Найти в Дзене
ПСИХОСОМАТИКА

Как распознать детскую депрессию

Оглавление

Скрытое состояние, которое сложно заметить и страшно выявить. Ведь если у ребенка действительно есть депрессия, то вся вина тут же автоматически падает на плечи родителей.

  • Поэтому данное состояние в принципе практически не диагностируется, а слово "депрессия" не сочетается со словом "детство". Но, к сожалению это не так.
  • Почему детская депрессия не только есть, но и встречается достаточно часто, а также почему не всегда и не все родители виноваты в ее возникновении, сегодня поговорим в статье.

Детская депрессия

Это разновидность психоэмоционального нарушения, которое проявляется в определенных изменения поведения, а также в возникновении различных психосоматических симптомов.

Главная проблема заключается в том, что личность ребенка, созревающая до 10-12 лет, не может определить свое состояние, как депрессивное. И родители должны быть особо внимательны, если ребенок часто употребляет такие слова, как "скучно, грустно, тоскливо и плохо".

И если ребенок говорит, что "мне скучно", отвечать ему в ответ "ты не в цирке, чтобы тебя развлекать" - неверно. Это часто встречается в практике, к сожалению, но помним, что взрослый родитель обладает эмоциональным резервом для того, чтобы остановиться и разобраться в причинах скуки своего ребенка.

С 0 до 3-х лет

В этом возрасте определить депрессию по поведенческим особенностям у ребенка стороннему специалисту практически невозможно. Поэтому следует сначала обратить внимание на факторы риска:

  • патология перинатального периода (например, обвитие пуповиной в родах, отслойка плаценты с выраженной гипоксией плода, инфекции и т.д.)
  • тяжелые долгие роды, а также врожденная патология плода
  • тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные в раннем детском возрасте
  • наследуемая патология (неврологические или психические нарушения)
  • разделение с матерью (потеря чувства защиты и безопасности)
  • скандалы, жестокость, насилие, тяжелая семейная обстановка, в том числе родители-алкоголики или наркоманы, сами собой представляющие угрозу ребенку.

Также есть неочевидные причины, которые к сожалению, все еще встречаются в практике. Например, мама, подверженная высоким уровням тревоги, которая начинает систематически подавлять эмоциональное развитие ребенка.

Это фразы "не смей злиться", "не кричи", "не сопротивляйся мне" и так далее, особенно в период 1, 2 и 3 лет, когда ребенок пытается взрослеть и сепарироваться. Сюда же входить и принуждение "ты должна быть благодарной", "Маша должна делиться игрушками", " Маша должна быть гостеприимной" - и это не мифические случаи, это вполне конкретная семья из моей практики.

Симптомы делятся на соматические и психосоматические:

  • нарушение всасывания пищи, развитие пищевой непереносимости, пищевой аллергии;
  • в целом снижение аппетита, рвота или срыгивание;
  • задержка в прибавке веса, дети миниатюрные и заметно меньше сверстников;
  • заторможенность моторики, медленные вялые движения;
  • симптомы задержки эмоционального развития (подавленность, скрытность, эмоциональная вялость);
  • частая плаксивость.

Это могут быть очень удобные и послушные дети, которые делают все, чтобы оправдать желания и ожидания своих родителей.

От 3-х до 8-ми

С трех лет ребенок постепенно превращается в обособленную личность, которая "себе на уме" со всеми вытекающими - капризами, эмоциональной импульсивностью (а как иначе овладеть своими эмоциями), желанием бегать и скакать, а также постепенным освоением своего могучего Я.

Симптомы депрессии по прежнему будут идти бок-о-бок с детской неврологией, а именно:

  • снижение тонуса мышц, дефицит энергии, головокружение при активной подвижности или смене обстановки, потеря интереса к активным играм;
  • нарушение коммуникации со сверстниками, ребенка всегда подавляют и обижают, кажется, что "ему лучше общаться с ребятами постарше";
  • в целом стремление к уединению;
  • ребенок может и сам уже говорить, что "ему скучно и хочется поплакать";
  • страхи, много страхов;
  • тихий голосов, скупая мимика;
  • широкий спектр психосоматических симптомов (слабость, разные боли в животе, нарушение пищеварения, аллергии, головные боли и т.д.).

Что происходит? Ребенок сталкивается с окружающим миром, он не умеет владеть собой и уж точно не может даже предсказать, как будет на него реагировать окружение, особенно сверстники, которых и самих накрывают с головой их собственные эмоции. Но сверстники будут и в садике, и в школе, и в институте, и с ними придется общаться.

Проблема в том, что ребенок находится в психоэмоциональном и соматическом истощении, и ему требуется помощь.

С 8-ми до 14-ти

Самый сложный период. То, какое давление сейчас испытывают дети в школах - даже трудно себе представить. И если ребенок неокрепший, с уже текущей скрытой депрессией попадает под этот прессинг, ему очень сложно справиться с нагрузкой. А нагрузка такая разная! С одной стороны сама учеба, с другой учителя, с третьей одноклассники, с четвертой родители...

Что делать маленькому человеку? К сожалению, в этот период дети чаще всего закрываются от мира, становятся скрытными и подавленными. Сохраняются все соматические и поведенческие симптомы, присоединяются когнитивные:

  • рассеянное внимание, неспособность сосредоточиться, проблемы в усвоении учебного материала.

Что делать родителям?

Первое, если что-то из статьи заставило вас задуматься или напугало, не прячьте внутри себя сомнения, а исследуйте. Вы отвечаете за будущее своего ребенка, поэтому игнорировать проблему нельзя.

Взвесьте все "за" и "против", понаблюдайте за вашим малышом, поговорите с ним. Подумайте за себя - часто ли вы его обнимаете, часто ли говорите, какой он замечательный и как вы его ждали, часто ли играете вместе?

Затем вспоминаем все свои "косяки" - крики, шлепки, попытки управлять силой. Порой - оскорбления и унижения. Последнее допускать категорически нельзя, это повод задуматься над тем, чтобы и самому пройти личную психотерапию, чтобы сменить модель поведения с собственным ребенком. Это ВАЖНО.

Второе, обратитесь за помощью педиатра, невролога и детского психолога. Расскажите о своих наблюдениях, пусть ребенка обследуют профессионалы.

Третье, вне зависимости от возраста ребенка обратите внимание на семейного психолога, и для мамы, и для папы, и для малыша. Исключайте стресс, давление от других людей, начиная с бабушки, заканчивая нянечкой в детском саду. Это территория защиты и безопасности вашего ребенка. Это важно.

Четвертое. Сейчас становится все больше осознанных и чутких родителей, которые действительно любят своих детей и осознают свою ответственность за их будущее, в том числе здоровье. Уважаемые родители, у ребенка может быть просто плохое настроение, главное, чтобы оно не было хронически негативным. Иногда поплакать нужно. Поскучать важно.

Иногда это нужно просто для того, чтобы большая и теплая мама нас обняла. Обнимайте своих детей.

© Екатерина Тур, 2021-2023. Использование материалов разрешено только при указании ссылки на оригинал статьи и с указанием фамилии и имени автора.