Понятие "инклюзия" не так давно вошло в нашу жизнь. В первую очередь, его связывают с образованием, есть выражение "инклюзивное образование". Это означает, что дети-инвалиды учатся вместе с обычными детьми, не выделяясь в отдельные школы и классы. Но #инклюзия - не только об этом. Образование - всего лишь часть более широкого процесса.
В целом инклюзия означает включение в жизнь общества и полноценное участие в нем людей с какими-то физическими проблемами. Речь идет как об инвалидах (включая и ментальных, то есть с душевными расстройствами), так и о пожилых людях, в силу возраста утративших былые физические возможности.
В медицинском смысле подобные люди нуждаются в особом подходе, им для жизни постоянно нужны лекарства, какие-то приспособления (например, костыли или инвалидная коляска, собака-поводырь), уход. Но есть и социальный смысл инвалидности - он связан с теми барьерами, которые #общество ставит перед ними. Эти барьеры могут быть совершенно вещественными - например, лестницы, или нематериальными - например, ограничения в общении.
Инклюзия направлена на то, чтобы максимально разрушить эти барьеры, чтобы люди с инвалидностью могли без препятствий удовлетворять свои социальные потребности. Если в отношении людей, например, с ограниченными возможностями движения, еще как-то проблема решается, то люди с умственной отсталостью все еще остаются, чаще всего, изолированными от общества. Это и понятно, так как проще построить пандус, чем заниматься с человеком, который мало что понимает и ведет себя неадекватно.
Обычно с такими людьми общаются только родственники и специалисты. Но сам факт, что есть такие специалисты - уже хорошо. Это уже инклюзивно.
Инклюзивное движение развивается с начала ХХ века. Тогда возникли первые проекты по включению инвалидов в общественную жизнь. Одним из первых на этом поприще был Чарлтон Дис, который работал в музее и разрешал слепым трогать модели выставленных животных. Сейчас во многих музеях специально делают тактильные модели экспонатов, которые можно ощупывать. Лично видела такие в Стокгольме.
Та среда, в которой мы привыкли жить, обычные нам вещи, для людей определенных групп могут быть препятствием. Самое наглядное - лестницы и двери. Или высокие окошки в каких-либо учреждениях.
Осознание того, что все люди должны иметь равные возможности в пользовании элементарными удобствами, пришло не сразу. Только в 1975 году ООН приняла "Декларацию о правах инвалидов". Тогда же в западных странах начало активно развиваться движение за инклюзию. Но сначала речь шла хотя бы о том, чтобы инвалидов не держали изолированно в специальных домах, где они были фактически заперты, не имея возможности даже погулять по улицам - кругом были бордюры и т.п.
Началось постепенное изменение среды, появились удобные тротуары, пандусы и т.п. С учетом инвалидов начали делать общественный транспорт, строить дома. Возникло понятие "универсальный дизайн".
В России все это ни шатко, ни валко стало меняться, начиная с 90-х годов. Сейчас движение развивается, появилось и инклюзивное #образование. Но появились и новые вопросы и проблемы, связанные с ним.
Но в целом инклюзия - это хорошее явление, показатель того, насколько #гуманизм развит в данном обществе.
#мораль #социология
Читайте еще на моем канале:
Что бы мы делали без стресса? О том, как он влияет на жизнь общества
А вот еще интересное в блоге моего мужа: