Найти тему
Old school dude

Великий гитарист Марк Болан

Оглавление

Марк Болан (настоящее имя Марк Фелд) был одной из ярчайшей фигур среди британских музыкантов 70-х . Прославился он прежде всего как композитор, поэт, фронтмен, вокалист и гитарист рок-группы T. Rex, а также как сольный артист. Его музыка, его очень оригинальное чувство стиля и необычайное сценическое поведение помогли создать эру глэм-рока, что сделало его одной из самых главных икон британской рок-музыки.

Марк Болан. Фото из открытых источников
Марк Болан. Фото из открытых источников

Созданный им образ рок-звезды порой затмевал его достоинства как музыканта, а они были столь ощутимы, что их не могли ни оценить его коллеги музыканты и понимающие критики. Как гитарист он, может, и не блистал виртуозными пассажами и сложными аранжировками, но зато создал собственный хорошо узнаваемый стиль, а это гораздо важнее исполнительской техники.

Марк начал играть на гитаре в 9 лет, а в 12 лет сколотил скиффл-группу, и уже тогда он был бунтарем. Итогом его бунтарства было исключение из школы в четырнадцатилетнем возрасте, что подтолкнуло в свою очередь к более серьезному занятию музыкой. Он стал исполнять песни Чака Берри и Боба Дилана. Эти первые музыкальные пристрастия не пройдут даром и дадут позже благодатные всходы.

А творчество Дилана Марк полюбил настолько, что даже свое сценическое имя Болан сконструировал из Бо-б Ди-лан. В девятнадцатилетнем возрасте Марк стал модом и подвязался играть на гитаре в группе под названием John's Children. В композиции, авторства Болана "Desdemona" можно услышать не только его гитару, но и узнаваемый бэк-вокал. Несмотря на ее очевидное качество, песня не попала в чарты, отчасти из-за того, что "BBC" возмутила одна фраза: "подними юбку и лети".

Марк был нужен для этой группы как своего рода Пит Таунсенд, отвечающий за написание песен и игру на гитаре. Для этого он получил "SG Gibson", на которой и создавал настоящий ураган звуковых искажений. Но уже через 3 месяца он покинул группу, чтобы сформировать со Стивом Перегрином Туком собственный коллектив — дуэт Tyrannosaurus Rex, который быстро получил большое количество поклонников среди представителей андеграунда. Но в тот период в руках Марка была еще пока акустическая гитара , и, хотя его фольклорно-подобные песни, вдохновлённые мифологией Джона Толкина, были любопытны, о собственной гитарной стилистике говорить еще пока было рано. Это была скорее эволюция исполнительства Боба Дилана.

Партнер Марка Тук был "раздолбаем" и со временем подсел на наркоту, в то время как Болан со своей подругой Джун Чайлд жил тихой спокойной жизнью, поэтому после трех акустических альбомов Марк заменил его Микки Финном. Еще он купил себе белый "Fender Stratocaster". Обновленный дуэт сходу записал альбом "A Beard Of Stars". На нем и стали появляться звуки электрогитары, уже столь стилистически узнаваемые, но пока еще робко теряющиеся в акустическом обрамлении.

На втором альбоме Марка с Микки в 1970-м они уже отошли от акустического звучания, полноценно введя в арсенал электрогитару и ударные. Ко всему еще и сократили название группы до T. Rex. Альбом назывался также "T. Rex ", а сингл, ему предшествующий — "Ride a White Swan", нес уже глэм-роковый саунд, ближе к хард-року. "Stratocaster" записывался с сильным эхом, напоминая некоторые из первых альбомов Элвиса Пресли на лейбле "Sun Records". И здесь уже гитара Марка обрела глубину, мощь, размах, и все узрели наконец Музыканта. Особенно впечатляет концертный вариант этой песни. И хотя здесь проглядываются и ритм-блюзовые корни, это уже нечто новое, трансформированное и переработанное Боланом.

В январе 1971-го, через три месяца после старта, "Ride A White Swan" поднялся на 2-е место в чартах. В том же месяце продюсер Висконти, добавив в помощники Болану и Финну барабанщика Билла Леджента, а также Говарда Кейлана и Марка Волмана в качестве бэк-вокалистов, собрал всех в студии, чтобы развить первый настоящий успех. У Болана была для этого как раз нужная песня, "Hot Love", в которой T. Rex собирался увековечить свой саунд. Великолепные струнные, самый сексуальный голос всех времен, гитарные отсылки к рок-н-роллу 50-х и наркотический ритм и стали теми наживками на крючке, на которые клюнули все.

В марте песня заняла первое место в чартах и оставалась там целых шесть недель, а Марк Болан воцарился на вершине популярности со своим "Gibson Les Paul Custom", с сияющими каплями блеска на щеках и в зеленой атласной рубашке. Так родился "Король Глэм-рока" и началась ТиРэксомания (T-Rextasy).

В начале 70-х со своей внешностью глэм-рокового идола и гитарными рок-н-рольными и хард-роковыми ходам Марк Болан выводит свою группу T. Rex в стратосферу, а звуки его "Gibson Les Paul Custom" и стали тем самым топливом, которое и двигало все это ввысь. И сам он вскоре стал иконой стиля этой эпохи.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Альбомы "Electric Warrior", "The Slider" и "Tanx" хорошо раскупаются и множат славу группы. Стиль окончательно формируется и приходится по душе многочисленным поклонникам. Новый сингл "Get It On (Bang a Gong)" станет официальным гимном движения и станет вторым подряд номером один.

Песня вроде простая по своей структуре, как и ритмичные и драйвовые "Jeepster", "Metal Guru", "Children of Revolution" и "20th Century Boy". Но они пронизаны захватывающими рифами в обрамлении изящной ритм-гитары, звучащей неизменно массивно и зажигательно. Особенно хороши они в живом исполнении.

Яркий герой глэм-рока Марк Болан, безусловно, подпитывал свою игру больше страстью, чем техническими способностями, хотя он никогда не стеснялся позволять своему "Les Paul" реветь — засвидетельствуйте наглое, мускулистое насыщение, вкусные и плотные звуки, льющиеся из стека его гитары, в этом живом клипе 1973 года "Buick McKane".

Послушайте студийные версии "Rock On", "The Slider" и "Telegram Sam" , чтобы оценить, как Марк может организовать линии вокруг ритм-секции. И неудивительно, что Болан был одним из немногих рок-идолов начала 70-х, которым поклонялось панк-поколение: чистая радость и самоотдача, а также полная восторга его живая игра на гитаре — разве это не были бы уместно, скажем, на альбоме Sex Pistols!

Лучший рок-н-ролл всегда строился на эффектных риффах и захватывающих хуках, Марк Болан знал об этом все, и, может быть, его техника гитариста и оставляла желать лучшего, но его "Gibson Les Paul Custom" выдавал чистый рок-н-ролл, перенося энергию, простоту и энтузиазм от отцов-родоначальников из 50-х в начало 70-х, но на этот раз с глэмовыми блесками, чтобы снова вызвать у подростков "рок-н-рольную истерию и лихорадку буги-вуги". И если когда-то рок-н-ролл утратил свое бурное начало и желание повеселиться, Марк Болан и Ти Рекс вернули его обратно.

Сессионный Гитарист

Как гитарист Марк Болан всегда имел точно акцентированный спокойный тон и играл именно то, что было необходимо. Он писал риффы- убийцы, а его соло на записи всегда были запоминающимися и несли индивидуальный четко выраженный подчерк.

Поэтому вряд ли стоит удивляться его востребованности в качестве сессионного музыканта. Хотя его статус суперзвезды не позволял ему размениваться на многочисленные проекты, он не мог отказать друзьям.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В январе 1970-го Дэвид Боуи записывал свою новую композицию под названием "The Prettiest Star", которую он написал для своей будущей жены Анжелы Барнетт. В студии присутствовал его друг и в то время соперник за звание "Короля глэм-рока" Марк Болан. Марк сыграл партию гитары. Продюсер Тони Висконти, который опекал тогда двух начинающих звезд, вспоминал, что сессия шла хорошо до того момента, пока первая жена Болана Джун вдруг не заявила Боуи: "Марк слишком хорош для тебя, чтобы играть на этом альбоме!" Однако Дэвид оставил на треке именно гитару Болана, без которой "The Prettiest Star" потеряла бы половину своего очарования.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В 1972-м Ринго Старр помимо статуса мега-рок-звезды имел уже некоторый опыт в кино, снявшись в ряде художественных и документальных фильмов. Поэтому, когда он подружился с Марком Боланом и воочию понаблюдал за развернувшейся у него на глазах Тирэксоманией, ему пришла в голову идея, используя возможности созданной еще в "Битловский" период "Apple Corps", запечатлеть это явление в рамках документальной киноленты. Так появился фильм "Born to Boogie" о концерте в Лондонском зале "Empire Pool" с участием T.Rex, Марка Болана, Элтона Джона и самого Ринго Старра. В паре классических номеров T.Rex поджемовали с Элтоном Джоном и Ринго Старром. Посмакуйте звук гитары Марка, добавившей сочных красок рок-н-ролльному стандарту "Tutti Frutti".

В свою очередь Марк Болан позже поучаствовал в сессиях записи песни "Have You Seen My Baby" альбома Ринго Старра "Ringo" 1973 года. Ритм-н-блюзовый стандарт Рэнди Ньюмана у Ринго решен в глэмовой стилистике, и гитара Болана наряду фортепиано Джеймса Букера держит весь саунд.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Марк Болан много гастролировал по США и даже как-то в июне 1974-го вместе со своей второй женой Глорией Джонс проживал в районе Лос-Анджелеса. Поэтому вряд ли кого должен удивлять тот факт, что он как сессионный гитарист принял участие в записи ряда песен, записанных дуэтом Айка и Тины Тернер в студии "Bolic Sound" в Инглвуд, Лос-Анджелес. Как вспоминала Глория Джонс, которая была в 60-х годах бэк-вокалисткой у дуэта Айка и Тины:

"Я позвонила Айку и сказала, что мы в городе, и он сказал: "Мы в студии, вы, ребята, спускайтесь". Марк взял свою гитару. Тина и я слушали песню, пока Марк и Айк работали над гитарной партией. Айк говорил Марку: "Играй, что чувствуешь". Айк и Тина действительно восхищались им, а они ведь ценили многих рок-музыкантов."

Во время сессий Марк записал свою нервную так узнаваемую гитару на треках:

"Sexy Ida (Part 2)",

"Baby—Get It On",

и "Nutbush City Limits".

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В 1972 году Джефф Линн расстался с сооснователем группы Electric Light Orchestra Роем Вудом и существенно обновил состав музыкантов для работы над вторым номерным альбомом "ELO 2". В сентябре в Лондонскую "Air Studios" заглянул его приятель Марк Болан, в это время группа работала над песней "Everyone's Born to Die", которую Линн написал в стиле столь любимого Боланом Боба Дилана. И как было избежать соблазна поучаствовать в записи. Песня тогда в альбом не попала, вышла позже, но это не мешает насладиться сочным породистым звуком гитары Марка.

Песня "Ma-Ma-Ma Belle" выходила как отдельным синглом, так и на третьем номерном альбоме "On the Third Day" группы Electric Light Orchestra. Не смотря на струнную группу, это типичный разухабистый глэм-рок, а раз так, то вряд ли кого должно удивлять приглашение Джеффом Линном для ее записи "звезду глэма" Марка Болана. Ну, кто бы лучше него исполнил партию гитары, придав нужный саунд своим "Gibson Les Paul". Здесь партию гитары Марк разделил с Джеффом.

Еще одна песня с этого альбома "Dreaming of 4000" (Мечтая о 4000) — хороший пример эффективного соединения рока и классики, с прекрасной мелодией и множеством инструментальных изяществ. И Марк Болан своей гитарой добавил характерных роковых красок этой энергичной композиции.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Когда Стив Харли, фронтмен английской глэм-группы "Steve Harley & Cockney Rebel" приступил в июле 1977-го к записи своего сольного альбома "Hobo with a Grin", ему помогала многочисленная команда от Майкла Джексона до Дункана Маккея. И, конечно же, Стив не мог не пригласить своего близкого друга Марка Болана. Его гитара звучит на песне "Amerika the Brave". А в песне "Someone's Coming" Марк не только играл гитарную партию, но и был бэк-вокалистом. Как вспоминал потом сам Стив:

"В последний раз в своей жизни, когда Марк пришел в студию, это было для записи песни "Amerika the Brave". Также можно услышать, как он поет в "Someone's Coming".
Болан был моим близким другом. Я знал его пару лет. Мы сильно отличались: он был гораздо более экстравертом, чем я, тем ни менее мы очень сблизились. Говорят, что противоположности притягиваются"

Мистический уход

А последний раз публично Марк Болан выступил в своем музыкальном телешоу "Marc" вместе со своим старым другом Дэвидом Боуи 7 сентября 1977-го, в котором они спели дуэтом.

А потом наступило 15 сентября того же 1977-го. Марк и Глория Джонс провели вечер в одном из клубов Лондона, где они ужинали и выпивали. При возвращении домой на своем "Mini 1275 GT" рано утром 16-го в полутора километрах от дома они разбились, врезавшись в дерево сикоморы. Находившаяся за рулём Глория получила травмы, но выжила, а вот Марк Болан не пережил этой аварии.

Примечательно, что Марк никогда не садился за руль автомобиля и не учился вождению, так как панически боялся повторить судьбу знаменитого актера Джеймса Дина, который, как известно, погиб в результате автокатастрофы. Интересно, что в одном из последних радиоинтервью, Болан, когда его спросили о его планах на ближайшие пять лет, ответил: "Я надеюсь, что буду жив. Это всё, что я могу сказать". Мистики в эту историю добавляет номер еженедельника "New Musical Express", найденный в разбитой машине. Он был открыт на интервью, озаглавленном "Надеюсь, я умру до того, как состарюсь". Так и получилось, он не дожил до своего тридцатилетия всего пару недель, уйдя из жизни как настоящая рок-звезда, навсегда оставшись "Королем глэм-рока".

Но свет от этой звезды еще долго нисходил на Землю, оказывая большое влияние на целый сонм музыкантов и на новые направления, такие как панк-рок и брит-поп в последующие годы.

☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!

➤Другие статьи схожей тематики:

❇️Солнечный Огонь Manfred Mann's Earth Band

❇️На третий день творения Electric Light Orchestra

❇️Трилогия Эмерсона, Лейка и Палмера

❇️Самый величайший из классических рок-альбомов

❇️Лучшее в музыке. Магия двойных рок-альбомов. Часть 1