Несмотря на то, что разработкой новой модели ČZ занимались сразу два конструкторских коллектива - чешское заводское бюро и советский ВНИИМотопром - первоначальная версия мотоцикла вызвала множество нареканий. Недостатки были вызваны в основном стремлением снизить массу машины: новый ČZ 350/472 был на 11 кг легче, чем Jawa-350/634. Но для этого, а также для удешевления мотоцикла, пришлось использовать немало узлов от малокубатурных ČZ, что обернулось малым запасом прочности и огрехами управляемости. Немало нареканий вызвали также неудачное расположение реле-регулятора, не защищённого от грязи, и малая ёмкость аккумулятора.
Поэтому уже в 1978 году начались поставки в СССР модернизированной модели ČZ 350/472.4. Она получила аккумулятор увеличенной с 8 до 14 Ач ёмкости, задние амортизаторы с пружинами с прогрессивным шагом навивки и регулировкой поджатия, а также алюминиевые ободья колёс вместо стальных и боковую подставку. Реле-регулятор был перенесён внутрь бокового ящика. Ярким стилистическим штрихом стали хромированные «щёчки» в передней части бензобака, применявшиеся в отдельных партиях.
Полная перемена облика ожидала ČZ 350/472 в 1981 году. Новая модификация 472.5 получила бензобак новой формы и увеличенного с 13 до 18 л объёма. Вместо прежней круглой эмблемы появилась крупная надпись ČЕZЕТ. Изменила облик машины и новая передняя вилка с алюминиевыми нижними трубами и резиновыми гофрами вместо металлических чехлов - этот узел оказался столь удачен, что вскоре его стали применять и на мотоциклах Jawa. В свою очередь, новый ČZ получил элементы электрооборудования (фара, задний фонарь и т.п.), применён ные ранее на модернизированных модификациях Jawa 350/634.
Финальная версия модели ČZ350/472 - выпущенная в 1986 году модификация 472.6. Её главным достоинством стал переход на 12-вольтовую систему электрооборудования. Мощность генератора возросла с 75 до 150 Вт, что позволило перейти на более совершенные осветительные приборы. Маятник задней подвески изготавливали из алюминиевого сплава. Комплектацию мотоцикла дополнил тахометр.
В линейке мотоциклов Jawa 350 переход на 12-вольтовое электрооборудование произошёл одновременно с освоением производства нового двигателя с цилиндрами из лёгкого сплава. Но ČZ остался верен старому мотору с чугунными цилиндрами, и неспроста: новый двигатель поначалу страдал многочисленными «детскими болезнями». Поэтому в Чехословакии некоторое время продавалась модель Jawa 350/632 - с ходовой частью и дизайном модели 350/638, но с «чугунным» двигателем от ČZ 350/472.6 и 12-вольтовым электрооборудованием.
ОБ АЛЬТЕРНАТИВАХ
В 1978 году увидел свет экспериментальный ČZ 350/510 с двухцилиндровым четырёхтактным двигателем мощностью 32 л. с. при 8000 об/мин. В конструкции мотора нашли применение технические решения, опережавшие своё время: привод верхнего распредвала зубчатым ремнём и система уравновешивания с помощью третьего шатуна. Мотоцикл получил также 16-дюймовые литые колёса. К сожалению, дело ограничилось созданием двух экземпляров.
Единственный сохранившийся мотоцикл ČZ 350/510 находится сейчас в экспозиции Национального технического музея в Праге.
О КОНКУРЕНТАХ
Класс 350-400 см3 пользовался в 70-е годы прошлого века немалой популярностью. Но требования к мотоциклам этого класса на Западе непрерывно росли, и в итоге машины из Восточной Европы перешли на скромную роль рабочих лоша док. Ведь они не могли предложить избалованному потребителю таких удобств, как электрозапуск, пяти- и шестиступенчатые коробки передач, дисковые тормоза и литые колёса. К тому же стандартом в этом классе стали четырёхтактные двигатели. В представленной таблице можно сравнить ČZ 350/472 и другие двухцилиндровые мотоциклы образца 1978 года.