Найти в Дзене
Психолог из детсада

Тренинг психологической разгрузки с педагогами детсада «До свидания лето, здравствуй новый учебный год»

Оглавление

Цель: создание условий для самооценки педагогами творческих ресурсов, раскрытия внутреннего потенциала, расстановки ценностных ориентиров, определения ориентиров в работе и жизни в целом.

Время проведения: 60 минут

Материалы: столы (один на 4-х коллег), раздаточный материал для теста «Необитаемый остров», оборудование для игр с песком: песок, подносы, камешки, фигурки, ракушки; набор разрезных картинок из 4-х частей каждая (животные), запись с релаксационной музыкой «Киты и дельфины», игрушечный кораблик, упаковка яблочного сока 1 литр, четыре стеклянных стакана, на каждом из которых есть надпись: «работа», «семья», «общение, увлечения», «время для себя», пластиковые одноразовые стаканчики по количеству участников, кукла-фея, листы А4, ручки по количеству участников, таймер, мишень для дартса (настоящая или нарисованная), английские булавки.

Сценарий тренинга

На входе каждый педагог получает маленькую часть разрезной картинки.

Вступительное слово педагога-психолога: уважаемые коллеги, позади лето, впереди – новый учебный год, а в нашем зале – время чудес! Все потому, что у нас с вами замечательная творческая работа, позволяющая собраться вместе на 1 час на тренинг психологической разгрузки.

Если цель нашего творческого мероприятия будет достигнута – каждый из нас почувствует прилив сил, увидит новые горизонты в своей работе, да и в жизни в целом, поймет, чего же он действительно хочет для себя.

Называется наш тренинг «До свидания лето, здравствуй новый учебный год». Для начала окунемся в лето.

Не секрет, что люди профессий системы «человек-человек» - педагоги, врачи, артисты любят тихий, уединенный отдых. Признайтесь, было ли у вас желание уехать на пару дней, так, чтобы никого не видеть и чтобы вас никто не беспокоил?

Давайте представим, что судьба подарила нам возможность каждому провести несколько дней на необитаемом острове.

1. Начнем мы с проведения проективного теста «Необитаемый остров».

Образец бланка для проективной методики "Необитаемый остров"
Образец бланка для проективной методики "Необитаемый остров"

Педагоги получают листочки, выполняют тест, педагог-психолог читает интерпретацию результатов.

-2

Представляете, коллеги, наши острова оказались не обычными, а плавучими. Каждый остров запросто может прибиться к другим островам и уже будет веселей коротать время друг с другом. Пришло время посмотреть не те маленькие картинки, что вы получили на входе и по ним влиться в компанию из 4-х человек.

Педагоги могут ходить по залу, искать у коллег части, подходящие к разрезной картинке, а затем на одном из столов находят целую картинку-образец. Педагог-психолог, помогая рассаживаться, комментирует:

Вот у нас образовался остров Веселого льва, Доброй черепахи, Беззаботного слона и т.п.

2. Релаксационное упражнение с элементами пескотерапии

Всего на островах вдоволь, ни о чем заботиться не нужно, купайся себе в океане, лежи на пляже и строй что-нибудь интересное из песка. Предлагаю без всякой цели, без всяких задач, просто по велению души погрузить пальцы в песок, порисовать на нем что-то приятное, сложить причудливый узор, панно. Но нужно будет договариваться друг с другом, ведь «пляж» на каждом острове общий.

В этом упражнении с элементами пескотерапии нет соревновательного момента. Просто творите и прислушивайтесь к своим эмоциям. Включается релаксационная музыка «Киты и дельфины». Время проведения: 7-10 минут.

По завершению желающие могут высказаться, какие эмоции они получили от игры с песком.

3. Упражнение «Корабль профессионалов»

Педагог-психолог: хорошо на островах, но скоро сезон дождей. А в наших родных краях наступает осень. Пора возвращаться домой.

Как раз на горизонте показался корабль (берет в руки кораблик). Но он не обычный. Называется корабль «Профессионал». На борт берут только тех, кто ощущает свою профессиональную состоятельность.

Далее предлагается по кругу каждому педагогу взять в руки кораблик и продолжить фразу: «Вы должны взять меня на борт, потому что я очень хорошо умею (могу, знаю)…» называя какое либо профессиональное качество, в котором педагог уверен.

Удивительно, но самые ответсвенные и знающие педагоги говорили, что они знают и умеют не так уж много
Удивительно, но самые ответсвенные и знающие педагоги говорили, что они знают и умеют не так уж много

4. Упражнение «Стаканы жизненных ценностей»

Педагог-психолог: вот мы приплыли в родной детский сад. И я вам предлагаю, нет, не окунуться в работу. А для начала…выпить за удачное возвращение…бодрящего яблочного сока. В качестве бармена приглашается любой желающий поработать над своими жизненными ценностями.

Обращаясь к «бармену»: уважаемый коллега, для начала вы разливаете сок не для всех нас, а исключительно для себя. Ведь сегодня все необычное, и стаканы в баре тоже необычные. Первый стакан – ваша работа, второй – ваша семья, третий – ваше хобби, увлечения, свободное время для общения с кем-то вне семьи, четвертый – время, потраченное исключительно на себя: косметологические процедуры, гимнастика, забота о здоровье. Сок в упаковке – это время. Разлейте его так, как вы всегда распределяете свое время.

Львиную долю времени у педагогов занимает работа
Львиную долю времени у педагогов занимает работа

Далее у «бармена» спрашивается, устраивает ли его самого такое распределении времени, что бы хотелось изменить для более благополучной жизни? Предлагает отлить-долить из стаканов, но комментируя, каким образом можно перераспределить время между категориями.

Получение обратной связи от аудитории: предлагается поделиться своим анализом, мыслями по поводу распределения своего времени.

Педагог-психолог предлагает вернуться к теме сока чуть позже, а пока перейти к следующему упражнению

5. Упражнение «Мое эгоистичное желание»

Представьте, что придя утром рано на работу, вы обнаружили на своем рабочем месте маленькую детсадовскую фею (берет в руки «куклу-фею»).

Она сказала приятным голоском: «Ой, я не успела спрятаться до твоего прихода. Но раз так, я даже рада поболтать с тобой. Давно наблюдаю за тобой и вижу, что ты очень терпеливая, старательная, умеешь находить выход из разных ситуаций. Иногда тебе тяжело, а иногда приятно и радостно от полученных результатов. Иногда ты не любишь свою работу, а иногда ты радуешься, что работаешь именно здесь. Ты мне так нравишься, что я готова выполнить твое желание. Но есть условие: ты слишком много делаешь для других и мало для себя. Твое желание должно быть очень-очень эгоистичным. Вырази его на бумаге».

Педагогам раздаются листы А4. В верхней части листа предлагается написать название «Мое эгоистичное желание». Затем первую фразу: «Пусть это не скромно, но я хочу…». Дальнейшее условие: писать, не останавливаясь в течение 5 минут, пока не прозвучит сигнал таймера все, что приходит в голову, не обращая внимания на ошибки, не ограничивая себя.

После того, как сочинения написаны, педагог-психолог продолжает: прочитав желание, фея сказала: многие из этого выполнимо, но сила волшебства тут не нужна. Все, что нужно: продумать самой – какие препятствия лежат на пути и помнить, что постоянных и непреодолимых препятствий нет. Что-то зависит от времени, что-то от нас самих. В чем-то мы должны проявить упорство, в чем-то терпение, а в чем-то даже беззаботность: может это надуманное препятствие – мираж и достаточно просто посмотреть на ситуацию по-другому.

«Я буду помогать тебе, – сказал фея – посылая флюиды мудрости и добра, показывая тебе ситуации возможностей, а ты просто держи глаза и уши открытыми, улавливай и меняй все что сочтешь нужным в своей жизни к лучшему».

Желание рекомендуется сохранить и периодически его перечитывать.

Педагог-психолог: дорогие педагоги, нам пора завершать мероприятие. Помните, мы говорили, что если цель достигнута, то можно почувствовать прилив сил, увидеть новые горизонты в работе, понять, что действительно хочется для себя. Насколько достигнута цель, вы можете отметить булавкой на нашей нарисованной мишени.

Не будем забывать, про наш замечательный праздничный сок.

Сок разливается небольшими порциями в одноразовые стаканчики. Всем предлагается выпить за удачное начало учебного года. Свободно пообщаться и неспешно разойтись под приятное музыкальное сопровождение.

Все авторские тренинги для педагогов здесь: #тренинги психолога из детсада

Делюсь опытом работы и наблюдениями из жизни. Ваш Психолог из детсада