В первой части мы кратко рассмотрели завязку человеческой истории (создание человека и грехопадение), а также её развитие, начало божественной педагогики, возвращения человека в Отчий дом. В этой статье мы будем рассматривать главные события человеческой истории, которые уместились всего в каких-то 40 – 50 лет. Именно в эти годы, на рубеже «до нашей эры и нашей эры» решилась судьба этого мира. Именно этот период мы вспоминаем, отмечая главные христианские праздники.
Итак, созданный Богом Израильский народ уже не поклонялся идолам, чтил Закон, скурпулезно отмечал установленные Богом праздники, что часто было сопряжено с весьма значительными затратами времени и сил. Нужно было несколько раз в год пешком или верхом отправляться в Иерусалим и проводить там несколько дней на своём обеспечении, да ещё приносить жертвы. В это время Израильский народ находился под властью Римлян. Израильтяне жили в земле обетованной им Богом, но не владели ей в полноте.
И вот в этом Израильском народе была одна благочестивая супружеская пара, через потомство которой Бог спас всех нас. У супругов не было детей. Звали их Иоаким и Анна. Положение усугублялось тем, что в те времена отсутствие детей считалось проклятьем, посланным за греховную жизнь. Понятие греха было немного другим, чем у нас. Грехом было, к примеру, и нарушение ритуальных установлений, а не только нравственные проступки. Супругов весьма печалило отсутствие у них детей, а их репутация в глазах соседей и всего народа стремительно падала.
Так Бог испытывал их, так как уже выделил из всех людей, для особой миссии.
Иоаким и Анна дали обет, если у них родиться ребенок, посвятить его Богу, отдать в Иерусалимский храм для служения.
И вот, уже в весьма зрелых летах, Господь послал им дочку. Они были очень рады. Благодарили Бога и не знали, что этой девочке уготована величайшая, не сравнимая ни с кем судьба. Иоаким и Анна назвали дочку Марией. Её День рождения весь православный мир с большой торжественностью отмечает 8 сентября (или по новому стилю 21 сентября). Праздник называется - Рождество Пресвятой Богородицы.
В чём же величие судьбы этой девочки? Почему её чтят на всех континентах планеты Земля, включая Антарктиду?
Тут нам придется ненадолго отвлечься от повествования, чтобы дать необходимые пояснения. Мы не претендуем на математическую точность. Обрисуем ситуацию кратко и, по возможности, понятно.
Как мы говорили в прошлой статье, человек отступил от Бога, захотел жить сам по себе. Это решение имело разрушительные последствия для человека. Он по природе своей был предназначен Богом для жизни в любви со своим Творцом, в любви с подобными ему людьми, в любви со всем творением. Таким образом, желания и поступки человека противоречили его природе, разрушали её. Из поколения в поколение передавалась эта поврежденность.
Конечно, Бог мог бы своей волей уничтожить последствия грехопадения. Ведь это он создал человека и, теоретически, мог сделать с человеком всё, что угодно. Но такое действие противоречило самому замыслу Бога о человеке. Как мы сказали, человек был создан, чтобы любить. Но ведь любовь может быть только свободной. Если Бог сделает из человека робота, не способного грешить, то человек не будет способен и любить.
И то, что сделал Бог для спасение человека весьма таинственно и плохо поддается описанию. Сейчас мы уже знаем, что Бог един, но в трёх лицах, в трёх ипостасях: Отец, Сын и Святой Дух. И вот Сын Божий должен был стать человеком, соединить со своей личностью павшее человеческое естество и таким образом исцелить его. Но этого мало, так он исцелял только ту индивидуальную человеческую природу, с которой соединялся сам. А как же остальные люди? Чтобы исцелить всех тех людей, которые захотят исцеляться, необходимо было, чтобы ставший человеком Сын Божий претерпел на себе все страдания этого мира и саму смерть, оставшись верным Богу. И после того, как он умрёт, он должен был воскреснуть. И уже этот воскресший человек стал бы родоначальником нового человечество, новым Адамом, Который рождает своих детей не с помощью обычного репродуктивного процесса, а рождает духовно, через Крещение (приобщение Его смерти) и через причащение (приобщение Его воскресшему Телу).
Надеюсь, я вас не сильно утомил этим необходимым пояснением, вернёмся к нашему рассказу.
Итак, у Иоакима и Анны родилась Мария, День Рождения которой мы ежегодно празднуем 21 сентября по новому стилю. Благочестивые супруги, как и обещали, через 3 года отдали девочку на служение в Иерусалимский храм. Само это событие получилось необычно торжественным. Первосвященник, встречавший Марию в храме, по вдохновению от Бога, ввел её в Святая Святых храма, куда и сам мог входить только раз в год. Это было очень необычно и настолько запомнилось, что мы и это событие вспоминаем ежегодно и торжественно празднуем 4 декабря по новому стилю. Праздник называется Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Мария росла в храме. Трудилась по мере сил. Но по достижению брачного возраста уже не могла там оставаться. Таков был обычай. Но Мария дала обет не выходить замуж и хранить девство во имя своей любви к Богу. Поэтому её обручили престарелому, уважаемому за благочестивую жизнь человеку по имени Иосиф. Иосиф был вдовцом и имел взрослых детей от первого брака. Он должен был содержать Марию и хранить её девство.
У Марии были родственники. Престарелая супружеская пара – Захария и Елизавета. Они не имели детей. И вот, согласно предварительному извещению от ангела, Елизавета забеременела. Это в её возрасте было необычно, поэтому она долго никому ничего не сообщала.
Через шесть месяцев с начала беременности Елизаветы, Марии явился архангел Гавриил, посланный от Бога. Он передал ей, что она чудесным образом, особым действием Божиим, без участия мужчины, родит Сына, который станет особым избранником Божиим. Это событие мы ежегодно вспоминаем и празднуем 7 апреля по новому стилю. Праздник называется Благовещение Пресвятой Богородицы.
Через три месяца на свет появился мальчик Иоанн, сын Захарии и Елизаветы. Его главной миссией в этой жизни было возвещение скорого пришествие того самого Миссии, который сможет спасти всё человечество. День Рождения Иоанна мы ежегодно отмечаем 7 июля (25 июня по старому стилю).
Через шесть месяцев после этого Мария родила Сына Иисуса Христа, который являлся и человеком и одновременно изначальным, предвечным Сыном Божиим, принявшим на себя человеческую природу. Христос – греческое слово означающее помазанник, мессия, особый избранник Бога. Рождество Христово мы празднуем очень торжественно 25 января по старому стилю и 7 января по-новому.
Через 40 дней после этого, по обычаю, предписанному в Библии, Иосиф и Мария принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы принести за него жертву. В храме их встретили старец Симеон и пророчится Анна, которые пророчествовали об особом служении Иисуса и о Его спасительной миссии. Это событие мы отмечаем, празднуя праздник Сретения Господня.
После этого около 30 лет Иисус жил как обычный человек. Только некоторые, особенно внимательные люди могли заметить, что он отличается от прочих людей. И вот, через 30 лет Иисус выходит на своё служение. Первым его делом было крещение от Иоанна Крестителя в Иордане. В это время Иоанн крестил Израильтян в покаяние. Иисусу не в чем было каяться, но как мы сказали, для спасения остальных людей, Он проходил все испытания и тяготы человеческой жизни. В этот день Бог открыто дал знак, что Иисус Сын Его исполняющий особую миссию. Мы вспоминаем это событие ежегодно, 6 января по старому стилю и 19 января по-новому. Праздник называется Богоявление или Крещение Господне.
Через некоторое время после этого крещения Иоанн был арестован. Его проповедь многих раздражала, так как он говорил правду и обличал, в том числе власть имущих. Его долго продержали в темнице, а потом ему отрубили голову. День его смерти мы также отмечаем как великий праздник – Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября.
Спустя два года с начала своего служения, Иисус понял, что начинается обратный отчёт его жизни. Ненависть к нему со стороны власть держащих в Израильском обществе достигла небывалого размаха. И перед своим унижением, страданием и смертью он хотел укрепить веру своих учеников. Иисус взял с собой на гору трёх своих лучших учеников. И когда они поднялись на вершину, преобразился перед ними. Ученикам на некоторое время открылась его небесная слава. Его лицо и одежды были как молния. С ним беседовали древние библейские пророки. О нём свидетельствовал голос с неба. После этого Иисус начал им рассказывать, что в ближайшее время его схватят и распнут и он умрет. В память об этом событии мы празднуем праздник Преображение Господне 19 августа (6 августа по старому стилю). В русском народе этот праздник ещё называют Яблочный Спас.
И вот, спустя несколько месяцев, Иисус с учениками прибыл в окрестности Иерусалима. Здесь всего четыре дня назад умер друг Иисуса Лазарь. В это время Лазаря уже похоронили и он явно издавал признаки тления. Иисус перед всем народом воскресил Лазаря. Через какое-то время после этого Иисус с учениками пришёл в Иерусалим на праздник Пасхи. Но он не вошёл в город как обычно пешком. Его сопровождала толпа народа, которая приветствовала Его как миссию, пророка и царя. Но Иисус хорошо понимал, что через несколько дней будет распят. Этот торжественный вход мы вспоминаем, когда отмечаем праздник Вход Господень в Иерусалим или по-народному Вербное воскресенье. Этот праздник отмечается в разные даты, в зависимости от дня на который выпадает Пасха.
Через четыре дня после этого торжественного входа Христа схватили ночью, осудили, били, унижали и распяли на кресте. Он умер ужасной, мучительной смертью. Его похоронили в тот же день. Но вот наступил третий день и Иисус Христос воскрес. Это Воскресение Христово, Пасха Христова, является главным праздником всего года. Именно с этого исторического дня в мире появляется возможность спасения для всех нас. Лишь только бы мы соединились с Христом в его Теле – Церкви.
Но после Пасхи ученики Христовы ещё не были просвещены Духом Святым. Т.е. сама возможность нашего спасения, нашей жизни в любви Божией уже открылась, но ученики её ещё не получили. Нужно было, чтобы Иисус Христос в своём теле взошёл на небо, чтобы как человек сел одесную Бога. Чтобы человеческая природа в полноте пребывала в самой тайне Единства Пресвятой Троицы. Тогда Бог Дух Святой, Третье Лицо Святой Троицы сошёл и на тех людей, которые были в единстве с Христом – на апостолов, а потом и на тех, кого они крестили, приобщая к смерти и воскресению Христовым.
Вознесение Христово к Богу произошло на сороковой день после Пасхи, и мы так его и отмечаем, на сороковой день. А сошествие Святого Духа на апостолов на пятидесятый день после Пасхи. Поэтому этот праздник ещё называется Пятидесятницей.
Все эти праздники, как и Пасха имеют разные даты празднования в разные годы.
На этом заканчивается вторая часть нашего рассказа, но не заканчиваются великие христианские праздники. Поводы для них мы находим уже в историческом бытии Церкви Христовой, о чём речь пойдёт в следующий раз.