Новости разносили печаль и скорбь: британский блюз-роковый гитарист, певец, автор песен и основатель группы Fleetwood Mac Питер Грин скончался в возрасте 73 лет. Последовало краткое заявление семьи:"С большой грустью семья Питера Грина объявляет о его смерти в эти выходные, мирно во сне. Дальнейшие заявления будут предоставлены в ближайшие дни".
Питер Грин был главной фигурой "второй великой эпохи" британского блюзового движения. Он , пожалуй, – самый недооцененный гитарист британского блюзового бума середины 60-х годов, неизменно отводимый на позицию где-то ниже священного триумвирата Клэптона, Бека и Пейджа. Как основатель Fleetwood Mac, он был введен в "Зал славы рок-н-ролла" в 1998 году. Эрик Клэптон так описывал его стиль: "Ему было интересно выражать эмоции в своих песнях, а не демонстрировать, как быстро он может играть, он использовал подтяжки струн (бэнды), вибрато и экономный стиль". Б.Б. Кинг отзывался о Грине следующим образом: "У него самый сладкие звуковые тона, которые я когда-либо слышал; он был единственным, от кого у меня проступал холодный пот".
Питер Грин (настоящее имя Питер Аллен Гринбаум) был младшим из четырех детей в семье Гринбаумов. Родившись в лондонском Ист-Энде в бедной еврейской семье, он увлекся гитарой в возрасте 11 лет, в эпоху скиффла середины 50-х годов. Его брат Лен приобрел дешевую испанскую гитару и показал молодому Питеру несколько аккордов. Вскоре это была уже гитара Питера, на которой он приступил к самостоятельному освоению гитарного мастерства. Он начал профессионально выступать в возрасте 15 лет, причем в это время он играл на бас-гитаре в группе под названием Bobby Dennis and the Dominoes, которая исполняла каверы на поп-чартовые хиты и стандарты рок-н-ролла. Затем он присоединился к группе ритм-энд-блюзовых музыкантов The Muskrats, а после к группе The Trident, в которой он все также играл на басу. Но к рождеству 1965 года Грин перешел на должность лидер-гитариста в группу Питера Барденса Peter B's Looners, где он и встретил барабанщика Мика Флитвуда.
В 1966 году Питер Грин и некоторые другие участники Peter B's Looners создали еще один проект – Shotgun Express , соул-группу в стиле моутаун, в которую какое-то время входил еще и Род Стюарт, но Грин покинет группу через несколько месяцев.
В октябре 1965 года, перед тем, как присоединиться к группе Барденса, у Грина была возможность заменить Эрика Клэптона в The Bluesbreakers Джона Мейолла на четыре концерта, которой он и воспользовался. А вот после того, как Клэптон покинул The Bluesbreakers, Грин с июля 1966 года стал постоянным участником группы Мейолла. Майк Вернон , продюсер "Decca Records", вспоминает дебют Грина с Bluesbreakers:
"Когда группа шла по студии, я заметил усилитель, которого я никогда раньше не видел, поэтому я спросил Джона Мейолла: "Где Эрик Клэптон?" Мейолл ответил: "Его больше нет с нами, он оставил нас несколько недель назад". Я был в состояния шока от известия, но Мэйолл сказал: "Не волнуйся, у нас есть кто-то получше". Я сказал: "Подожди минутку, подожди секунду, это смешно. У тебя есть кто-то получше? Чем Эрик Клэптон?" Джон сказал: "Возможно, он не лучше сейчас, но подожди, через пару лет он станет лучшим". Затем он познакомил меня с Питером Грином".
Грин дебютировал с The Bluesbreakers в 1966 году на альбоме 1967 года "A Hard Road", в котором были представлены две его собственные композиции "The Same Way" и "The Supernatural". Последняя была одним из первых инструментальных номеров Грина, который вскоре станет его торговой маркой. Он был настолько хорош, что его друзья-музыканты дали ему прозвище "Зеленый Бог". Но в 1967 году Грин, решив создать свою собственную блюзовую команду, покинул The Bluesbreakers, прихватив с собой басиста Джона Макви. Они объединились с Миком Флитвудом и Джереми Спенсером в группе, которая получила название Peter Green’s Fleetwood Mac. Спустя несколько месяцев название будет сокращено до Fleetwood Mac. Хотя по началу группа исполняла преимущественно классические блюзовые хиты и стандарты, Грин быстро дополнил репертуар своими удачными авторскими композициями.
Выпустив с Fleetwood Mac три успешных студийных альбома: Fleetwood Mac (1968), Mr. Wonderful (1968), Then Play On (1969), Питер преуспел и в создании хитов. "Black Magic Woman" был одним из них, позже кавер этой песни, сотворенный Карлосом Сантаной, вознесет того в статус мировой звезды.
А его знаменитая композиция "Albatross", возглавлявшая британские чарты в 1969 году, вдохновляла The Beatles при их работе над песней "Sun King" на "Abbey Road".
Удивительно, но такие отличные песни Питера, как "Oh Well" и "The Green Manalishi (With the Two Prong Crown)", ставшие хитами Fleetwood Mac при Грине, по-настоящему преуспеют уже с Бобом Уэлчем, а затем и Линдси Бакингемом.
Кстати, "The Green Manalishi (With the Two Prong Crown)" Питер Грин, с его слов, написал после того, как ему приснился наркотический сон, в котором его посетила зеленая собака, которая лаяла на него.
Песня "Man of the World" занимала в британских чартах второе место в 1969 году, а позже она будет использована Яном Броуди в качестве основы – мелодии и последней лирической строки – для песни "I Wish I Was in Love" на альбоме "The Lightning Seeds Tilt". Песня соответственно зачислена в соавторстве с Питером Грином. Позже она еще неоднократно перепевалась разными исполнителями.
Вот как раз, начиная с периода работы над "Man of the World", товарищи по группе Грина стали замечать изменения в его душевном состоянии. Он начал принимать большие дозы ЛСД , отрастил бороду и стал носить халаты и распятие . Мик Флитвуд вспоминает, как Грин стал беспокоиться о накоплении богатства. Последовало несколько инцидентов, и после финального выступления 20 мая 1970 года Грин покинул Fleetwood Mac.
Успев поучаствовать в записях ряда музыкантов в качестве сессионного гитариста, он прекратит активную карьеру. В конце концов, у Грина была диагностирована шизофрения, и в середине 70-х годов он проводил время в психиатрических больницах, проходя электросудорожную терапию. Лишь в 1979 году Грин начал профессионально возрождаться: он выпустит симпатичный сольный альбом "In the Skies".
А в 1981 году Питер поможет Мику Флитвуду в записи "Rattlesnake Shake" и "Super Brains" на его сольнике "The Visitor".
В конце 90-х при содействии Найджела Уотсона и Кози Пауэлла Питер создал группу Peter Green Splinter Group. На ее счету девять блюзовых альбомов, в основном написанных Уотсоном.
Питер Грин в The Bluesbreakers
А теперь обратимся к тому, как все началось для Питера Грина в The Bluesbreakers, его первых записей и периода создании Fleetwood Mac. Предоставим слово действующим лицам:
1 августа 1965 года: The Bluesbreakers Джона Мэйолла с Эриком Клэптоном выступают в клубе "Pottiac Club" на юго-западе Лондона. Вскоре после этого выступления Клэптон неожиданно исчезает в Грецию на двухнедельный отпуск.
Джон Мейолл: "Думаю, Эрику это стало скучно. Поэтому он решил собрать друзей и уехать в Грецию. Для меня это было сродни паники, потому что мы так сильно полагались на него, и было так мало людей, чтобы выбрать из них в качестве замены.
Я получил много ответов на объявление, которое я разместил в "Melody Maker", поэтому я каждую ночь прослушивал разных гитаристов, позволяя им сидеть и смотреть, как другие работают. Затем Питер подошел ко мне во время концерта в клубе "The Flamingo" на Уордур-стрит и был довольно настойчив, очень настаивая на том, что он лучше, чем тот парень, который был у меня на сцене в ту ночь, поэтому я дал ему шанс, и он был совершенно прав, конечно".
Майк Вернон (основатель и продюсер "Blue Horizon Label"): "В то время Питер был неизвестным. Он играл в нескольких местных группах, самой известной из которых была, возможно, The Muskrats, но это не было громким именем.
Питер Грин: "Джон Мейолл сказал, что я могу немного поиграть, и сказал: "У тебя есть такая уверенность?" или что-то такое подобное. Во всяком случае, он пустил меня в "поезд".
И вот 25 августа 1965 года The Bluesbreakers Джона Мейалла с Эриком Клэптоном, недавно вернувшимся из Греции, снова выступают в клубе "Putney Pontiac Club".
Джон Мейолл: "К сожалению, Эрик вернулся из Греции всего за пару недель. Эрик вернулся с загаром, а Питер покинул нас. Питер не очень обрадовался этому, но так оно и было".
Питер Грин: "Я пробыл там всего неделю, а потом поехал с Peter B's Looners.
24 декабря 1965: Georgie Fame & The Blue Flames при поддержке инструментальной группы Peter B's Looners, возглавляемой органистом Питером Барденсом, выступают в "The Flamingo". Помимо Питера Грина в группу также входит барабанщик Мик Флитвуд.
Мик Флитвуд: "Питер пришел на прослушивание, мы были очень простой инструментальной группой, играющей вещи из репертуара Букера Ти Джонса и Моза Эллисона. У него был отличный звук, как они говорят, но я и басист Дэйв Амброуз не думали, что он знает достаточно о гитаре. Он сыграл только пару фраз, вариаций на тему Фредди Кинга. К чести Питера Барденса, он отвел меня в сторону и сказал: "Вы ошибаетесь, этот парень особенный"."
29 апреля 1966 года: Peter B's Looners выступают в "The Carousel Club", Фарнборо, большим составом, включающим вокалистов Рода Стюарта и Берил Марсден. Они были привлечены по просьбе владельцев "The Flamingo" Рика и Джона Ганнелла, в надежде не просто расширить музыкальный диапазон группы, но и создать "супергруппу" для белых душ.
Дэйв Амброуз: "Когда Род Стюарт и Берил Марсден пришли в качестве певцов, группа перетекла в проект Shotgun Express, исполняя в основном соул и песни лейбла "Tamla Motown"."
6 мая 1966 года: выступление Shotgun Express в клубе "Beachcomber" в Ноттингеме.
Берил Марсден: "Перемена в музыке не произошла органически. Мы были скорее к этому готовы. Там было много денег, которые можно было заработать в клубах, в которых мы играли, таких как "The Flamingo" в Сохо и "The Ram Jam Club" в Брикстоне, но мы не видели больших конвертов с заработной платой в конце работы после тяжелой недели, и это также приводило к недовольству".
Дэйв Амброуз (бас): "Мы сделали сингл "I Could Feel the Whole World Turn Round" на лейбле "Columbia", который был небольшим хитом, но вскоре после долгих душевных поисков с его стороны Питер ушел".
17 июня 1966 года . После того, как Эрик Клэптон снова отказался от The Bluesbreakers Мейолла, Питер Грин был призван заменить его еще раз.
Джон Мейолл: "Когда Питер вернулся в группу, то, как мы играли, оставалось примерно таким же. Пока у вас одна и та же ритм-секция, все не так сильно меняется – это когда вы теряете басиста, у вас проблемы".
Питер Грин: "Я натолкнулся на Джона Мэйолла по дороге, и он сказал: "Эрик Клэптон собирается создать Cream с Джинджер и Джеком. Хочешь пойти со мной и получить опыт? И снова быть блюзовой группой вместо того, чтобы пытаться быть как Booker T & the MG?""
Джон Мейолл: "Сначала он немного колебался, потому что ему предложили работу с Эриком Бердоном с предполагаемой поездкой в Америку, что Питер всегда хотел делать, но музыка, которую играл Бердон, не так привлекала Питера, как блюз, поэтому он решил вернуться со мной".
22 июля 1966 года: The Bluesbreakers Джона Мейолла выпускают совершенно новый альбом "Blues Breakers – John Mayall" с Эриком Клэптоном, который был записан до того, как Питер Грин заменил "медленную руку".
Джон МакВи: "Это было сделано в студии "Decca" в Уэст-Хэмпстеде менее чем за месяц. Мы много играли вместе как группа, поэтому мы просто входили и принимали живые выступления, без наложений. И как только сессия была закончена, мы отправились на концерт.
После выхода альбома сложилась странная ситуация, потому что этот выскочка Питер Грин начал играть с Мэйоллом. Между ними происходили войны в "гитарном стиле" – все эти штуки о том, что "Клэптон – Бог" распыляют на стены – они были реальны!"
24 июля 1966 года. The Bluesbreakers Джона Мейолла впервые выступают с Питером Грином в Британском гребном клубе в Ноттингеме.
Мик Флитвуд: "Он сразу пошел на человеческие прикосновения, и именно эта игра Питера представляет миллионы людей – он играл с человеком, а не с суперзвездой".
11 октября 1966 года: The Bluesbreakers Джона Мейолла в студии "Decca" с продюсером Майком Верноном записывают альбом "A Hard Road". Сеансы занимают в общей сложности пять дней в течение месяца.
Майк Вернон: "Все три студии "Decca" были оснащены по заказу специалистов из "Decca". Самая маленькая, № 2, использовалась в основном для поп- и групповых сессий, и у нее была действительно классная атмосфера… она была компактной, и обзор между диспетчерской и основной студийной зоной был превосходным. Достигнутый звук никогда не был менее велик, но он во многом зависел от инженера. Работа с инженером Гасом Даджионом имела для меня смысл, так как он очень увлекался музыкой.
Я вполне уверен, что не встречал Питера до его прибытия в Уэст-Хэмпстед. Я и Гас смотрели на него и думали: "Кто это, черт возьми? Где Эрик?" Джон Мэйолл только и сказал: "О, он замена Эрика". Я даже не слышал, что Эрик покинул The Bluesbreakers. Джон сказал, что Питер был так же хорош, как Эрик, в это было немного трудно поверить, пока он на самом деле не подключился, и тогда мы подумали: "Ммм, он может немного поиграть!""
Изначально Питер казался очень тихим и немного сдержанным парнем, не откровенным и не агрессивным. Должно быть, он чувствовал себя несколько неловко, следуя по стопам Клэптона. По ходу сессий Питер стал немного увереннее в своей роли в The Bluesbreaker, особенно, когда ему дали возможность потренировать свои голосовые связки. Он, конечно, не так неохотно пел, как его предшественник... казалось, ему действительно нравилась эта роль, и он был очень хорош.
Когда я впервые услышал, как Питер поет "The Same Way", я подумал: "Ого!" Здесь отличный певец блюза, никаких запретов на пение с английским акцентом, оно выразительное и индивидуальное. У меня было чувство, что Петру суждено было оставить свой след в музыкальном бизнесе".
Джон Мейолл: "Питер был так же хорош в студии, как и на гастролях. Он просто прибил это. Мне не нужно было давать ему какие-либо инструкции. Я выбрал его за его индивидуальность, за то, как он играл, так зачем мне пытаться руководить им? Единственное, что он на самом деле написал для альбома, это инструментал "Supernatural", но это было отличное музыкальное произведение".
Питер Грин: "Майк Вернон придумал идею "Supernatural". Он сказал, что видел этого гитариста, который сыграл высокую ноту, выдержал ее, а затем позволил ей катиться по грифу. Ну, я и решил этому последовать".
Майк Вернон: "Это было серьезное отклонение от всего, что мы сделали с Эриком. Плавность его игры была довольно внушающей страх. Казалось, у него была естественная способность связывать воедино наметки и фразы, которые работали сразу.
На разработку того, что он собирался сыграть, было мало времени, потому что он уже заранее определился с тем, что собирается делать, или наступал момент – и это просто происходило! По моему мнению, Питер Грин был просто лучшим блюзовым гитаристом, которого когда-либо выпускала эта страна".
17 февраля 1967 года: Джон Мейолл и The Bluesbreakers выпускают альбом "A Hard Road".
Джон Мэйол: "Люди часто спрашивают меня о различиях между Питером и Эриком, но я не оцениваю гитаристов по количеству нот, которые они играют. Я просто хочу, чтобы у них было что-то трогательное и оригинальное, чтобы высказать. На личном уровне, однако, с Питером было гораздо проще работать, чем с Эриком. Очень спокойный и веселый, здорово быть рядом. Он стал действительно хорошим другом".
19 апреля 1967 года: Джон Мэйолл и The Bluesbreakers записывают сингл "Double Trouble" в Лондоне, но эта песня не появится на следующем альбоме "Crusade" из-за ухода Грина из группы.
Окончание здесь:
Подписывайтесь на канал, будет еще много чего интересного
Прежние материалы:
Топ-25 величайшачала их гитаристов всех времен по версии журнала "Total Guitar"
Брайан Мэй дал интервью после своего чествования как лучшего рок-гитариста в мире