Сложно подсчитать сколько же всего написано о самой великой четверке ХХ века. Потребуется специальный раздел библиографии, который будет с каждым днем пополняться новыми материалами в виде книг, статей, очерков, исследований, критических разборов, эссе, заметок или даже обычных постов в форме информативных или эмоциональных всплесков. Просто их феномен оказался настолько мощным и непередаваем, настолько большое влияние он оказал на всю культуру, выйдя за рамки жанра популярной музыки, что человечество, анализируя минувшее, будет еще долго стремиться постичь это явление во всех его ипостасях и проявлениях. Внесем небольшую лепту в этот каталог еще одним незначительным эссе. Рассмотрим их творчество с позиций инструментальной базы.
Когда-то после прослушивания 1 января 1962 года в "Decca Records" ее недальновидные специалисты вынесли музыкантам The Beatles вердикт об их бесперспективности, дополнив его сентенцией о том, что "группы гитаристов выходят из моды", возведя себя в комичный статус псевдо–оракулов. Все случилось с точностью наоборот – The Beatles произвели подлинную революцию в музыке, а кроме того еще и сделали гитару самым популярным инструментом в мире. А ведь казалось, что "Decca Records" тогда чутко улавливали музыкальные тенденции, когда после расцвета в середине 50-х годов всемирная популярность рок-н-ролла в начале 60-х годов пошла на спад, хотя в самой Великобритании на топе все еще пребывали Клифф Ричард и чисто гитарные The Shadows. Но любая аналитическая экстраполяция всегда не учитывает мощи воздействия большого таланта, харизму и других сопутствующих факторов.
Их первые инструменты
Джон Леннон как-то в 1961 году написал странную статью для Ливерпульского журнала "Mersey Beat" под названием "Короткая Диверсия На Тему Сомнительного Происхождения The Beatles". Он описал, как три мальчика по имени Джон, Джордж и Пол собрались вместе:
"Когда они были вместе, они задавались вопросом: зачем, в конце концов, зачем? Так что внезапно они вырастили гитары и создали грохот".
История не сохранила в достоверности марку гитары, на которой учился играть Джон Леннон, а он сам потом об этом рассказывал так: "Поначалу я играл на чужих гитарах. Играть толком я еще не умел". Его первой личной гитарой была подержанная акустическая голландских кровей испанская модель "Gallatone Champion" вишневого цвета с металлическими струнами. 8 марта 1957 года Джон увидел в журнале "Reveille" рекламу о продаже гитары, которая в объявлении преподносилась "с гарантией отсутствия трещин". Сперва Леннон попытался уговорить тетю Мими купить ему эту гитару, а потом его мать Джулия сделала это вместо нее:
"Мне было около четырнадцати, когда я получил свою первую гитару. Это была потрепанная испанская модель, которая стоила около десяти фунтов".
Пол Маккартни сначала играл на акустике "Zenith Model 17", которая была изготовлена в Германии фирмой "Framus". История была такая. В июне 1956 года, на четырнадцатилетие, отец Пола Джим подарил своему сыну трубу. Тем временем, Англию накрывала мощная волна скиффл-моды. Духовики в скиффл-группах были абсолютно ни к чему, и, попросив разрешение отца, юный трубач понес свой инструмент в магазин "Rushworth and Dreaper's Music", где он и был в свое время куплен, с целью обменять его на гитару. Так Пол Маккартни стал обладателем своей первой гитары, "Zenith", стоимостью в 15 фунтов стерлингов.
"Я абсолютно не мог представить, как на ней играть. Я не понимал, что проблема состояла в том, что я был левшой. И это недоразумение продолжалось до тех пор, пока я не увидел фотографию Слима Уитмена, который так же был левшой, и я понял, что у меня гитара неправильно повернута".
Сообразив это, Маккартни переставил струны "вверх тормашками". Но тут возникла другая проблема. Оказалось, что первая струна дребезжит в широкой прорези верхнего порожка, предназначенной для толстой шестой струны. Выход юный умелец нашел очень простой. Он аккуратно обточил спичку и "заполнил" ею лишний зазор. Позже Маккартни пошел еще дальше – установил маленький звукосниматель рядом с нижним порожком. Такой "модифицированной" гитарой Пол пользовался до первой поездки в Гамбург. На этой гитаре Маккартни сочинил свои самые ранние песни, включая "When I'm 64".
А после своего восемнадцатилетия перед отъездом в Гамбург Пол решил, что пришло время для покупки новой гитары. Он отложил в сторону свою старую гитару "Zenith", и 30 июня 1960 года приобрел в рассрочку в магазине "Hesse" гитару "Rosetti Solid 7". Это была шестиструнная не цельнокорпусная электрогитара. Гитара была с полуакустическим корпусом без эфов (f-образных отверстий), с двумя звукоснимателями и красно-черной отделкой. Для Великобритании по заказу "Rosetti" ее производила голландская компания "Egmond", которая поставляла гитары в Великобританию и продавала их приблизительно за 20 фунтов стерлингов. В комплект также входил "королевский звукосниматель" и комплект накладки для гитары.
Когда Джорджа Харрисона расспрашивали о его раннем знакомстве с гитарой, он отвечал так:
"Я начал учиться играть, когда мне было 13 лет, на старой испанской модели, которую мой отец купил за 50 монет. Забавно, как мелочи могут изменить вашу жизнь. Не спрашивайте меня, почему он выбрал гитару вместо губной гармошки или чего-то подобного – в то время они определенно не пользовались популярностью".
В тоже время его биографы утверждают, что первой собственной гитарой "Rosetti 276" (Egmond Toledo 105/0) Джордж обзавелся в начале сентября 1956 года, о чем есть подтверждения самого Джорджа:
"Моей первой гитарой была маленькая, обшарпанная, за три фунта и десять шиллингов. Я услышал, что у Реймонда Хьюза, с которым я раньше учился в "Dovedale", но не видел его уже год, есть гитара, которую он собирается продавать. Она стоила три фунта десять шиллингов. Огромные деньги по тем временам, но мама дала их мне, я сходил к Реймонду и купил гитару".
Не секрет, что после трансформации The Blackjacks в The Quarrymen, а после непосредственно в The Beatles во время разных выступлений на подмостках молодым музыкантам порой приходилось обходиться теми инструментами, которые им предоставляли организаторы. Это позже парни постепенно обзаведутся собственным парком излюбленных гитар. В январе 1960 года на художественную премию Стюарта Сатклиффа в 65 фунтов стерлингов ребята приобрели бас-гитару марки "Hofner President".Такую басуху они возьмут с собой в Гамбург и на ней и будет музицировать Стюарт Сатклифф.
Видео с ютуб-канала Macca Lives
Фактически, молодые The Beatles походили на большинство начинающих молодых групп. У них не было денег на покупку хороших инструментов, и они играли на всем, что попадалось под руку. У Джона была "Gallotone Champion", затем электрическая "Hofner Club 40".
В 1960 году во время поездки группы в Гамбург Джон использовал "Rickenbacker 325" с натуральной отделкой "Mapleglo" взамен "Hofner Club 40".
Джордж Харрисон перешел от акустической "Rosetti 276" (Egmond Toledo 105/0) к "Hofner President", а позже к своему собственному "Hofner Club 40", а затем к "Futurama".
Видео с ютуб-канала jmanmoonwalk4
Для своих первых концертов в Гамбурге все еще гитарист Пол взял "Rosetti Solid 7", Джон – его "Hofner Club 40", у Джорджа была "Futurama", а у Стю Сатклиффа – бас "Hofner President". Ни одна из этих гитар не была отличной – хорошие инструменты появились позже. И, к счастью, гамбургской публике не потребовалось ничего, кроме шума, чтобы выпить.
Видео с ютуб-канала FerOlve5
Джон и "Rickenbacker"
Символично, что Джон Леннон был первым из The Beatles, получившим настоящую американскую гитару, причем, сразу же после того, как ограничения на импорт американских инструментов в Великобританию были сняты. Свой первый "Rickenbacker" Леннон подобрал в 1961 году – для этого ему даже пришлось взять кредит. Забавно, что кроме первого платежа, Леннон не перевел продавцу ни пенни. Эта гитара с уменьшенной мензурой была выпущена в 1958 году очень небольшим тиражом: всего 8 экземпляров. В то время он сказал в интервью, что этот инструмент с полутвердым трехсенсорным звукоснимателем "58 325", который, очевидно, какое-то время висел на стенах магазина, был "самой красивой гитарой". У него были ручки-регуляторы от кухонной плиты, которые "Rickenbacker" в то время устанавливал, и тремоло "Kauffman", что явно не нравилось Джону. Ручки он быстро заменил на более мелкие типа "Hofner", а "Kauffman" он заменил на более продвинутый "Bigsby". Позже он покрасил гитару в черный цвет.
Позже подарок от "Rickenbacker" стал заменой устаревшему оригиналу, а новый черный "325", был представлен во время первого визита The Beatles в Америку в начале 1964 года. Новый "Rickenbacker 325" прибыл как раз ко второму появлению группы на шоу Эда Салливана.
"Rickenbacker 325" оставалась основной гитарой Джона на сцене и в студии с 1964 по 1965 год, и это было гитарой, которая больше всего ассоциировалась с Джоном во время выступлений The Beatles. У него помимо этой гитары была еще пара родственных моделей.
Видео с ютуб-канала Maria Theresia
Фирма "Rose-Morris", которая какое-то время распространяла "Rickenbackers" в Великобритании, подарила Джону еще 325-подобную 1996-ю модель "Fireglow" (Красный солнечный луч), чтобы он какое-то время использовал ее в конце 1964 года, после того, как повредил свой "325". "Rickenbackers" в 1964-м году также преподнес Джону 12-струнный "Jetglo" в стиле 325-го, но он не очень им пользовался. Зато его задействовал Джордж.
Где они сейчас? Сейчас эти инструменты находятся у Йоко Оно, она владеет моделями "325" 1958 и 1964 годов и "325/12" 1964 года. А 1996-ю модель "Fireglo" Джон передал Ринго, который продал ее в 2015 году на благотворительном аукционе за 910 000 долларов.
Первая гитара Джорджа Харрисона
После акустической "Rosetti 276" (Egmond Toledo 105/0) свою первую электрическую гитару "Futurama" Джордж Харрисон купил в конце 50-х годов в Ливерпульском музыкальном центре "Hessy" и использовал ее в течение нескольких следующих лет до тех пор, пока она не была снята с производства. и не заменена на "Gretsch Duo Jet" в 1961 году.
Позже "Futurama" была передана журналу "Beat Instrumental" на конкурс в качестве приза, но, что удивительно, когда был определен победитель, он не играл на гитаре и решил воспользоваться денежной альтернативой. Следующие несколько десятилетий гитара провела на попечении редактора "Beat Instrumental" Шона Махони и была выставлена на аукцион "Bonhams" в июне 2019 года, но, увы, не достигла своей начальной цены. Впоследствии Фил Хиландер из "Seven Decades" провел прямые переговоры с семьей Махони и купил гитару. Свои эмоции от этой сделки он описал так:
"Если вы посмотрите практически на любую картинку той эпохи, Джордж держит эту гитару. Она была задействована на одной из самых первых записей The Beatles "Cry For A Shadow", а также вы ее можете услышать на гамбургских бутлегах. Она невероятно хороша, это была удивительно качественная гитара. Производители "Drevokov" из Чехословакии выпускали классические инструменты и делали их довольно изощренными.
Планируется, что гитара будет снята в фильме с подробным описанием ее повторного ввода в эксплуатацию, а кульминацией станет исполнение на ней вживую. По нашему мнению, это будет потрясающий концерт, на котором на ней сыграет Дхани Харрисон".
Видео с ютуб-канала James Beltran
Джордж и "Gretsch"
Возможность присоединиться к Джону как владельцу настоящей американской гитары представилась Джорджу Харрисону в 1961 году, когда он узнал о "Duo Jet" 1957 года выпуска, который моряк торгового флота выставил на продажу в Ливерпуле. Легенда гласит, что "Gretsch 6128 Duo Jet" попала к Харрисону почти случайно: музыкант увидел объявление о продаже в ливерпульской газете. Джордж купил эту гитару, чтобы заменить свою "Futurama". У "Jet" были две одиночные катушки "DynaSonic", маркеры "hump-bloc" и ручки-регуляторы со стрелкой, и она оставалась его любимой сценической и студийной гитарой до 1962 года.
Гитара стала постоянным инструментом Джорджа. "Gretsch 6128 Duo Jet" поучаствовал в записи первой пластинки битлов, особенно хорошо характерный звук читается в "Twist And Shout".
Джордж был большим поклонником Чета Аткинса, и вскоре в 1963 году он удовлетворил свою страсть к "Gretsch", купив в Лондоне новую модель "Gretsch Chet Atkins Country Gentleman". Это была модель 1962 года в тонком полом корпусе с козелками и фальшивыми эфами (f-отверстиями), с двойным вырезом, с отделкой "Walnut" (темно-коричневый) с парой "Filter-Tron"-ов и тремоло "Bigsby".
Несколько недель спустя Джордж использовал его для записи "She Loves You", но позже, в 1963 году, он приобрел замену еще одну такую же гитару после того, как первая была повреждена.
Основная визуальная особенность второй "Chet Atkins Country Gentleman" – это откидные переключатели отключения звука по обе стороны от насадки, в том месте, где у первой были завинчивающиеся ручки. Возможно, вторая гитара была перекрашена в черный цвет, хотя, возможно, у нее была просто очень темная версия обычного коричневого. Как бы то ни было, она быстро стала любимицей Джорджа, и он использовал ее регулярно, пока не сломал в конце 1965 года, когда та ненароком выпала из машины группы и на нее наехал грузовик.
Видео с официального ютуб-канала The Beatles
Джордж приобрел еще одну модель "Gretsch Chet Atkins" в 1964 новом году, одинарную модель "Tennessean" с двумя одиночными "HiLo-Tron"-ами, которую он использовал в студии и на живых выступлениях в 1964 и особенно в 1965 годах.
Видео с ютуб-канала silvertwin7
Где эти гитары сейчас? "Gretsch 6128 Duo Jet" сейчас находится у Оливии Харрисон. Джордж отдал когда-то Брайану О'Хара из The Fourmost свою "Chet Atkins Country Gentleman" 1962 года выпуска, настоящее ее местонахождение неизвестно, А "Tennessean" была украдена в 1969 году, и с тех пор ее никто не видел.
Пара Gibson Jumbo
В понедельник 10 сентября 1962 года, в день, когда Синтии Пауэлл исполнилось 23 года, Джон и Джордж купили практически идентичную пару гитар. Это были акустические электрофицированные инструменты "Gibson J-160E", модель "Jumbo", с отделкой корпуса в виде расходящихся золотистых лучей.
Они заказали пару "Gibson J-160E" с плоскими поверхностями в Ливерпульском музыкальном магазине "Rushworth", одним из немногих магазинов Ливерпуля, где музыканты могли приобрести инструменты, изготовленные в Америке. Леннон и Харрисон были вынуждены заказать гитары по каталогу и ждать, когда они будут доставлены в магазин из Соединенных Штатов. "Rushworth" в свою очередь должен был сделать специальный заказ через дистрибьютора "Selmer", потому что эта модель не была общедоступной в Великобритании.
В журнальных в архивах "Gibson" указывается, что гитары были отправлены 27 июня. Скорее всего, что эти гитары были отправлены из США морским путем, и потребовалось целых два месяца, прежде чем они прибыли. Поэтому похвальба магазина "Rushworth" по поводу того, что гитары "были специально доставлены в Англию самолетом из Америки" была, по-видимому, просто частью рекламной шумихи. Серийный номер гитары, которой владел Джордж Харрисон, согласно квитанции, принадлежит гитаре, изначально проданной Джону Леннону.
Через некоторое время после продажи гитары будут перепутаны, а в конце 1963 года гитара Джона будет украдена. На отгрузочных документах "Gibson" указано, что "Gibson J-160E" Джона имел серийный номер 73161, и был отправлен с завода 27 июня 1962 года. Итоговая кредитная стоимость гитары Леннона "Gibson J-160E" была 161,05 фунтов стерлингов. Квитанция на покупку гитар в рассрочку показывает, что Эпстайн выплатил стоимость в полном объеме почти ровно за год.
Два Битла выбрали акустические "J-160E", чтобы заполнить пробел в своей инструментальной базе, так как ранее сотрудники "EMI" на Эбби-Роуд сетовали на плохое состояние большей части оборудования группы. По сути, это была традиционная акустическая система с круглым отверстием, но со встроенными датчиками и элементами управления. Тони Шеридан полагал, что Джон с Джорджем хотели заказать джазовую акустическую гитару "Gibson ES-175", которая была когда-то у Тони, когда он был вместе с The Beatles в Гамбурге.
Она им очень нравилась, и они называли ее "Jumbo". В начале 60-х в каталоге "Gibson" модель "J-160E" была указана как "Electric Jumbo Model" (Электрическая Jumbo-модель), то есть, присутствуют буквы J и Е. Модель "ES-175" указана как "Electric Spanish Model" (Электрическая испанская модель). Возможно, что именно этим объясняется, почему Леннон и Харрисон в итоге заказали именно "Gibson J-160E".
Так или иначе, но они регулярно использовали эту пару больших "Gibson" и как обычные акустические гитары для написания песен в дороге, и для студийной работы, а также подключали их для усиления акустики на сцене или во время записи. Гитары были настолько похожи, что их неизбежно меняли местами.
Видео с ютуб-канала cool beans
В конце 1963 года "Gibson J-160E", на котором играл Джон Леннон, был украден во время рождественского концерта группы в Лондоне. Фактически, это был тот инструмент, который первоначально был заказан Джорджем, поэтому Джордж и Джон фактически продолжали использовать гитару Джона.
Видео с ютуб-канала Gabriela Fuzzatti
Джон купил новый "Gibson J-160E" в конце 1964 года во время турне группы по Штатам, и эта гитара оставалась с ним на всю оставшуюся жизнь. В 1967 году он разрисовал его сине-лиловым психоделическим узором, в следующем году разобрал ее до древесины и нарисовал себя и Йоко на лицевой стороне в 1969 году. А Джордж хранил оригинальную гитару Джона "J-160E" всю свою оставшуюся жизнь.
Где они сейчас? На сегодня гитарой "Gibson J-160E" 1964 года владеет Йоко Оно, а, в свою очередь, у Оливии Харрисон находится гитара Джорджа. А вот украденная когда-то гитара Джона 1962 года была продана на аукционе в 2015 году за 2 410 000 долларов.
Джордж и Rick – 12
Выступление The Beatles 9 февраля 1964 года в прямом эфире на шоу Эда Салливана в Штатах произвело на группу огромное впечатление. Но для Джорджа был не менее важен предыдущий день. Дело в том, что глава "Rickenbacker", Фрэнсис Холл, принес группе на испытание новые инструменты. Джорджу подарили потрясающий прототип "Rickenbacker 360/12", и Джон тоже получил обновленную версию своего "325".
Джордж подождал, пока группа вернется домой, чтобы использовать свою новую игрушку, и студийный дебют его перезвона "Rickenbacker 360/12" можно услышать на живом дубле "You Can't Do That", записанном 25 февраля, в его 21-й день рождения. Он начал использовать 12-струнную гитару, которую "Melody Maker" описал как "секретное оружие бит-парней", на всех живых выступлениях и студийных выступлениях The Beatles.
Во время третьего турне группы по США в 1965 году Джордж получил "Rickenbacker 360/12" в новом стиле с округлым корпусом. Он начал использовать ее, а не свою прежнюю, как на сессии для "If I Needed Someone" предпоследнего трека для альбома "Rubber Soul", а также в живых выступления в 1966 году.
Видео с ютуб-канала ander20120
Джордж однажды сравнил звук "Rickenbacker 360/12" с органом или электрическим пианино, что имеет смысл, когда вы слышите некоторые из звуков, которые он извлекал из гитары в "A Hard Day's Night", особенно в его самом известном студийном моменте в вступительном аккорде заглавной песни альбома. Как сказал Джордж много позже:
"Этот звук ассоциируется с теми записями The Beatles начала 60-х. 12-струнный звук "Rickenbacker" - это звук сам по себе".
Где они сегодня? На сегодня Оливия Харрисон владеет оригинальной моделью "Rickenbacker 360/12" 1963 года, но модель 1965 года была украдена и остается, к сожалению, утерянной.
Видео с официального ютуб-канала The Beatles
Окончание:
Подписывайтесь на канал, будет еще много интересного
Другие материалы "Битловского" цикла: