Найти тему

"Оппозиционно-вызывающее расстройство" - о детях, которые всё делают наперекор

Оглавление

Оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР) представляет собой специфическое нарушение поведения. При нём ребенок как будто специально противостоит родителям, а иногда и социуму. Он может:

  • Не реагировать на просьбы и агрессивно отвечать, если вы продолжаете настаивать;
  • Обвинять других в своих неудачах;
  • Вызывающе вести себя в отношении "авторитетов" - родителей, педагогов, старших взрослых. Склонен никого не слушать, спорить;
  • Часто быть несдержанным;
  • Делать назло;
  • Быть упрямым - не идёт на компромиссы и сотрудничество, даже если это выгодно;
  • Часто злиться и быть склонным к мести.
Важно: каждый ребёнок иногда может демонстрировать тот или иной симптом ОВР, но это совершенно необязательно значит, что у него действительно есть этот диагноз. Настоящее оппозиционно-вызывающее расстройство отличается регулярным наличием хотя бы 4 из вышеперечисленных симптомов, ежедневной или почти ежедневной стойкой повышенной конфликтностью ребенка по отношению к авторитетным фигурам в течении не менее 4 месяцев. Повод "встать в позу" такой ребёнок способен найти почти в каждой ситуации и этим заметно выделяется на фоне остальных детей.
Это поведение является проблемным как для него, так и для окружающих - именно поэтому ОВР это не особенность характера, а психологическое расстройство, с которым нужно работать.
фото из открытых источников
фото из открытых источников

Оппозиционно-вызывающее расстройство, к слову, не такая уж редкая история для детей до 10 лет. Его распространенность варьируется в районе 3-4%. Преобладает у мальчиков, причем в 3 раза чаще встречается у ребят с СДВГ, но может быть и у ребёнка без каких-то особых проблем.

Лучше конечно обратиться к специалисту (психологу, психотерапевту) и пресечь проблему на корню, так как у ОВР есть тенденция в подростковом возрасте превращаться в другое, более глубокое и трудноискоренимое нарушение - диссоциальное расстройство (та же психопатия, про которую я писала здесь) или по крайней мере выливаться в повышенную конфликтность и агрессивность. Но кроме визитов к спецу, кое-что родители могут попытаться сделать самостоятельно, поскольку ОВР нередко вызывается парой немедицинских причин:

Недостаточное внимание к ребенку

Детям не нужны часовые посиделки с родителями, однако они нуждаются в том, чтобы при разговоре взрослые смотрели не в телефон/телевизор, а на них, чтобы их где-то похвалили, где-то помогли, поговорили и поиграли. Даже 1-2 часа времени с ребенком, но качественного, с хорошим вниманием, а не "Ага-ага" сквозь телефон, могут преобразить поведение.

Почему? Дело в том, что взрослые часто отмахиваются и не обращают внимание, пока не творится что-то из рук вон. И ребёнок достаточно быстро просекает простую истину: "Если вести себя плохо, то я получу внимание. Плохое, но получу". В психологии это называется "негативное подкрепление". Такая форма поведения "Спровоцировать = получить внимание" закрепляется и в результате вы начнёте сталкиваться с действиями назло ради вашего внимания.

Решить эту проблему можно следующим образом:

  1. Нужно постараться дать столько нормального внимания, сколько вы можете, чтобы у ребёнка отпала потребность добиваться его плохим поведением. Поверьте, это не так тяжело - инстаграмы и дзены едят куда больше времени, а пользы не так много;
  2. Стараться как можно меньше реагировать на негативное поведение - ваша реакция, особенно бурная, подкрепляет желание вызывать её снова и снова. Это не значит, что за проделки надо гладить по головке. Это значит, что любые наказания должны проходить с вашим минимальным эмоциональным включением: допустим, вытворил ребенок что-то этакое и ждёт, что мама/папа сейчас начнут кричать, бить, топать ногами и отчитывать. Вместо крика можно сухо и безэмоционально прервать негативные действия и озвучить наказание, допустим: "Ты сегодня без телефона" (обязательно нужно держать слово). Эта тактика позволит лишить ребёнка подкрепления негативным вниманием и показать реальные последствия.

Систематический негатив в сторону ребёнка, сравнения с другими детьми не в его пользу

Любые слова, унижающие достоинство, типа "дурак", "идиот" или ещё что похлеще, вещи типа "Вася такой молодец, а ты оторви и выбрось", не обращение внимания на успехи, но зато сильная критика при любой неудаче - это верный путь к оппозиционно-вызывающему расстройству у предрасположенных детей.

Такими методами могут грешить как родители, так и педагоги образовательных учреждений. К слову, это худшая тактика против детей с СДВГ, которую только можно придумать - ребёнок не слышит ваших доводов, если в них есть только негатив, хоть какими бы справедливыми они ни были. Он слышит только "Я плохой". И здесь ОВР приходит как защитная реакция психики: чтобы не чувствовать себя "плохим", "тупым" и т.д. у него постепенно формируется установка: "Это не я плохой - это другие. И нечего с ними хорошо обращаться - все равно никто меня не ценит".

Что делать в таком случае?

Прежде всего, обратить внимание на свои воспитательные методы: стоит внимательно пронаблюдать, что и как вы говорите ребенку, не оскорбляете ли вы его, не обесцениваете ли, особенно сравнивая с другими.

По возможности следует избегать токсичных педагогов. Да простят меня все адекватные учителя и воспитатели, но ведь такие действительно бывают. Они любят прикрывать любовь к унижению учеников, к чувству власти над слабым "строгостью", "дисциплиной" и другими красивыми словами. Однако настоящее отличие требовательного педагога от педагога-деспота заключается в том, что первый будет требовать работы и результата, но не будет давать негативную оценку личности. А вот второму это словно не так и важно - главное найти повод прикопаться и унизить ученика. В таком случае лучше сменить учителя или учебное заведение, но спасти ребёнка от деструктивного влияния.

Навигация по каналу - мой небольшой вагон материалов по нарушениям развития и их преодолению.

Спасибо что читаете меня!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)