Старинные кладбища с многовековой историей нередко оказываются в центре городов – на протяжении столетий города разрастаются вокруг них, и рано или поздно кладбище становится камнем преткновения. Во-первых, земля становится очень дорогой, а потому желанной для бизнесменов, во-вторых, возникает вопрос о целесообразности нахождения кладбища в центральной части города. Ситуация непростая, и в ней всегда найдутся недовольные.
Так и произошло в Тбилиси. В древнейшем районе Авлабар, где когда-то располагалось мемориальное армянское кладбище Ходживанк, символ армянской культуры в Тбилиси, сегодня возвышается величественная, богатая церковь Самеба, главный кафедральный храм Грузии. Кладбище разрушалось поэтапно, окончательно оно было уничтожено в 1995-2004 годах, когда началось строительство Самебы.
Первые упоминания об Авлабаре относятся к 1398 году, название района имеет арабское происхождение и означает территорию «вне стен, вне ограды». Нетрудно догадаться, что в 14 веке Авлабар находился на окраине небольшого Тифлиса, а потому выбор места для кладбища Ходживанк был очевиден. Кладбище было основано в 1612 году.
В 1899 году кладбище было обнесено стеной, число захоронений достигало 90 000, оно стало крупнейшим армянским кладбищем Тбилиси. С течением лет кладбище превращалось в настоящий музей армянской культуры под открытым небом: там были захоронены как выдающиеся деятели армянского народа, так и простые граждане.
С 1930-х годов по приказу Лаврентия Берия кладбище начали разбирать: храм был взорван, могилы сравняли с землей. Есть немало воспоминаний о том, как мародерствовали и оскверняли захоронения специальные бригады НКВД. На месте кладбища был организован парк «Дружба», куда армяне стали приходить и зажигать свечи в память о захороненных в этой земле.
В 1994 году началась новая эпоха разрушений – остатки клабдища были расчищены для строительства самой высокой в Грузии церкви Самебы. Армянское сообщество Тбилиси восприняло эту новость очень болезненно, но судьба Ходживанка была предрешена.
Вопрос очень неоднозначный: должно ли оставаться кладбище в центре города? Возможно, нет. Но, каким бы не было решение властей, освобождение места под строительство должно происходить в соответствии со всеми правилами морали, этики и по христианским канонам.