Завершение Первой мировой войны привело к запланированному переделу мира. Победители методично разобрали осколки четырех империй. Но это стоило так дорого, что элиты решили немного притормозить процесс дальнейшего выяснения отношений. Интербеллум дал миру первое десятилетие без напряженной гонки вооружений. Порядок на море поддерживался рядом соглашений между ведущими морскими державами, от Вашингтонского 1922 до Лондонского 1930 года. Наложенные договорами ограничения не только почти остановили постройку новых кораблей, но и породили новые их классы, зарегулированные этими договорами.
Американский флот оказался ограничен, пожалуй, сильнее всех, ибо обладая огромными возможностями, вынужден был остановиться на пол-пути к мировому господству. У Америки было много интересов и обязательств а Новом Свете, ее законной вотчине, согласно "доктрине Монро". Американские морские пехотинцы не вылезали из всяких Никарагуа и Панам. С завершением эпохи изоляционизма в сферу интересов добавился практически весь мир. Тихий океан с Филиппинами и островами, Европа с ее политическими сложностями, Китай с его внутренними проблемами. Имеющихся крейсеров уже не хватало.
США в начале 30-х располагали 12 разведывательно-патрульных кораблей океанской зоны, но уже устаревшими и подлежащими замене.
В рамках ограничений Лондонской конференции 1930 года в США начали разработку универсального боевого корабля, способного решать множество задач, водоизмещением до 2000 тонн, пушками до 155 мм и скоростью порядка 20 узлов. Торпедное вооружение не предусматривалось. Корабль должен был обеспечить артиллерийскую поддержку корпусу морской пехоты при высадке в других странах, в военное время охрану конвоев от рейдеров и подводных лодок, постановку минных заграждений, тактическое управление подводными лодками флота, поддержку атак эсминцев, ПВО для авианосцев и просто демонстрации флага.
Инициатором создания нового класса кораблей стал адмирал Уильям В. Пратт (William Veazie Pratt). Основное использование виделось в составе «бананового флота» в Зоне Панамского канала и у берегов стран Центральной Америки. Но в связи с обострением обстановки в Китае, зона применения была расширена на Дальний Восток.
Проектирование началось по распоряжению Пратта в январе 1931 года. К сентябрю 1932 года было подготовлено 7 проектов.
Первоначально проект разрабатывался как шлюп (по определению ст. VIII(b) Договора), но в итоге был классифицирован как канонерская лодка. Корпусу придали необычную форму, с удлиненным клиперским носом, что позволило избежать заливания носового орудия, а корма была приспособлена для постановки мин и размещения противолодочного вооружения.
Основное вооружение состояло из четырех 152 мм/47 орудий в палубных установках, по две в носу и корме. В этом проекте для ПВО были использованы четыре четырехствольные установки 28 мм автоматов, "чикагские пианино". Для разведки и корректировки корабль имел еще и гидросамолет. Правда взлетать он мог только с воды. Расчетная скорость ожидалась около 20 узлов.
Канонерка имела даже бронирование! Машины и артпогреба защищал 51-88 мм броневой пояс.
Если первоначально новые корабли в США не строили по политическим соображениям, то в конце 20-х начала влиять и экономическая ситуация "Великой депрессии".
За время президентского срока Гувера не было разрешено построить ни одного нового корабля, и он даже сократил ограниченные средства, которые были выделены на строительство в 1932 финансовом году, приостановил все строительство в 1933 финансовом году и вынудил военно-морской флот серьезно сократить эксплуатационные расходы.
Победа на выборах Ф.Д.Рузвельта изменила политику финансирования, через программу финансирования общественных работ и Национальный закон о восстановлении промышленности (NIRA), контракты на новые корабли, строить которые позволял Лондонский договор, начали выдавать активно. Это создавало рабочие места как на государственных, так и на частных верфях. За три года можно было построить 32 новых корабля, в том числе две новых океанских канонерских лодки.
1 сентября 1933 года Министерство военно-морского флота объявило контракты на строительство всех 32 судов, финансируемых NIRA, и их названия. По информации прессы стоимость каждой из двух канонерок должна была составить около 4 млн долларов.
По этому проекту было построено два корабля- «Эри» (PG-50) и «Чарльстон» (PG-51). Первый был назван в честь города Эри, расположенного на южном берегу одноименного озера в северо-западном регионе Пенсильвании (США). Он стал вторым этого имени в американском флоте (после шлюпа, 1813-1850).
Второй-в честь города Чарльстон, Южная Каролина. И стал четвертым этого имени американского флота (после галеры 1798-1802, бронепалубного крейсера С-2, 1889-1899, броненосного крейсера C-22/CA-19, 1905-1923).
Закладку обеих канонерских лодок планировалось провести одновременно в Нью-Йорке и Чарльстоне 1 ноября 1933 года, а через 27 месяцев, к началу февраля 1936 года, передать их флоту. Однако подготовка чертежей затянулась. Конструкторский отдел Нью-Йоркской верфи из 66 человек, возглавляемый главным конструктором Говардом Флетчером (Howard C. Fletcher), не успевал, он одновременно готовил чертежи для крейсеров New Orleans, Brooklyn, Philadelphia и Honolulu, а также линкора North Carolina. Первый комплект строительных чертежей канонерской лодки типа «Эри» был закончен только к 31 июля 1934 года.
В итоге закладка первой канонерки, «Чарльстон», состоялась лишь 27 октября 1934 года.
«Эри» вместо стапеля решили строить в сухом доке № 1. 17 декабря 1934 года была проведена торжественная церемония закладки корабля. На церемонии закладки также присутствовала будущая крестная мать корабля миссис Эдмунда Нолл (Edmund Knoll, урожденная Ida May Illig). Организацию церемонии спуска на воду 29 января 1936 года взял на себя нью-йоркский «Клуб Erie», объединяющий элиту города Эри. В 16-20 миссис Нолл перерезала ленту, удерживающую бутылку шампанского, та ударилась о форштевень корабля и… не разбилась. Еще трижды бутылка билась о борт, прежде чем полетели брызги шампанского. Плохая примета...
Сдачу заказчику пришлось перенести с 1 мая на 1 июля 1936 года. Несмотря на это церемонию пришлось проводить при неполной готовности корабля. На момент передачи флоту отсутствовали все 152-мм орудия, общая готовность составляла 98 %. 1 июля 1936 года в 13-00 командир корабля коммандер Эдвард В. Хэнсон во время торжественной церемонии подписал приемный акт о принятии от промышленности канонерской лодки PG-50 Erie.
Достройка продолжалась весь июль , на 1 августа корабль все равно был готов по корпусу на 98,8 %, по механизмам на 95,1 %. Завершение работ предполагалось 15 августа 1936 года.
Спуск на воду канонерской лодки «Чарльстон» состоялся 25 февраля 1936 года (крестная мать миссис C.L. Buist Rivers) успешно, а 8 июля 1936 года командир корабля кэптен Роберт К. Отрей (Robert King Awtrey) подписал акт приема корабля от промышленности. «Чарльстон» вошел в состав Атлантического флота ВМС США.
Канонерки получили значительный строительный перегруз, при проектном нормальном водоизмещении 2 339 тонн, у «Чарльстон», например, оно оказалось выше на 160 тонн. Отсюда проблема с остойчивостью у этих канонерок.
В декабре 1937 года на слушаниях в Комитете по ассигнованиям Палаты представителей Министерство военно-морского флота сообщило, что стоимость постройки и оборудования «Эри» на самом деле составила 4 700 216 долларов, а ее броня, вооружение и боеприпасы стоили дополнительно 1 347 000 долларов, что в общей сложности составило 6 047 216 долларов.
Эксплуатационные возможности новых канонерских лодок командованием флота оценивались весьма положительно, но развития эти корабли не получили, они были слишком дороги даже для американского бюджета.
В 1942 году оба корабля прошли небольшую модернизацию.
«Эри» PG-50 «Erie» Нью-Йоркская военно-морская верфь, Бруклин, Нью-Йорк. Заложен 17 декабря 1934 года. Спущен на воду 29 февраля 1936 года. Выход на испытания 17 августа 1936 года. Введен в строй 1 июля 1936 года. Торпедирована (10)12.11.1942 в Карибском море герм. ПЛ U-163, отбуксирована в гавань г. Виллемстада, где перевернулась и затонула 5.12.1942.Исключена 28 июля 1943 года.
«Чарльстон» PG-51 «Charlston» Военно-морская верфь Чарльстона, Чарльстон, Южная Каролина. Заложен 27 октября 1934 года. Спущен на воду 25-26 февраля 1936 года. Введен в строй 8 июля 1936 года Выведен из боевого состава 10 мая 1946 года. Исключен в 1948 году. Служила учебным судном для Массачусетской морской академии с 1948 по 1959 год. Позже списана.
Водоизмещение 2000 длинные тонны (2032 тонны) (стандартная), 2,830 длинных тонн (2,875 т) (полная загрузка), в других источниках-PG-50-2380 тонн, PG-51-2590 тонн . Длина 328 футов 6 дюймов (100,13 м) o.a., 308 футов (93,9 м) по вл., 101,1 м. Ширина 41 фут 3 дюйма (12,57 м). Осадка 3,45 м,у PG-51 3,02 м, 14 футов 10 дюймов (4,52 м) (с полной загрузкой)
Двигатели- 2 × паровые турбины с редуктором Parsons с одним редуктором, 2 × валы. 2 × котла Бэбкока и Уилкокса, 6200 л.с., PG-51-7000 л.с. Скорость 20 узлов. Запас 489 тонн нефти. Дальность 8000 миль при скорости 12 узлов.PG-51-12000 миль на 12 узлах. Экипаж 243 человека, 236-265 человек (16 офицеров, 18 мичманов, 44 морпеха, 187 матросов).180-236 человек на PG-51.
Бронирование- бортовой пояс (над жизненно важными местами): 3,5 дюйма (89 мм), Палуба: 1,25 дюйма (25-32-44 мм). Боевая рубка: 4 дюйма (100 -133 мм). Орудийные щиты: 1 дюйм (25 мм)
Оборудование- Радар Mark 3 (установлен на командире батареи), гидролокатор ASDIC
Вооружение- 4 × 6 дюймов (152 мм) /47 орудий калибра Mark 17, 18, 4 × 4 зенитных автомата Mark 1 1,1 дюйма (28 мм)/75, 4 (6 или 8) х 1 20 мм зенитных орудий (после модернизации, PG-51-8). 2 бомбосбрасывателя Mark 6 (на каждом по 15 глубинных бомб)
Самолеты-1 × гидросамолет Сurtiss SOC Seagull ( заменено при переоборудовании) или 1 × поплавковый самолет OS2U"Кингфишер"
Канонерки получили четыре орудия новой модели 152 мм с 47 калиберным стволом. Модель Mark 17 использовалась только на канлодках типа «Эри». Отличие от Mark 16- использование раздельного заряжания вручную, а не механического с унитарными снарядами.
Зенитное вооружение-первоначально четыре счетверенных 28 мм автоматов ("Чикагское пианино"), при модернизации добавлены четыре 20 мм "эрликона".
Так как Лондонский договор не ограничивал возможность бронирования, канонерки получили немного брони (207,6 тонн без палубы)- пояс в районе МКО толщиной 89 мм, 25 мм орудийные щиты, 32 мм на главной палубе и 100 мм броню боевой рубки.
«Эри» вышел на первые испытания 17 августа 1936 года. В начале октября на нем были смонтированы все артиллерийские установки главного калибра со щитами.
18 сентября 1936 года для защиты интересов и жизней американских граждан в Испании во время Гражданской войны в Западном Средиземноморье была создана специальная эскадра 40-Т (Navy's Special Service Squadron 40-T). Коммандер Хэнсон получил предписание подготовить корабль к 31 октября 1936 года для перехода в Европу в состав 40-Т.
Перед отправкой «Эри»принял участие в праздновании Дня флота и в мероприятиях, посвященных 50-летию освящения Статуи Свободы в Нью-Йорке. Крейсера, эсминцы и канонерка были на три дня открыты для посещения гражданской публикой. Первая испанская командировка «Эри» продлилась до 19 декабря 1936 года.
Во время испанских событий канонерка 17 декабря, во время пребывания в Порт-Мюзеле близ Хихона в Республике Басков, попала под обстрел франкистского линкора «Эспанья». В порту разорвалось 7 снарядов и американские газеты писали, что один из них ближе ста метров от корабля.
После вступления США во Вторую мировую войну «Эри», базируясь на Бальбоа, регулярно патрулирует побережья Центральной Америки и Галапагосских островов.
11 июня 1942 года канонерка спасла 45 членов экипажа английского торгового судна SS Fort Good Hope, торпедированного и потопленного германской ПЛ U-159 к северо-западу от порта Колон (Панама) в точке с координатами 10°19’N, 80°16’W. Через шесть дней были спасены еще 53 выживших с транспорта SS «Lebore».
10 ноября 1942 года «Эри» в составе эскорта конвоя TAG-20 вышел из Порт-оф-Спейна (Тринидат) в Гуатанамо. 12 ноября около 17-00 (22-00 )он был торпедирован немецкой подводной лодкой U-163 в районе Кюрасао в точке с координатами 12°03’N, 68°58’W. Ему досталась одна из трех торпед, выпущенных немцем.
Командир лодки Курт-Эдвард Энгельманн (Kurt-Eduard Engelmann) полагал, что попал в эсминец типа «Сомерс».
Торпеда попала в правый борт примерно на 1,5 метра ниже ватерлинии. В корпусе образовалась огромная пробоина длиной около 15 метров, банкет кормового орудия провалился на вторую палубу, правый вал был перебит. От взрыва торпеды на канонерке начались сильные пожары, которые охватили и поврежденные нефтяные танки и цистерны с авиационным бензином. Через 12 минут начали взрываться заряды кормовых 152-мм пушек. Взрывом глубинных и фугасных бомб снесло дымовую трубу и гидросамолет. Но броневая палуба выдержала и силовая установка не пострадала.
Семь человек экипажа погибли (шестеро -офицеры), 11 были ранены. От огня сдетонировали 152-мм заряды, после чего в 18-26 экипажу было приказано оставить корабль. Выжившие члены экипажа были сняты голландским шлюпом HMNS Van Kinsbergen.
Однако корабль оставался на плаву и через четыре дня на корабль высадилась противопожарная бригада с оборудованием, а затем и пожарные из Норфолка. Пожар потушили, корабль сняли с грунта. 28 ноября канонерку на буксире привели в Виллемcтад для ремонта. Однако в док его поставить не успели.
Для уменьшения осадки с корабля откачали топливо из носовых цистерн. Однако через полуразрушенный корпус вода затопила несколько отсеков, а попытка контрзатопления для ликвидации крена стала фатальной. 5 декабря 1942 года он накренился на правый (по другому источнику левый) борт и затонул в гавани Виллемcтада.
28 сентября Бюро кораблестроения выпустило официальный отчет об ее гибели, в котором делался вывод, что причиной опрокидывания явилось неконтролируемое перемещение свободных объемов воды на второй палубе при крайне низком запасе остойчивости.
28 июля 1943 года его исключили из списков ВМС США. В декабре 1952 года остатки корпуса были подняты спасателем ВМС США “Оппортьюн” (ARS-41), отбуксированы и затоплены в более глубоком месте.
За свою недолгую службу канлодка, тем не менее, заслужила три награды : Медаль за службу в армии США с застежкой флота; Медаль за американскую кампанию с одной боевой звездой; Медаль за победу во Второй мировой войне.
«Чарльстон» свою службу тоже начал в составе эскадры 40-Т у испанских берегов. 24 февраля 1937 года он покинул Норфолк и успел посетить также Дубровник, Триест, Неаполь и Алжир. Во время похода обнаружились неполадки и корабль вернулся 24 апреля в Чарльстон на доработку.
9 июля 1937 года «Чарльстон» направился в Бальбоа (Панама) и там в течение семи месяцев был флагманом Дивизиона особой службы в Зоне Панамского канала. 1 марта 1938 года он вернулся на верфь в Чарльстоне.
С апреля 1938 по июнь 1940 года канонерка патрулировала и демонстрировала флаг в Карибском море.
8 сентября 1940 года «Чарльстон» покинул Норфолк и перешел в Сиэтл (шт. Вашингтон, США) в качестве флагмана командующего Аляскинского сектора 13-го военно-морского округа США. С 6 ноября 1940 года по 27 ноября 1941 года на его счету пять выходов на патрулирование акватории от Сиэтла до Алеутских островов.
После вступления США во Вторую мировую войну активность использования канонерской лодки резко выросла. Корабль патрулировал акваторию от Сиэтла до Аляски, эскортировал конвои на Алеутские острова, высаживал разведывательные партии на острова архипелага, оказывал помощь терпящим бедствие кораблям.
13 мая 1943 года «Чарльстон» принял участие в отражении японской атаки на остров Атту, он обстрелял японский десант в гавани Чичагова, прикрывая транспорты с американскими войсками. 22 мая корабль был атакован японским торпедоносцем, но от выпущенной торпеды уклонился, а огнем из зенитных автоматов сорвал атаку других японских самолетов. «Чарльстон» неоднократно потом привлекался для оказания огневой поддержи сухопутным частям, а также сопровождал транспорты между островами Атту и Адак. В общей сложности, за время войны он провел 253 судна в составе 130 конвоев.
После окончания боев в районе Аляски «Чарльстон» решили отправить на центрально-тихоокеанский ТВД, однако когда он 25 ноября 1945 года объявился в Гонконге, война уже закончилась.
4 марта 1946 года канонерская лодка «Чарльстон» вернулась в Сан-Франциско, где была поставлена на ремонт и частичное разоружение. 10 мая 1946 года лодка была выведена из боевого состава флота, а 25 марта 1948 года передана Массачусетской морской академии в качестве учебного корабля. В академии она прослужила до 1957 года (по другим данным до 1959 года). Экипаж в этот период составлял 234 человека, в том числе 194 кадета.
В 1959 году корабль возвращен Морской администрации США для последующей утилизации.
В конце 1950-х годов корабль был куплен итальянским инвестором из Чикаго, переоборудован в плавучий отель-ночной клуб с бассейном, кинотеатром и вертолетной площадкой и установлен в местечке Capo Migilarese недалеко от Борджии на Итальянской Ривьере.
За десять лет службы корабль получил ряд государственных наград США-медаль За службу при обороне США, Боевая звезда за азиатско-тихоокеанскую компанию, медаль За победу во Второй мировой войне, медаль За службу на оккупированных территориях с подвеской «Азия», медаль За службу в Китае.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам