Караваджо родился в 1571 в небольшом городке неподалеку от Милана в семье архитектора Фермо Меризи. Свой творческий путь юный художник начал в мастерской Петерцано (который, кстати, считается учеником Тициана). Но, к сожалению, ранние работы Караваджо до нас не дошли.
Уже к концу 1580-х художник был вовлечен в первые, но далеко не последние публичные скандалы. Вообще, по сохранившимся сведениям, характер Караваджо был настолько же дурен, насколько гениальна его живопись. Художник был завсегдатаем игорных обществ, нередко общался с мошенниками и авантюристками, а также регулярно «отдыхал» от повседневных забот в тюрьме. В том числе и за убийство.
Вот, например, как описывает Караваджо Борромео, итальянский кардинал, оказывавший покровительство искусству и наукам:
"Человек неотёсанный, с грубыми манерами, вечно облачённый в рубище и обитающий, где придётся. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком."
Дурной характер гениальности не помеха
Хоть Караваджо и проводил значительную часть времени в кабаках, он, тем не менее, никогда не забывал о своей главной задаче – творчестве. Рембрандт, Рубенс, Веласкес восхищались мастерством Караваджо. Он был тем, кто превратил книжных евангельских персонажей в земных людей, передал обуревавшие их страсти, печали и радости, а также воплотил их в настоящих человеческих телах.
«Гадалка» и «Шулера», написанные в 1594 году, стали первыми многофигурными работами Караваджо. Уже в этих картинах видно, что Караваджо пошел наперекор сложившимся традициям. Он отказался от сухого и выверенного академизма с его застывшими и условными эмоциями, вдохнув пламя жизни в своих персонажей. Кроме того, отличительной манерой живописи Караваджо было резкое противопоставление света и тени, которое позволяло художнику создать особую драматургию в картине и передавать высочайших уровень эмоционального напряжения.
Реализм был чрезвычайно важен для Караваджо. Хорошей иллюстрацией того, насколько художник был привержен настоящий жизни может послужить следующая история, рассказанная литератором Сузинно:
Чтобы добиться максимальной достоверности при создании карты «Воскрешение Лазаря», Караваджо приказал принести в свою мастерскую выкопанное из могилы тело юноши, который был недавно убит. Однако натурщики, нанятые художником, отказались позировать, держа в руках мертвеца, который, к тому же, уже начал разлагаться. Но Караваджо был непреклонен и, выхватив кинжал, принудил их следовать своим желаниям.
Однако натурализм, столь притягивавший Караваджо, не всегда оказывался по душе заказчикам. Зачастую, увидев результат работы художника, они отказывались от получившихся картин, так как привыкли к идеализированной и театрализованной живописной манере. У них было совсем другое представление о том, к чему должен стремиться творец.
А вот другой эпизод. В 1604 году художник выполнял работы для римской церкви Сант-Агостино. Однако священники «Мадонну ди Лорето» не оценили. Во-первых, их смущало декольте Богоматери, а во-вторых, возмущал тот факт, что для нее позировала куртизанка.
Годом позже история почти полностью повторилась. Написанная Караваджо «Мадонна со змеей» провисела в назначенной для нее церкви недалеко от собора Святого Петра всего 48 часов – потом папа выяснил, что художник вновь пригласил в качестве модели куртизанку, да и святые выглядели слишком по-земному.
Художник «вне закона»
В 1606 году Караваджо оказался замешан в споре на площадке для игры в мяч, который быстро перерос в драку. Страсти кипели и в результате во время потасовки погиб юноша. В его смерти обвинили Караваджо, и Павел V объявил художника «вне закона». Это означало, что теперь любой человек, убивший Караваджо, не только не отправился бы за это в тюрьму, но еще и получил бы вознаграждение. Узнав об этом, Караваджо в очередной раз бежал из города.
В июле кардинал Гонзага начал вести переговоры с папой Павлом V о возможности помиловать Караваджо. А потому художник решил перебраться поближе к Риму, чтобы ждать там официального решения. Однако осуществить ему это не удалось. Он умер по дороге в город 18 июля 1610 года. Пару недель спустя в Риме папа опубликовал указ о помиловании Караваджо.
@ Анастасия Шилова