Трудно порой отделаться от искушения провести параллели между прошлым и настоящим, и музыка, как повод для этого, отнюдь не служит исключением, скорее наоборот – соблазнительным катализатором. Судьбы гениев 19 столетия, сотворивших настоящую революцию в музыке, открывших удивительные неведомые до этого возможности музыкальных инструментов, поднявших исполнительское мастерство до непостижимых прежде высот изысканного искусства, их творческие вдохновенные потуги удивительным образом перекликаются со свершениями иных наших современников-музыкантов. Причем, и биографические особенности порой бывают схожи.
Вот, скажем, Никколо Паганини, обладатель демонической внешности, возможно, самый гениальный скрипач, когда-либо появлявшийся в этом мире, изобретатель различных новых эффектов и приемов в скрипичной и гитарной технике, композитор-исполнитель, страстно доводивший публику до экстаза на своих концертах, – это же самый настоящий рок-н-ролльный персонаж из недавнего золотого периода рока. Словно на машине времени его, выхватив из нашей эпохи, перенесли в конец 18-го – начало 19-го столетия. А если его поместить в пантеон рок-идолов нашей эры, то он отнюдь не будет выглядеть инородным телом среди них. И пусть кто-нибудь попробует что-то возразить. Кстати, помимо скрипки Паганини виртуозно обращался и с альтом, мандолиной и гитарой.
В свою очередь Эдвард Ван Хален всегда мною воспринимался как персонаж масштаба гениев тех минувших великих лет: Ференц Лист, Никколо Паганини, Антон Рубинштейн, Кретьен Юран, Пабло де Сарасате. В этот сонм титанов от музыки Эдвард вписался бы вполне себе органично, не вызывая никакого неприятия. Его "Eruption", на мой взгляд, ничуть не уступает любому из каприсов Паганини. Собственно, с Никколо Паганини, как некая новоявленная реинкарнация, он более всего и ассоциируется. Сейчас, после того, как он сошел в вечность на 66-м году жизни, можно непредвзято приглядеться к его личности. Неоднократно Эдварда Ван Халена признавали на топе самых-самых выдающихся гитаристов мира как по опросам различных аудиторий, так и сами музыканты. В их числе Пол Маккартни, Брайан Мэй, Тони Айомми, Стив Вай, Джин Симмонс, Джефф Бэк, Джо Перри, Том Морелло, Роджер Уотерс, Стоун Госсард, Ричи Блэкмор, Ангус Янг, Джимми Пейдж и многие другие.
Фрэнк Заппа заявил как-то, что Эдди заново изобрел гитару. Не погрешив от истины, можно смело утверждать, что Эдвард Ван Хален, Чак Берри и Джими Хендрикс – это те гитаристы, которые и сотворили этот инструмент таким, каким мы его знаем сегодня. А в октябре 2012 года Эдварда Ван Халена признали "лучшим гитаристом всех времен" по версии журнала "Guitar World".
Видео с ютуб-канала Hazardteam
Жизненный путь Эдварда Ван Халена с поправкой на временные особенности в какой-то степени повторяет судьбу Никколо Паганини. Его мама была смешанного голландско-индонезийского происхождения, а отец – коренным голландцем. Он был профессиональным джазовым музыкантом, мастерски управлявшимся с фортепиано, кларнетом и саксофоном. Вполне объяснимо, что родители прочили своим сыновьям в будущем музыкальную карьеру, поэтому с раннего возраста маленький Эдди, на которого возлагались более амбициозные надежды – он даже получил второе имя Лодевийк в честь великого композитора Людвига ван Бетховена – и его старший брат Алекс обучались музыке и к своему шестилетнему возрасту уже освоили пианино. В 1962 году, когда Эдди было 7 лет, его семья эмигрирует в североамериканский город Пасадена, штат Калифорния, при этом изменив свою фамилию с van Halen на Van Halen. В США занятия на фортепиано для детей не прервались, для этого их возили из Пасадены в Сан-Педро, чтобы брать уроки у пожилого учителя музыки Стасиса Калвайтиса.
Удивительно, что Эдди Ван Халена, с его слов, никогда не учили читать ноты, вместо этого он смотрел концерты музыкантов, игравших Баха или Моцарта, и импровизировал. С 1964 по 1967 год он занимал первое место на ежегодном конкурсе пианистов, проводившемся в городском колледже Лонг-Бич. Радуясь успехам сына, родители видели в будущем своих детей в качестве профессиональных пианистов, но юные Ван Халены тяготели к рок-музыке. Поэтому когда Алекс начал играть на гитаре, Эдди купил себе ударную установку. И пока младший брат зарабатывал деньги на ее оплату, доставляя газеты, Алекс тайно ковал на ней мастерство ударника. Как-то, услышав, как старший брат исполняет барабанное серф-соло в композиции The Ventures "Wipe Out", Эдди передал Алексу барабаны и стал учиться играть на электрогитаре: "Хорошо, ты играешь на барабанах, а я буду играть на твоей гитаре". С его слов, будучи подростком, он усиленно практиковался, бродя по дому с гитарой или часами репетируя в своей комнате за запертой дверью.
Видео с ютуб-канала masa 064
В качестве музыкального ориентира для Эдди послужила супергруппа Cream, он усиленно нота за нотой стремился повторить все партии Эрика Клэптона, пока это ему не удалось в полной мере.
"Я всегда считал Эрика Клэптона гитаристом, оказывавшим на меня огромное влияние, но больше повлиял на меня Джимми Пейдж в плане своей невероятной энергетики игры на гитаре".
Тэппинг – это такая техника исполнения на электрогитаре, когда гитарист правой рукой извлекает звук, ударяя пальцем по грифу, возбуждая колебания струны. Свою уникальную сольную технику двойного тэппинга с использованием левой и правой руки, бьющим по грифу гитары, Эдди подсмотрел на концерте у гитариста группы Genesis Стива Хэкетта. Но именно Эдди развил ее до совершенства, превратив в особый вид исполнительского искусства. В ее основе лежали приемы джазовых и блюзовых гитаристов, усиленные блестящими неоклассическими аранжировками.
Видео с ютуб-канала Eddie Jordan
Справедливости ради, этот технический прием использовался гитаристами фламенко в течение как минимум столетия, в том числе и когда-то самим Никколло Паганини на гитаре и скрипке. Эдди же говорил по этому поводу следующее:
"Кажется, мне пришла в голову идея постукивать по грифу, наблюдая, как Джимми Пейдж исполняет свое соло "Heartbreaker" еще в 1971 году. Он делал пулл-офф на открытой струне, и я подумал: "Погоди-ка, открытая струна... пулл-офф. Я могу это сделать, но что, если я стану использовать свой палец в качестве порожка для гитары и буду двигать его вдоль грифа?"... Я просто ухватился за эту идею."
Его уникальная индивидуальная техника сформировалась помимо прочего и благодаря его давешним занятиям на фортепиано и ударных. Помимо тэппинга Эдди был и признанным мастером риффов: "Ain't Talkin' 'Bout Love" и "Take Your Whiskey Home" – яркие примеры этого.
Видео с ютуб-канала andrewragford89
Эдди был настоящим новатором. Порой ему удавалось извлекать звуки, которые нетипичны для гитары: некоторые обертоны, фактура звуков были результатом его специфической манеры игры. Во многом дело в его руках, в том, как он держал медиатор между большим и средним пальцем, что позволяло ему играть при этом и тэппингом. Эдди в значительной степени в одиночку изобрел искусство шреддинга с молниеносной скоростью. Но в отличие от многих виртуозов гитары пассажи Эдди не служили цели демонстрации своего технического мастерства и превосходства и начисто были лишены нарциссизма и самолюбования – все проистекало из внутренней логики развития музыкальной темы, врожденного и продвинутого чувства мелодии, в звуках его гитары всегда присутствовал тончайший вкус и одухотворенность. Они не несли в себе механическую компьютерную выверенность и запредельную вычурность, как, скажем, у Ингви Мальмстина, – музыка Эдди всегда была "живой", с душой, с тем, что идет изнутри. Этому невозможно научиться, с этим рождаются. В каждой ноте, которую он играл, было скрытое качество и целостность. У него был талант, который редко появляется в нашем мире.
Видео с ютуб-канала Van Halen on MV
От The Broken Combs к Van Halen
Свою первую группу, The Broken Combs, Эдди и его брат Алекс сформировали еще в 1964 году. По мере того, как они набирали популярность, играя на вечеринках и в местных школах, они изменили свое название сначала на The Trojan Rubber Co., затем в 1972 году на Genesis, а позже на Mammoth после того, как они обнаружили, что название Genesis уже использовалось одной из ведущих британских групп. В то время Эдди был вокалистом и соло-гитаристом, а на бас-гитаре играл Марк Стоун. Ребята арендовали аудио-аппаратуру за 10 долларов за ночь у вокалиста Дэвида Ли Рота. А этот болтливый, многословный и энергичный сын местного офтальмолога, потомок еврейских эмигрантов из Российской империи, возглавлял тогда другую местную рок-группу The Red Ball Jets. Наблюдая, как на вечеринке в начале 70-х братья Ван Халены исполняют 20-минутное попурри из песен Creem – соло на барабанах и виртуозные гитарные запилы – Дэвид похвалил Эдди и старшего брата Алекса за их техническое мастерство. "Это было довольно хорошо", – сказал он им, за исключением одной проблемы, – "под такое нельзя танцевать".
Видео с ютуб-канала psych45s
Эдди в свою очередь стал присматриваться к Дэвиду как к вокалисту и, оценив по достоинству его таланты, предложил объединить усилия, поскольку сам Эдди не собирался в дальнейшем петь. В таком случае ко всему прочему новоявленная группа могла бы сэкономить на аренде аппаратуры, и для братьев, с их слов, это был самый весомый аргумент. Еще одним бонусом было место для репетиций в родительском доме Дэвида.
Через год в 1974 году Майкл Энтони (Соболевский), потомок эмигрантов из Польши и одноклассник Эдди по классу музыки в колледже Пасадены заменил Марка Стоуна в роли бас-гитариста. Майк до этого пел и играл на бас-гитаре в ряде менее успешных групп, включая и Snake. А расположение Ван Халенов он снискал, одолжив им как-то для выступления аппаратуру Snake. Таким образом золотой состав группы был, наконец-то, укомплектован. Тогда же в 1974 году группа Mammoth официально сменила имя на Van Halen. И в этом была всецело заслуга Ли Рота, увидевшего в новом названии подчеркнутую индивидуальность и долгосрочные художественные и маркетинговые перспективы. Он резюмировал свое предложение кратко: "Это звучит клево!"
Объединившись, совместно они превратили Van Halen в нечто, внушающее благоговейный трепет. Van Halen продолжили играть в Пасадене, Сан-Бернардино и Сан-Педро, выступая в клубах, на фестивалях, вечеринках и в городских парках, собирая порой до 2000 человек. Ребята сами продвигали себя, увеличивая свою популярность исключительно за счет саморекламы и раздачи флаеров в местных средних школах. Постепенно они добрались до Лос-Анджелеса и Западного Голливуда, где смогли преуспеть, став основным продуктом музыкальной сцены Лос-Анджелеса середины 70-х годов, выступая в самых известных клубах, таких как "Gazzarri's"и "Whiskey a Go Go" на Сансет Стрип перед растущей аудиторией, на которую новые кумиры действовали гипнотически. Девушки слишком явственно ощущали, что Дэвид Ли Рот, в отличие от предыдущего секс-идола Джима Моррисона, был при столь же высокой степени сексуальности живым и здоровым. Когда он пел: "Я не говорю о любви", все девчонки понимали, что он имеет в виду, так как он хитро дразнил их своим хромированным цепным ремнем. Потрясающая же эффективность быстрых пальцев Эдди Ван Халена, хищно бегающих по гитарному грифу, воздействовала неизменно завораживающе на каждого парня, который хоть раз это видел. Неудержимая энергия живых выступлений, бьющая через край, олицетворяла собой великую американскую подростковую мечту – семидневные выходные.
Для дальнейшего продвижения назрела потребность студийных записей, и группа в 1974 году произвела свою первую демо-запись на "Cherokee Studios" в Нортридже, где только что Steely Dan закончили работу над своей пластинкой "Pretzel Logic".
Видео с ютуб-канала Augusto Sarrea
Примерно в это же время Эдди самостоятельно сконструировал свою знаменитую гитару "Frankenstrat", которая совмещала в себе характерные черты гитар "Gibson" и "Fender Stratocaster". Дека корпуса была сработана из ясеня и имела форму "Stratocaster", а гриф был сделан из цельного куска клена. В качестве бриджевого звукоснимателя, в отличие от классического сингла "Fender", Эдвард использовал хамбакер с "Gibson", а вместо классической – новую тремоло-систему "Floyd Rose", ставшую одной из составляющих узнаваемых черт стиля игры музыканта. В разные времена "Frankenstrat" имела разную расцветку, а самая известная, напрочь ассоциативно связанная с Эдди, пестрила разноцветными полосками.
"Я собрал эту гитару не для того, чтобы порадовать кого-то. Просто у меня не было денег и в мире не существовало гитары, на которой я хотел бы играть. Я собрал ее для себя".
Дальше история карьеры группы развивалась следующим образом. Согласно канонической версии из статьи Роберта Хилберна в "L.A. Times" от 4 января 1977 года, озаглавленной "Доморощенный панк", Родни Бингенхаймер, известный радио-диск-жокей, работавший на радиостанции "KROQ" в Лос-Анджелесе, увидел как-то летом 1976 года шоу Van Halen в клубе "Gazzarri's". Он пригласил позже с собой в клуб Джина Симмонса из группы Kiss, чтобы тот тоже познакомился с музыкой дерзких новичков и оценил их потенциал. И Джин Симмонс впечатлился настолько, что спродюсировал и профинансировал демо-запись с 29 треками под названием "Zero" в Лос-Анджелеской "Village Recorder" с последующим наложением пост-продакшн на студии "Electric Lady Studios" в Нью-Йорке. Симмонс предложил изменить название группы на "Daddy Longlegs", но ребята отказались и остались Van Halen. А после того, как Джин передал демо-версию руководству Kiss, а те ему объяснили, что "у новой группы нет никаких шансов добиться успеха и что они не возьмутся их раскручивать", и отказа еще ряда звукозаписывающих компаний Джин Симмонс отступил и отказался от дальнейшего участия в карьере Van Halen.
Видео с ютуб-канала Vince S.
Однако история Van Halen – это именно тот случай, когда настоящий талант обязательно пробьется к успеху. Дуг Мессенджер, лидер-гитарист группы Ван Моррисона, помня о том, что Тед Темплман, музыкальный продюсер Ван Моррисона, Captain Beefheart и The Doobie Brothers, ищет нового "гитарного героя", присутствовал однажды на выступлении Van Halen в голливудском клубе "Starwood". После чего он сделал несколько звонков в компанию "Warner Bros.", уговорив Теда познакомиться с Van Halen. Тед Темплман в свою очередь, увидев выступление группы, был настолько впечатлен, что буквально ворвался в гримерную Ван Халенов с версией пресловутой фразы: "Мальчики, вы хотели бы стать звездами? Тогда просто распишитесь здесь". Он подписал им письмо о намерениях за неимением бумаги прямо на салфетке и уже через неделю организовал ребятам и их новоявленному менеджеру Маршаллу Берлу встречу в местной закусочной, где присутствовал и тур-менеджер "Warner Bros." Ноэль Монк, который только что организовывал гастроли Sex Pistols по США.
Van Halen – Суперстар
"Warner Bros." подписали с Van Halen контракт и группа записала с продюсером Тедом Темплманом свой дебютный альбом на студии "Sunset Sound Recorders". Он в основном записывался вживую, и на все про все ушло две с лишним недели. Все 11 треков альбома были записаны с небольшим дублированием или мульти-трекингом, а "Runnin 'with the Devil", "Jamie's Cryin'", "Feel Your Love Tonight" и "Ice Cream Man" дополнили гитарными наложениями. В записи были намеренно оставлены незначительные ошибки, и была использована очень элементарная настройка инструментов для того, чтобы придать пластинке ощущение живого звучания. Музыкальный материал состоял из собственных оригинальных вещей группы, которые они хорошо отшлифовали на концертах, за исключением "Ice Cream Man", написанной чикагским блюзменом Джоном Бримом, и хита 60-х Рэя Дэвиса из The Kinks "You Really Got Me". Отмечу, что песни Van Halen легко могут стоять рядом с большинством тяжелых мелодий из альбома "Tyranny & Mutation" группы The Blue Oyster Cult.
Басист Майкл Энтони вспоминал:
"У нас не было тонн материала, поэтому мы просто взяли наше живое выступление и все песни, которые знали, и записали их. Весь альбом занял всего пару недель. Тед Темплман хотел, чтобы состоялась большая, мощная гитарная пластинка, и у него было все необходимое для этого – ведь был же Эдди".
Фотографии на обложке дебютника, названного просто "Van Halen", были сделаны в клубе "Whiskey a Go Go". В целом, производство альбома стоило около 40 000 долларов. После его выхода 10 февраля 1978 году он достиг 19 места в чартах "Billboard 200" и к 1982 году был продан тиражом более 10 миллионов копий только в США, став одним из самых коммерчески успешных дебютов рока. В настоящее время он имеет бриллиантовый статус.
Альбом сразу же привлек к группе значительное внимание в том числе и благодаря многочисленным трансляциям композиций по радио. Его высоко оценили и приняли как ценители хэви-метал, так и хард-рока, ведь стилистически его музыка укладывалась в оба жанра. Несмотря на наличие и негативных отзывов, в целом альбом был признан фанатами и критиками одним из величайших дебютных альбомов рок-н-ролла за всю его историю, и именно он сделал группу всемирно известной. Это было драматично, напряженно и смело, во всех 11-и треках содержалась бешеная энергия и неподдельная страсть. А техника гитариста Эдварда Ван Халена сразу же выделила эту группу среди орд других.
Трудно, действительно, вспомнить еще столь же ошеломляющий дебют музыкантов, сходу заявивших миру о наличие у себя незаурядных талантов, несопоставимого исполнительского мастерства и небезосновательных претензий на мировое лидерство в рок-музыке. На этом альбоме Эдди Ван Хален заложил новый стандарт игры на электрогитаре и дал старт целому поколению гитаристов, использующих его уникальный стиль и подход. В том же 1978-м году Эдвард Ван Хален был признан "лучшим гитаристом-дебютантом года".
Помимо этого, Дэйв Ли Рот обнаружил наличие энергичного сексуального блюзового баритона и способности писать прикольные тексты. Он был настоящим фронтменом, охотно и умело эпатирую публику во время живых выступлений. Майкл Энтони продемонстрировал, что он должен быть в ряду самых сильных басистов рок-сцены тех лет – он же был просто настоящим "монстром", в совершенстве владеющим своим инструментом. В сочетании с Алексом они образовали зловещую ритм-секцию, которая неустанно поддерживала ритм в энергичном движении. Никакого свингового джайва – просто бам-бам-бам!
В 2006 году читатели "Guitar World" оценили альбом "Van Halen" под №7 в списке величайших гитарных альбомов всех времен. А в 2013 году журнал "Rolling Stone" поместил его на 27 месте в списке "100 лучших дебютных альбомов всех времен". Журнал "Kerrang!" дал альбому очень положительную рецензию: "ТРУДНО переоценить эффект, который произвел дебют Van Halen. В музыкальном мире, разделенном на панк, диско и прогрессив-рок, Van Halen объединил великолепное живое шоу с веселым слоганом, а в лице Эдди Ван Халене мир приобрел гитариста, который переосмыслил то, что возможно делать на шести струнах. Его звук на этом альбоме, получивший название "The Brown Sound", остается святым Граалем гитарных интонаций".
После завершения работы над дебютным альбомом "Van Halen" Эдвард и Дэвид высоко оценили работу продюсера Темпа Тедалмана. Эдди высказался так: "Он – лучший продюсер, с которым мы могли бы работать на первом альбоме". Дэвид был немного более экспрессивен: "У нас есть клевый продюсер. Тед Темплман – лучший из лучших. Он спродюсировал эту чертову пластинку. Это очень похоже на Van Halen. Без Теда этого бы не случилось. Да, любой, кто видел нас вживую, не будет разочарован альбомом."
Учитывая, что 1978 год был годом Sex Pistols и "Saturday Night Fever", в некотором роде Van Halen явили своей музыкой яркую альтернативу захватившим рок-сцену явлениям. Упустив суть, критики тут же окрестили стиль Van Halen хэви-метал, хотя сама группа предпочитала термин "биг-рок", название которое на их взгляд более всего характеризовало их жанровые особенности. Будь то живьем на сцене или на пластинках, здесь была сама Америка, написанная с большой буквы: большие автомобили-кабриолеты, чизбургеры и хот-доги, Калифорния с солнечными ваннами, кокаин и никакого намека на саморефлексию.
Видео с ютуб-канала fatfender48
В одном из интервью, Дэвид Ли Рот объяснил:
"Мы – новое поколение, чуваки. 80-е начинаются здесь и сейчас, в 1978 году. И Van Halen молоды и играют музыку,... мы называем это "биг-рок", и он отличается от хард-рока или хэви-метала. Мы – не хэви-метал группа, хотя нас так и называли. Биг-рок, понятно? Запишите – Биг-рок".
В другом интервью с ним был солидарен и Эдди:
"Я вообще не считаю Van Halen хэви-метал-группой. Я даже не знаю, что означает это слово. Тяжелый металл? Это хорошее название для журнала.
Для меня хэви-метал – это просто рок-н-ролл. Я думаю, чем больше кожи и заклепок вы носите, тем более это хэви-метал. Поэтому я и ношу смешные полосатые одежды. Иногда вы видите себя совсем не так, как другие. Я чертовски уверен, что не вижу в нас хэви-метал".
Но, несмотря на все их усилия, критика упорно называла их музыку хэви-металом, "гладким и обычным – своего рода Black Sabbath с профессионализмом среднего класса..."
Видео с ютуб-канала VanHalenVault
Сразу после выхода дебютного альбома тур-менеджер "Warner Bros." Ноэль Монк организовал Van Halen трехмесячные гастроли со звездными хэдлайнерами Journey и Montrose, а затем еще 9 месяцев концертов на разогреве у икон хард-рока Black Sabbath, совершавших тур в поддержку своего нового альбома "Never Say Die!". Со стороны мэтров это было не совсем продуманное решение, поскольку восходящие звезды рока из Пасадены в то время уже были на голову выше всех современников в том, что касалось живых выступлений.
В мае 1978-го Sabbath и Van Halen промчались в турне по Великобритании, и практически на каждом концерте Van Halen затмевали собой хедлайнеров, потрясая публику великолепным артистизмом вокалиста Дэвида Ли Рота и космическими выходками экстраординарного Эдди Ван Халена, а также басиста Майкла Энтони. Даже ударник Алекс Ван Хален показывал чудеса мастерства, играя одновременно на четырех басовых бочках. В Шеффилде после выступления Van Halen толпа все еще звала их, выкрикивая "Van Halen!" в то самое время, когда Sabbath уже несколько минут играли на сцене свою программу. По воспоминаниям маститой журналистки Сильвии Симмонс, которая была свидетельницей триумфального прорыва группы, все происходило следующим образом:
"По началу Van Halen были очень похожи на группу-однодневку. Ребята появились из Пасадены как гром среди ясного неба, со своей совершенно сногсшибательной энергией. Это было невероятно, группа была просто офигительной! Химия группы была основана на гитарной технике Эдди Ван Халена и харизме Дэвида Ли Рота. И, конечно, в том совместном турне с Sabbath они не оставили "старичкам" ни единого шанса. Тогда тяжелый рок был невероятно пассивным, все были похожи на Foreigner и прочие… Kansas, Boston, REO Speedwagon… Стадионный рок был фактически при смерти.
И если стадионный рок умирал, то Van Halen собирались его возродить. Эти ребята нравились всем – скажем, музыканты уважали их за высококлассное мастерство. Фирменная техника двойного тэппинга Эдди делала игру признанных мастеров вроде Айомми старомодной и банальной. Публике нравились незабываемые шоу Van Halen: Ли Рот носился по сцене с огромным надувным микрофоном, периодически совершая прыжки и кульбиты. По сравнению с ним усталый и потерявший кураж Оззи казался почти неподвижным истуканом. Великолепней, чем Kiss и интересней, чем Aerosmith, Van Halen были американской рок-группой, которая лучше всего определила первую половину 80-х годов ".
Видео с ютуб-канала Paul Fletcher
В турне Оззи Осборн однако легко сошелся с Дэвидом Ли Ротом, и их частенько можно было увидеть совместно нюхающими кокс ночи напролет. В свою очередь Тони Айомми по достоинству оценил гитарную технику Эдди Ван Халена и нередко джемовал с ним. Так Эдди заполучил авторитетного почитателя своего таланта и заодно друга на долгие годы. Спустя много лет Тони в одном из интервью "Gibson TV" рассказывал об этом гастрольном туре:
"Van Halen гастролировал с нами восемь или девять месяцев. Эдди – один из моих лучших друзей сейчас, мы до сих пор поддерживаем связь, но тогда он часто приходил ко мне в комнату и дурил голову, понимаете? Он притворялся, что приходил по одному поводу, а сам собирал информацию о нас. Зачем ему это было нужно? Спросите у Эдди, он до сих пор не признался.
Они выступали первыми, и постепенно учились чему-то у нас и делали то же самое в своем шоу. У них было соло на барабанах, и еще много чего нагло снятого у нас... Однажды я очень разозлился и сказал: "Привет, Эдди, ты собираешься сыграть пару песен с нашего нового альбома завтра?",- на что он ответил: "Эй, чувак, ты что, мы просто любим вас".
Слушая его игру сейчас, я понимаю, что она действительно отличается. Он все таки придумал что-то другое, и стал настоящей звездой, и то, как он играет, заставляет уважать его.
Возможно, он был одним из самых влиятельных людей из всех – в своем поколении так уж точно. Он придумал что-то совершенно иное. Насколько сложно придумать нечто совершенно новое в отношении гитары? Думаю, что он вдохновил очень многих. Миллионы людей по-прежнему подражают тому, как он играл в плане тэппинга или пытаются играть его соло. Думаю, он оказал влияние на миллионы гитаристов!".
Позже после полутора десятилетий дружбы Эдди поучаствует в создании песни "Evil Eye" с альбома Black Sabbath "Cross Purposes".
Видео с ютуб-канала DRKStorm86
По окончании мирового турне группа в конце 1978 года вернулась на 2 недели в студию, чтобы записать альбом "Van Halen II". Он стилистически походил на их дебютную работу во многом по причине того, что большинство песен уже существовало до релиза первого альбома группы и присутствовало на демо, записанном еще в 1976 году Джином Симмонсом, в том числе и их большой концертный хит "Beautiful Girls".
Видео с ютуб-канала VanHalen765
А единственной песней, написанной во время сессий работы над альбомом, была "Dance the Night Away".
Видео с официального ютуб-канала VHTelevision
Альбом "Van Halen II" от новоявленных мировых звезд был принят очень благосклонно возросшей армией поклонников и критиками. Отмечали приятную атмосферу праздника в песнях и то, что несмотря на их легкость и веселость, они составили "один из величайших когда-либо созданных хард-роковых альбомов". Особо подкупали всех "феноменальный дар Эдди" и "мастерство Дэвида". Альбом занял 6-е место в чартах "Billboard 200" и получил платиновый статус.
Видео с ютуб-канала TheManFromCabo
В последующие четыре года Van Halen непрерывно гастролировали, теперь уже в качестве хэдлайнеров, стремясь максимально монетизировать свою звездностатусную популярность, прерываясь лишь на пару недель для записей очередного альбома. Между тем, постепенно, начиная с альбома 1980 года "Women and Children First", Эдди начинает использовать в записях и клавишные (композиция "And the Cradle Will Rock"), наращивая и обогащая звуковую палитру. Меняется постепенно и музыка, утрачивая характерную для первых альбомов бесцеремонность и разухабистость.
Альбом 1981 года "Fair Warning" стоит отметить отдельно. Это был альбом с четкой концепцией стиля, соотнесенный с чистой продюсерской работой, нацеленной на живое звучание. Как кому, а по мне так в этом альбоме воплотилось то направление музыки, куда шествовал Led Zeppelin. Эдди здесь особенно точен и изобретателен в акцентировании ритмических штрихов, причем не только гитарных. Используемые им синтезаторы наполняют темной, мрачной, тревожной атмосферой "Sunday Afternoon in the Park" и "One Foot out the Door". Сама же музыка альбома баражирует порой между хард-роком и фанком. "So This Is Love?" так вообще имеет четко выраженную свинговую ритмическую структуру.
Альбом, не смотря на заметные перемены, как и предыдущие пластинки имел успех, хорошие продажи и получил платиновый статус. Замечу, что именно при работе над "Fair Warning" ярко проявились творческие разногласия между возникшим стремлением Эдди к более мрачным и сложным песням в минорной тональности и поп-вкусами и стилем Дэвида. Это была мина замедленного действия, и она рванет чуть позже.
Пятый альбом "Diver Down" в 1982 году к удивлению многих включал в себя целых пять каверов чужих хитов. Самый известный из них "(Oh) Pretty Woman" авторства Роя Орбисона получил скандальную известность – этот видеоклип даже запретили на MTV.
Видео с официального ютуб-канала VHTelevision
В записи альбома принял участие и отец Эдди и Алекса – Ян Ван Хален, сыгравший на кларнете в фокстроте "Big Bad Bill (Is Sweet William Now)".
Я отмечу интро к "Little Guitars", где звучит соло Эдди в стиле акустического фламенко. Вот только в отличие от классического исполнения трелей пальцами он использовал медиатор в дополнение к пулл-оффам и тэппингу левой рукой. Изобретательство под стать Джанго Рейнхардту, а Эдди Ван Хален – главный катализатор новых идей в гитаре 80-х годов.
"Все думают, что я наложил здесь несколько партий при записи. Я демонстрирую, как я это сделал. Классические гитаристы могут это исполнять, но они играют пальцами, я не могу играть пальцами, но я выкрутился. У меня это хорошо получается. Если в моей голове есть звук, и я хочу добиться его, я найду способ сделать это.
Я купил пару пластинок Монтойи . Я на самом деле попытался играть пальцами, но решил: "К черту, это слишком сложно". Итак, я просто слушал этот стиль музыки в течение нескольких дней, и я сообразил как это сделать медиатором. Я играю им трели на первой струне Ми и одновременно делаю пулл-оффы пальцами левой руки, а средним пальцем бью по шестой струне Ми. Если есть что-то, что я хочу сделать и не могу, я не сдамся, пока не найду способ добиться цели!"
В 1983 году на "Днях Хэви-Метал", трехдневного американского фестиваля в Сан-Бернардино, Van Halen заработали 1,5 миллиона долларов за две дюжины песен. Их присутствие – наряду с Motley Crue, Ozzy Osbourne, The Scorpions и Judas Priest – привлекло аудиторию почти в четверть миллиона человек всего лишь в пригороде Лос-Анджелеса. А логистика была такова, что исполнителей доставляли к сцене и обратно на вертолете.
"1984"
Если выбирать какой же музыкальный альбом лучше всего отражает звук, настроение, атмосферу 80-х годов, то я бы, ничтоже сумняшеся, проголосовал за Van Halen "1984", вышедший 9 января 1984 года и занимавший 2-е место в чарте "Billboard 200" в течение пяти недель сразу за "Thriller" Майкла Джексона.
Кстати, на самом "Thriller" в песне "Beat It" Эдди тоже блеснул, сыграв свое умопомрачительное соло. Оно длилось 20 секунд и было записано за полчаса. Эдди сделал это бесплатно, по просьбе продюсера Квинси Джонса, пока рядом не было остальных участников группы Van Halen. Говорят, что когда это великолепное гитарное чудо было им записано для песни Майкла, этому совсем не обрадовался коллега по группе Дэвид Ли Рот, однако все остальные музыканты группы были в восторге. И это стало еще одним камушком на чашу весов принятия решения об уходе Дэвида из Van Halen. Джин Симмонс после жалоб Эдди посоветовал: "Если в группе проблема в одном человеке, то нужно избавляться от этого человека".
Видео с официального ютуб-канала Michael Jackson
На это раз на альбоме "1984" не было никаких каверов, а присутствовали только собственные песни. И хотя по прежней традиции их авторство расписали на всех участников группы, все было полностью или преимущественно написано Эдди Ван Халеном и Дэвидом Ли Ротом с небольшим вкладом Алекса Ван Халена. В отличие от прежних альбомов "1984" создавался (сочинение песен, их аранжировка и запись в студии) почти весь 1983 год. Большинство соло были наложены. Поскольку основным катализатором новых идей был Эдди, он в противоборстве с Дэвидом продавил более насыщенное использование синтезаторов на треках альбома – был у него как раз такой "клавишный" период – даже басовая партия в "I'll Wait" исполнена на синтезаторе "Oberheim OB-8". На выходе получилась гремучая смесь клавишных песен и интенсивного хард-рока. На удивление, синтезаторы не придали музыке попсовости – напротив, даже в "Jump" использовались сус-аккорды и синтетический круговой рифф, который не звучал бы так угнетающе на гитаре. В нем была некая свежая легкость с налетом прогрессив-роковой академичности. И это было одной из сильнейших секвенсорных комбинаций во всем роке 80-х. Как описывали критики: "Группа почти в одиночку перевела синтезаторы по мосту от новой волны к хард-року 80-х". Использование клавишей шло далеко не в ущерб гитарам Эдди – он усилил синтезаторы стальными гитарными партиями, представ все тем же изобретательным умельцем в зените своего мастерства, зрелым искусником с необузданной, богатой фантазией.
Видео с официального ютуб-канала VHTelevision
В какой-то степени альбом был квинтэссенцией предшествующих пяти альбомов, вобрав лучшие наработки в них и обогатившись новыми находками и приемами. Мелодии были изобретательны, оригинальны и хорошо "прилипали к ушам", при этом риффы и интермедии Эдди и вокальные экзерсисы Дэвида вместе с напором ритм-секции позволяли Van Halen сохранять репутацию одной из самых умных и жестких групп в рок-н-ролле. Наряду с безусловными яркими хитами "Panama", "I'll Wait", "Hot for Teacher" и суперуспешной "Jump" он содержит и такие песни как "Girl Gone Bad" и "House Of Pain", которые являются немногим больше, чем ритм и риффы, поспешно сшитыми вместе перед дедлайном выпуска на студии. Это было эдаким проявлением таланта без особого применения. Ко всему прочему, в их текстах так мало смысла, что они с таким же успехом могли быть написаны Сальвадором Дали.
Но среди всей этой восхитительной чепухи Эдди Ван Хален восстает, как Бог. Его "Gibson Flying V" взрывается над томным ритмом "Drop Dead Legs" чем-то новым, иным, с дикими и необузданными темными жестокими помыслами. А визгливое и текучее соло "Frankenstrat", вырвавшееся из суматошного "Hot For Teacher", и по сей день – вечнозеленая классика, хотя оно гораздо больше обязано виртуозному джазу, чем чему-либо в традиционном рок-каноне.
Альбом был встречен рок-тусовкой с большим энтузиазмом. Критики, захлебываясь от восторга, писали, что "это лучшая демонстрация инструментального мастерства Van Halen как группы, лучшая демонстрация великолепного выступления Дэвида Ли Рота, лучшая их демонстрация в написании песен, да просто их лучший альбом в целом". В конечном итоге он получил бриллиантовый статус по продажам и по сей день остается одним из самых почитаемых в рок-музыке, не смотря на то, что ему уже 37 лет.
"Van Hagar" и далее
После выпуска альбома Van Halen отправились в триумфальное гастрольное турне по городам Северной Америки, завершившиеся поездкой в Европу на фестиваль "Monsters of Rock". А в 1985 году гордиев узел творческих разногласий в группе разрубили уходом Дэвида, который решил переключиться на обучение актерскому мастерству. Журнал "Rolling Stone" трагически сообщил, что "группа Van Halen, как вы знаете, закончилась". Однако, на освободившееся место вокалиста пришел Сэмми Хагар, обладающий более сильным голосом, чем предшественник, но, пожалуй, меньшей харизмой и фантазией. Ко всему прочему, он вполне профессионально играл на гитаре, что давало возможность Эдди чаще использовать клавиши, звучание же его гитары в целом стало менее резким и агрессивным, стилистически стал преобладать синтирок.
В начале 90-х годов Эдди уже перестал использовать так называемый "brown sound", которым славились Van Halen, отказавшись от использования усилителя "Marshall Plexi", который Эдди использовал до этого.
Видео с ютуб-канала Ganarly Films
Однако, заменив Дэвида Ли Рота Сэмми Хагаром, Van Halen каким–то образом стали еще более популярными. Группа даже выиграла премию Грэмми 1992 года "за лучшее хард-рок исполнение с вокалом" за альбом "For Unlawful Carnal Knowledge", хотя они стали такими же скучными, как и все остальные на американской рок-сцене того периода. О Сэмми Хагаре судачили, что он был "насквозь фальшивым и надуманным", а группу ее недоброжелатели подвязались называть теперь Van Hagar. Ли Рот как-то едко заметил, что если бы его преемник "имел оригинальную идею, то она умерла бы от одиночества и гремела бы, как мяч для гольфа в мусорном баке". Конечно, это не в полной мере достоверно отражало ситуацию, но что-то в его словах все же было – как фрегат без парусов группа двигалась по инерции прежним галсом, на старом багаже, без новых оригинальных задумок. Одно время Хагара в группе подменял Гэри Черон, последовали десятилетия разочаровывающих альбомов, неудачные воссоединения с Сэмми Хагаром и Дэвидом Ли Ротом, и... дрейф к постоянной лени, которая намекала на ужасный цинизм.
Видео с ютуб-канала Agriturismo Il Polveraio
Упадок был не из приятных. В своих мемуарах "Red: My Uncensored Life In Rock" Сэмми Хагар вспоминает, как встретился с Эдди Ван Халеном впервые с тех пор, как окончательно попрощался с группой:
"Он выглядел так, словно не мылся целую неделю. Он определенно не переодевался, по крайней мере, так долго. На нем не было рубашки. На нем была гигантская шинель и армейские штаны, изодранные в клочья и порванные на манжетах, удерживаемые куском веревки. Я никогда в жизни не видела его таким худым. У него не хватало нескольких зубов, а те, что остались, были черными. Его ботинки были так изношены, что он обмотал их скотчем, а большой палец все еще торчал наружу.
Он подошел ко мне, сгорбившись, как маленький старичок, с сигаретой во рту. У него была удалена треть языка из-за рака, и он говорил с легкой шепелявостью".
Это еще был не конец, но конец был близок. И снова идет параллель с Никколо Паганини. Эдди, как и его гениальный предшественник, познал всю глубину страдания, и перед своим концом жизнь предстала перед ним во всей своей жестокой реальности. Слава, богатство, любовь – все это у него было, и всем этим он был пресыщен до отвращения. Теперь душа его была совершенно опустошена, в ней остались лишь бесконечное одиночество и великая усталость.
Но мы его будем помнить другим – удивительным волшебником, щедро одаривавших нас магией своего искусства. Порадуемся блюзовому джему Брайан Мэй из Queen и Эдди Ван Халена.
Видео с ютуб-канала cramark
Подписывайтесь на канал, будет еще много чего интересного
Прежние материалы:
Джимми Пейдж, окультист и мистик из Led Zeppelin
Брайан Мэй дал интервью после своего чествования как лучшего рок-гитариста в мире
На смерть поэта гитары. Питер Грин в The Bluesbreakers, из первых уст
Гений Джон Лорд. Раритетное интервью после выхода альбома "Deep Purple in Rock"
Топ-10 лучших металл-гитаристов всех времен по версии журнала "Total Guitar"
Топ-10 лучших блюзовых гитаристов всех времен по версии журнала "Total Guitar"
Топ-10 лучших шред-гитаристов всех времен
Топ-25 величайших гитаристов всех времен по версии журнала "Total Guitar"
К 50-летию альбома"Deep Purple in Rock". Воспоминания музыкантов группы
Сказ про то, как Black Sabbath прогрессив-рок играли, Часть 1
История Black Sabbath, рассказанная музыкантами группы
Лучшее в музыке. Магия двойных рок-альбомов. Часть 1
Quadrophenia The Who. Самый величайший из классических рок-альбомов