Найти тему
Вокруг мотоциклов

Как модернизировался «чешский аристократ» - мотоцикл ČZ модели 472.

Оглавление
От этой модели заимствовали часть узлов для модели 472. (ČZ 250 SPORT TYPE 471.00)
От этой модели заимствовали часть узлов для модели 472. (ČZ 250 SPORT TYPE 471.00)

Несмотря на то, что разработкой новой модели ČZ занимались сразу два конструкторских коллектива - чешское заводское бюро и советский ВНИИМотопром - первоначальная версия мотоцикла вызвала множество нареканий. Недостатки были вызваны в основном стремлением снизить массу машины: новый ČZ 350/472 был на 11 кг легче, чем Jawa-350/634. Но для этого, а также для удешевления мотоцикла, пришлось использовать немало узлов от малокубатурных ČZ, что обернулось малым запасом прочности и огрехами управляемости. Немало нареканий вызвали также неудачное расположение реле-регулятора, не защищённого от грязи, и малая ёмкость аккумулятора.

ČZ 350/472.4
ČZ 350/472.4

Поэтому уже в 1978 году начались поставки в СССР модернизированной модели ČZ 350/472.4. Она получила аккумулятор увеличенной с 8 до 14 Ач ёмкости, задние амортизаторы с пружинами с прогрессивным шагом навивки и регулировкой поджатия, а также алюминиевые ободья колёс вместо стальных и боковую подставку. Реле-регулятор был перенесён внутрь бокового ящика. Ярким стилистическим штрихом стали хромированные «щёчки» в передней части бензобака, применявшиеся в отдельных партиях.

CZ 350/472.5
CZ 350/472.5

Полная перемена облика ожидала ČZ 350/472 в 1981 году. Новая модификация 472.5 получила бензобак новой формы и увеличенного с 13 до 18 л объёма. Вместо прежней круглой эмблемы появилась крупная надпись ČЕZЕТ. Изменила облик машины и новая передняя вилка с алюминиевыми нижними трубами и резиновыми гофрами вместо металлических чехлов - этот узел оказался столь удачен, что вскоре его стали применять и на мотоциклах Jawa. В свою очередь, новый ČZ получил элементы электрооборудования (фара, задний фонарь и т.п.), применён­ ные ранее на модернизированных модификациях Jawa 350/634.

ČZ 350/472.6
ČZ 350/472.6

Финальная версия модели ČZ350/472 - выпущенная в 1986 году модификация 472.6. Её главным достоинством стал переход на 12-вольтовую систему электрооборудования. Мощность генератора возросла с 75 до 150 Вт, что позволило перейти на более совершенные осветительные приборы. Маятник задней подвески изготавливали из алюминиевого сплава. Комплектацию мотоцикла дополнил тахометр.

Экспериментальная модель ČZ 350/472.7 с передним дисковым тормозом
Экспериментальная модель ČZ 350/472.7 с передним дисковым тормозом

В линейке мотоциклов Jawa 350 переход на 12-вольтовое электрооборудование произошёл одновременно с освоением производства нового двигателя с цилиндрами из лёгкого сплава. Но ČZ остался верен старому мотору с чугунными цилиндрами, и неспроста: новый двигатель поначалу страдал многочисленными «детскими болезнями». Поэтому в Чехословакии некоторое время продавалась модель Jawa 350/632 - с ходовой частью и дизайном модели 350/638, но с «чугунным» двигателем от ČZ 350/472.6 и 12-вольтовым электрооборудованием.

ОБ АЛЬТЕРНАТИВАХ

В 1978 году увидел свет экспериментальный ČZ 350/510 с двухцилиндровым четырёхтактным двигателем мощностью 32 л. с. при 8000 об/мин. В конструкции мотора нашли применение технические решения, опережавшие своё время: привод верхнего распредвала зубчатым ремнём и система уравновешивания с помощью третьего шатуна. Мотоцикл получил также 16-дюймовые литые колёса. К сожалению, дело ограничилось созданием двух экземпляров.

Единственный сохранившийся мотоцикл ČZ 350/510 находится сейчас в экспозиции Национального технического музея в Праге.

О КОНКУРЕНТАХ

Класс 350-400 см3 пользовался в 70-е годы прошлого века немалой популярностью. Но требования к мотоциклам этого класса на Западе непрерывно росли, и в итоге машины из Восточной Европы перешли на скромную роль рабочих лоша­ док. Ведь они не могли предложить избалованному потребителю таких удобств, как электрозапуск, пяти- и шестиступенчатые коробки передач, дисковые тормоза и литые колёса. К тому же стандартом в этом классе стали четырёхтактные двигатели. В представленной таблице можно сравнить ČZ 350/472 и другие двухцилиндровые мотоциклы образца 1978 года.

-7