Создавать музыку сложно, и не важно какой это жанр – классика, джаз, рэп, поп, лаунж или рок. Если, конечно, задаваться целью через барабанные перепонки и нервные окончания проникнуть в души слушателей и затронуть чувственные области сознания. Ведь как говаривал когда-то старина Платон: "Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему сущему. Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного". А Сюнь-Цзы по-восточному с изысканным изяществом с ним соглашался: "Музыка – это благоуханный цветок благодетели". Потому то люди во все века вне зависимости от нравов и вкусовых предпочтений особо почитали творцов этих божественных звуковых гармоний – композиторов, начиная от легендарных Орфея и Садко, и вплоть до современных – Ханса Циммера и Луиджи Рубино.
Конечно же, наиболее востребованными всегда были те, кто ориентировался на облегченные области для восприятия плодов их созидания – поп и рок-музыку. У любого человека найдутся любимые композиторы, писавшие песни и инструментальные композиции в этих жанрах. Ремесло это древнее и требует помимо вдохновения не только соответствующих навыков и талантов, но и уединения.
Хотя ведь были творцы, – да и сейчас еще найдутся – которые создавали вдвоем. И ведь правда, хватало авторских дуэтов за историю рок и поп-музыки, писавших яркие запоминающиеся песни, которые пришлись по нраву большинству слушателей. Достаточно вспомнить такие пары, как Джон Леннон – Пол Маккартни, Элли Гринвич – Джеф Барри, Джерри Либер – Майк Столлер, Мик Джаггер – Кит Ричардс, Нодди Холдер – Джим Ли, Бьорн Ульвеус –Бенни Андерссон, Джимми Пейдж – Роберт Плант. И не важно в какой степени вложился кто-то из них в текст, кто в мелодию, а кто гармонизировал всю композицию в целом.
Не будем скрупулезно высчитывать вклад каждого участника, хотя, скажем, граф Лев Николаевич Толстой, почитавший математику, и утверждал, что "музыка – это стенография чувств" . В этом же ряду легендарных песенников–хитмейкеров стоит дуэт Никки Чинн – Майк Чепмен. Не все, возможно, знают, что их любимые песни, исполненные известными группами и исполнителями, в том числе такими, как Sweet, Mud, Smokie, Arrows, Exile, New World, Racey, Сюзи Кватро и Тина Тернер, вышли в авторстве этой двоицы. А весь их послужной список составляет несколько сотен песен.
Их самое золотое, урожайное на хиты время – 70-е годы. С 1970 по 1978 год Чинн и Чепмен выдали на гора около 50 топовых синглов. Только в течении 1973 и 1974 годов 19 хитов авторства этой пары попало в чарты "Top 40 UK Singles", в том числе и пять из них под №1. Их песни доминировали в хит-парадах не только Британии, но и Германии, Скандинавии, Австралии, Новой Зеландии, Японии и США. В этот период эти два парня оказались фантастически коммерчески успешными композиторами, создав репутацию тождественности бренда "песня авторства Чинн – Чепмен" (Chinnichap) и "шлягер".
Если же обратить свой взор на то, что предшествовало воссоединению этой пары в творческий дуэт, то начать, пожалуй, нужно с уроженца Лондона Никки Чинна (Николаса Барри Чинна). Состоятельная еврейская семья, владевшая сетью автомастерских, не только обеспечила молодому Никки достойное образование, но и не препятствовала его музыкальным устремлениям. Его талант к сочинительству поп-песен был очевиден с юности, и после ряда попыток совместно с Майком д'Або, певшим когда-то у Манфреда Манна, они написали пару песен, вошедших в саундтрек популярной комедии "Эй! В моем супе девушка" с Голди Хоун и Питером Селлерсом в главных ролях.
Видео с ютуб-канала 1960sCinemaSound
В это самое время в статусе 25-летнего начинающего хитмейкера Никки и пересекся с 23-летним Майком Чепменом (Майком Дональдом Чепменом), подрабатывающим в то время официантом в ночном клубе "Tramp", в который как-то раз и заглянул Чинн. Майк приехал в Великобританию из Австралии в 1967 году, и его амбиции простирались в музыкальную сферу. Он начал свою музыкальную карьеру в Downliners Sect, где он играл на гитаре и пел. Стиль Чепмена был похож на стиль таких музыкантов, как Берт Янш, Дэви Грэм и Джон Ренборн. Он смешивал различные жанровые элементы, но купажировал их в разных пропорциях, больше склоняясь к электрическому концу спектра. Позже он найдет себя в группе Tangerine Peel. Ребята делали своеобразную смесь психоделики и глэма и даже успели выпустить в 1970 году на "RAK Records" ряд синглов и любопытный лонг-плей "Soft Delights".
Видео с ютуб-канала Lunatic Of Pot's Creation
Майк весьма критически оценивал звучание своего голоса и степень виртуозности владения инструментом, но зато он обладал талантом сочинительства. Сойдясь на совместном интересе к музыкальному творчеству, Чинн и Чепмен решили попробовать сочинять вдвоем, тем более что опыт сотрудничества с другой творческой единицей у Никки уже был. Они договорились о новой встрече и сразу же написали вместе четыре песни за день. Как вспоминал Чинн:
"Это были не очень хорошие песни, но в то же время они не были ужасными, и, что самое важно, они дали почувствовать, что между нами есть какая-то химия".
В конечном итоге они вышли на Микки Моста, шефа лейбла "RAK Records", на котором и записывались ранее Tangerine Peel.
"Мы решили встретиться с кем-то, кто записывал хиты, вместо того, чтобы ходить в офисы издателей и играть наши песни людям, которые не знали, о чем они говорят. Я получил домашний номер Мики, потому что подумал, что секретарь может заблокировать звонок из офиса. Его жена Крис передала Микки трубку, и я сказал: "Мы пишем хиты, и было бы здорово встретиться". Микки ответил: "Хорошо, завтра в 11:30". Майк сыграл ему несколько песен, Микки все не нравилось, пока Майк не дошел до последней "Tom Tom Turnaround". Микки сразу же взял ее и отдал New World, и она вошла в пятерку лучших в чартах".
Видео с ютуб-канала fimballs
Раскрутка Sweet
Микки пригласил перспективный авторский дуэт на свой лейбл попробовать раскрутить молодую группу The Sweet. Музыканты недавно скорректировали свой состав и менеджмент, укоротили свое название со The Sweetshop и выпустили три сингла в жанре бабблгам-поп. Ребята попробовали ту же проверенную "Tom Tom Turnaround", ставшую уже хитом у New World, немного утяжелив первоначальную версию.
Менеджер группы Фил Уэйнмен познакомился с начинающими хитмейкерами Ники Чинном и Майком Чепменом, и тут выяснилось, что те в свою очередь как раз искали группу, готовую записать несколько песен, которые они вместе написали. В итоге Брайан Коннолли, Стив Прист и Мик Такер исполнили вокал на записи под названием "Funny Funny", в которой поучаствовали еще приглашенные Пип Уильямс на гитаре, Джон Робертс на басу и сам Уэйнман на барабанах. Следует отметить, что во избежание риска Фил Уэйнмен по согласованию с Чинном и Чепменом стремился в студии использовать сессионных музыкантов, хотя тот же Мик Такер был неплохим ударником, как и Стив Прист – басистом.
Что же до нового гитариста Энди Скотта, только что после прослушивания отобранного в группу, то еще совсем недавно до этого он играл с Майком Маккартни, братом Пола в составе Scaffold. В итоге в Великобритании сингл "Funny Funny" заметили, и он стал первым хитом The Sweet, добравшись в итоге в марте 1971 года до №13 в британском национальном чарте и попав на 5-е место в немецком хит-параде.
Майк Чепмен вспоминал, что вдохновением для "Funny Funny" послужила "Sugar, Sugar" от The Archies, даже назвал это "вопиющим грабежом".
Изначально The Sweet пытались объединить разнообразные музыкальные влияния – поп-роковые, как у команд вроде The Monkees и The Archies, так и ориентированные на рок с искаженными гитарами и тяжелой ритм-секцией, такие как у The Who. Однако, заметно, что на первых порах перекос в этом жанровом конгломерате чаще был в поп-рок с элементами глэма. Помимо этого они еще переняли богатый стиль вокальных гармоний у The Hollies.
За первым синглом последовал второй – "Со-Со". В это раз в чарте "UK Singles Chart" он достиг 2- го места, а в США вошел в сотню "Billboard Hot 100", в то же время триумфально пройдясь и по европейским чартам. Сама же группа впервые появляется на "Би-Би-Си" в программе "Top of the Pops". Позже, после того как группа перейдет на хард-роковый формат, рок-критики будут им постоянно "предъявлять" за эту "попсовость".
Вышедший в ноябре 1971 года полновесный лонг-плей "Funny How Sweet Co-Co Can Be" содержал наполовину материал авторства Чинн – Чепмен. При этом на записи в студии музыканты The Sweet в основном только пели, и лишь в ряде композиций частично им было дозволено записать и инструментальные партии. Одной из таких песен стала "Chop Chop".
Дебютный лонг-плей The Sweet не снискал большого коммерческого успеха, зато синглы, маркированные Chinnichap, оказались вполне востребованы. Поэтому группа какое-то время имела репутацию "сингловой". Зато более явственно стало ощущаться глэм-роковое звучание.
Следующий сингл "Little Willy" в 1972 году пробился к вершинам европейских хит-парадов и дошел до №4 в Великобритании и №3 в США. Критики отмечали, что именно эта песня помогла запустить в обиход основную формулу звучания глэм-рока.
Почти таким же успешными оказалась в 1972 году и "Poppa Joe" с элементами рубмы, что обеспечило вершины хит-парадов в континентальной Европе.
А вот глэм-роковая "Wig-Wam Bam" с более жестко разносящими звук вокалом и гитарами так и вообще расценивалась одним из гимнов глэм-рока. Этот сплав поп-музыки и хард-рока останется основной маркировкой музыки The Sweet и прообразом глэм-металла несколько лет спустя. В отличие от записи предыдущих синглов здесь, наконец то, полностью все участники группы играли на своих инструментах. Когда как ранее в студии по традиции участвовал продюсер Фил Уэйнман на ударных и сессионные музыканты Джон Робертс и Пип Уильямс на басу и гитарах соответственно.
Майк Чепмен, наконец то, расслышал самих музыкантов The Sweet, и осознал, что в гитаре Скотта есть мощный хард-роковый потенциал, как и в барабанах Мика Такера. Кроме того, это был первый сингл The Sweet, в котором басист Стив Прист исполнил некоторые части партии ведущего вокала. Позже это стало важной частью стиля группы. Текст же песни был вдохновлен классическим стихотворением Генри Лонгфелло "Гайавата" 1855 года.
На первых порах ингредиент "Чинн и Чепмен" – такая же важнейшая составляющая Sweet , как и уникальные на тот момент певческие гармонии группы с отличными фальцетами Брайана Конноли и скоростная зажигательная игра музыкантов, мастеров своего дела, выдающих стопроцентный рок-н-ролл, но сильно утяжеленный благодаря хард-роковым риффам Энди Скотта.
Следующий сингл "Hell Raiser" только укрепил репутацию группы как одного из столпов глэм-рока, поднявшись до №2 в UK и триумфально воссев на вершинах в Германии и Дании. "Чинничап" здесь выдают новый убийственный портрет рок-звезды, на сей раз – в женском обличье, звезды, которая не играет, не поет, но олицетворяет собой все безумие, удаль, безбашенность и космический оптимизм 70-х.
А вот "Block Buster" оказался единственным хитом у The Sweet на целых пять недель оккупировавшим первую строчку в Великобритании, а также в ряде европейских стран. Этот сингл сделает группу одними из суперзвезд в Англии. Их союз с Chinnichap, наконец то, отлично срабатывает: Чин и Чепмен врубаются в суть этой четверки и начинают выдавать то, что им позарез необходимо.
"Block Buster" – это рок-портрет неотразимого рок-героя, который "уведет у тебя твою женщину", героя, подобного супергерою Элвиса и Джерри Ли – "дьявола рок-н-ролла", его персонификация. Все сыграно по-новому мощно и фанфарно. Гитарист Энди Скотт берет на вооружение самый модный блюзовый рифф, что выльется скандалом в глэм-роке, барабанщик Мик Такер придумывает свой особенный стоп-тайм, свою запинку, Конноли выходит на фальцеты – и дело готово. Хит номер один!
Как-то, выступая в одном из телешоу "Top of the Pops", басист Стив Прист появился в немецкой военной форме, с усами Гитлера и с повязкой со свастикой, что вызвало большой скандал. Но все обошлось. В СССР же это момент отметили, и группа надолго попала в запрещенные списки.
Обратите внимание насколько рифф Скотта похож на рифф Мика Ронсона – тот, что звучит у Дэвида Боуи в песне "The Jean Genie", выпущенной незадолго до этого. Однако все стороны утверждают, что это было просто чистой воды совпадение. Тем более, что почти такой же рифф можно услышать и у The Yardbirds в кавере песни Бо Диддли "I'm A Man".
Вот как Ники Чинн описал встречу с Дэвидом Боуи после выхода "Block Buster" :
Он совершенно невозмутимо посмотрел на меня и сказал: "Ублюдок (на самом деле нецензурно выругался)". А потом он встал, обнял меня и сказал: "Поздравляю!"
Удивительно насколько стилистически песни Чинна и Чепмена вписывались в мэйнстримовые предпочтения среди британской и мировой аудитории, что, собственно, и обеспечило для The Sweet в течение последующих нескольких лет непрерывную череду миллионных продаж. В 1973 году выходит сингл "The Ballroom Blitz", на многие годы ставший не только визитной карточкой группы, но и одной из самых популярных роковых композиций в истории. Она достигла 2-го места в Соединенном Королевстве, 1-го в Австралии, 5-го в США, и в целом была одним из главных хитов Америки 1975 года. Песня была написана под впечатлением инцидента 27 января 1973 года, когда музыканты, выступая в "Palace Theatre" шотландского Килмарнока, были вынуждены уйти со сцены под градом брошенных пивных бутылок.
И мужик сзади крикнул: "Все в атаку!"
И танцплощадка превратилась в блитцкриг,
И девушка в углу сказала: "Парни, я вас предупреждаю:
Это превратится в блитцкриг на танцплощадке".
Блитцкриг на танцплощадке!
Обратите внимание как похож вступительный гитарный рифф и барабаны на песню Бобби Комстока "Let's Stomp" 1963 года.
Занятно, что в конце 70-х, когда по советскому телевидению в программе "Международная панорама" показали сюжет про появление в Великобритании панк-движения, в качестве образчика панк-рока включили ролик Sweet с песней "Ballroom Blitz". В принципе, это было близко к сути. Хотя эта песня и была написана за несколько лет до появления панк-рока, в ней присутствует та самая неукротимая энергия настоящего "сырого" необработанного рок-н-ролла, к корням которого панк попытался вернуть рок-музыку тех лет.
Между тем, в 1974 году "The Sweet" превратились в "Sweet" , оглашая тем самым бесповоротный отход от поп-тематики и становление более хард-рокового саунда. Первый же сингл "Teenage Rampage" ознаменовал собой попытку группы отойти от подростковой аудитории и приобрести репутацию серьезной рок-команды. Майк Чепмен поддержал этот порыв группы:
"Teenage Rampage" говорит в точности о том, что сейчас происходит с ребятами. Они торжествуют, и это – революционное движение. Но это – не политическая революция, это – революция чувств. Наконец, они могут пойти и делать то, что они сами хотят.
В лирике Чинн и Чепмен обрисовали картину "подростковой революции", но при этом сила песни состояла в том, что настроение юной толпы, такое необузданное и первобытное, подразумевает лишь "бунт ради бунта". Характерен отзыв на эту песню критика Дэйва Томпсона:
"Это тот безбашенный призыв к молодежи взяться за свое оружие, изменить законодательство, совершить тинейджерскую революцию, которая уже "парит в воздухе", с отменным гитарным риффом, напоминающим Элиса Купера и самих ранних Sweet . Рев толпы переходит из куплета в припев, и кажется, что все это записано с концерта еще более шумного, чем давала группа в те годы".
Сингл с песней вышел в январе 1974 года и дошел в чарте "UK Singles Chart" до 2-го места. И хотя Sweet, Чинн и Чепмен нарисовали картину захвата власти тинейджерами, не им будет суждено вывести ее на улицы Британии. Однако, пройдет каких-то два года, и подобная орава подростков с гитарами наперевес выйдет на улицы Лондона, а толпы их фанатов сильно оживят спящие районы – случится панк-революция!
Уже в апреле 1974 года Sweet при содействии звукоинженера Питера Коулмана записали и выпустили альбом "Sweet Fanny Adams", явив на нем не только истинную квалификацию музыкантов, но и традиционный хард-роковый звук на авторских треках. Характерной новой чертой стало использование сжатых высоких вокальных гармоний и бэк-вокала, что станет тенденцией, которая продолжится на всех последующих альбомах группы.
"Sweet Fanny Adams" звучит как единое произведение и экспонирует группу на пике их музыкальной карьеры. Вклад Чинна и Чепмена на этом альбоме был в виде двух песен – "No You Don't" и "AC-DC". И если первая вполне укладывалась в новый облик группы, то вторая была типичным глэм-роком.
Видео с официального ютуб-канала Official Sweet Channel
Третий студийный альбом группы, "Desolation Boulevard", был выпущен в Соединенном Королевстве в ноябре 1974 года. К тому времени менеджер Фил Уэйнман ушел, и продюсером альбома выступил Майк Чепмен. Он был записан всего за шесть дней и отличался более сырым "живым" звучанием. В то же время в США, Канаде и Японии версии альбома существенно разнились с британским релизом. На них помимо прочего отсутствовала песня "Turn It Down", вышедшая отдельно синглом. Ее стилистику позже назовут прото-глэм-металлом. Никки Чинн дал развернутый комментарий:
"Это агрессия, но к счастью, она не переходит в насилие. Все уже не так, как в дни тедди-боев с выкидными ножами. Это другой тип агрессии... Я думаю, ребята хотят дать выход этому, и поэтому идут на концерты и там кричат, идут в танцзалы и на дискотеки и танцуют нон-стоп по три часа подряд, а девочки приходят домой и воображают себе завтрашнее свидание с Брайаном Конноли. Эра тедди-боев была другой; сейчас это больше истерическая агрессия, без привычного насилия".
Другим синглом с альбома будет "The Six Teens". В песне представлены более мягкие акустические куплеты, контрастирующие с более тяжелыми припевами, основанными на звуке электрогитары, что было расценено как существенное отличие от глэм-рокового звучания группы, которое было в предыдущих синглах группы. Гитарист Энди Скотт, представляя эту песню на концертах группы, часто заявляет, что считает ее лучшей работой Чинна и Чепмена.
В песне упоминаются шесть подростков, выросших на революционной риторике 1960-х годов. Песня была предпоследним синглом, написанным Чинном и Чепменом для группы, и последним, на котором помогал давний продюсер и менеджер Фил Уэйнман.
Хоть и нельзя отмахнуться от того факта, что Sweet с песнями Чинна и Чепмена – это топовая рок-музыка Британии 1973-1975 годов, которая предвосхитила и многие будущие направления ее развития, однако все рано или поздно подходит к своему завершению. Вскоре группа полностью перейдет на свой авторский материал, отказавшись от песен дуэта, которые на взгляд музыкантов не соответствовали их новому хард-роковому направлению.
Поводом же резкого разрыва с Chinnichap послужила самостоятельная запись для сингла одной из собственных песен, "Fox on the Run", без уведомления авторской двоицы. Сингл, к слову, стал очень успешным, возглавив чарты ряда Европейских стран и Австралии, а также дойдя до №2 в Великобритании и до №5 в США. Никки Чинн прокомментировал это так:
"Они разочаровались и захотели стать хозяевами самим себе".
В феврале 1976 года выйдет "Give Us a Wink", первый альбом Sweet, все композиции в котором участники группы напишут сами. Как вспоминал гитарист Энди Скотт о периоде сотрудничества с Чинном и Чепменом:
"Мы с ними встречались достаточно регулярно, поскольку Майк делал свои достаточно примитивные домашние демки на звукозаписывающей машине "Revox", в которой было много эха, и когда он нам их проигрывал, то стучал по микрофону, давая эффект барабанов... Энергия этих демок давала нам нужную вибрацию. Было почти так, что, если мы хотели чего-то, то мы брали и слушали все эти песни, "Hell Raiser", "Ballroom Blitz" и "Teenage Rampage", они становились культовыми для нас, еще прежде чем выходили, и эти демо звучали дико и шероховато, почти как настоящий панк-рок. Что делали мы – мы их немного коммерциализировали".
Дальше они пойдут своим путем, запишут еще ряд великих песен и несколько неплохих альбомов, лучший из которых "Off the Record", но в целом все пойдет по нисходящей. В современных рок-энциклопедиях Sweet оставят о себе запись:
"Они воплощали собой всю безвкусицу 70-х..., люмпен-пролетарии в блестках и на каблуках". Или вот еще: "Их имидж, включающий щетину и тушь, больше напоминал кучку недоверчивых парней после нескольких пинт пива, которые возились с косметичкой своих сестер".
Весьма спорно, но да ладно. И по сей день их фан-клуб огромен по обе стороны океана, включая постсоветские страны, и он продолжает расти, потому что Sweet оставили нам яркие цепляющие песни-хиты, и не только авторства Чинна и Чепмена. Помимо этого, они станут отправной точной многих хэви-металлических групп, за их саундом пойдут ранние Iron Maiden, Kiss и Def Leppard, да и вся новая волна брит-поп-металла.
The Arrows
С песней "Touch Too Much" произошла любопытная история. В 1974 году ее не взялись исполнять те же Sweet, а Сюзи Кватро очень долго пребывала в раздумьях включать ли ее в свой репертуар. Это хоть и был глэм-рок, но немного в облегченной версии, что не очень вписывалось в текущую концепцию музыкантов. А вот новички The Arrows срочно нуждались в успешном сингле. Команда только сложилась и представляла из себя трио в составе певец и басист Алан Меррилл, гитарист Джейк Хукер и барабанщик Пол Варли.
После выхода сингла "Touch Too Much" троицу заметили, а больше всего эта песня преуспела в Южной Африке, заняв там 2-е место в чартах и 15 недель не входя из топ-20. В Великобритании сингл доберется до №8.
Второй сингл группы от знаменитых хитмейкеров, "Toughen Up", звучал уже пожестче, и он занял 51-е место в британском чарте 1974 года. В том же году The Arrows были отмечены в Бельгии премией "Золотой лев" в категории "Лучшая новая группа", а после выступали на церемониях по ТВ. Позже обе композиции войдут в альбом "Velvet Tinmine" , включающий сборник утраченной классики глэма, а сами The Arrows сделают карьеру в еженедельных телешоу.
И это ещё не всё, читайте окончание здесь:
☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!
❇️Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.
➤Другие материалы подобного рода:
✔️Рок-композитор Грэм Гоулдман, гений минорных хитов
✔️Каверы Боба Дилана в переложении Манфреда Манна
✔️Сказ про то, как Black Sabbath прогрессив-рок играли, часть1
✔️Сенсация 1975 года – фильм "О, Счастливчик!" и Алан Прайс
✔️Мормонский прогрессив-рок The Osmonds - The Plan