тогдашний шоу-бизнес позволял музыкантам делать и не такие ходы. В это трудно поверить, но в те годы даже американские FM-радиостанции ставили в эфир даже пьесу "Salisbury" в ее полной 16-минутной версии".
Продолжение здесь:
☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!
Будет еще много интересного!
➤Другие статьи схожей тематики:
❇️Гений Джон Лорд. Раритетное интервью после выхода альбома "Deep Purple in Rock"
❇️Джимми Пейдж, окультист и мистик из Led Zeppelin
❇️Джимми Пейдж до Led Zeppelin, лучшие студийные работы с другими музыкантами
❇️Питер Грин в The Bluesbreakers, из первых уст
❇️Эдвард Ван Хален – пришелец из другого века
❇️Инструментальная история The Beatles
❇️Хиты для Sweet, Smokie, Suzi Quatro, Mud и The Arrows