Найти в Дзене
Primavera

Микромозаика – римский сувенир

Техника римской мозаики, которую еще называют микромозаикой, зародилась в Ватиканской мастерской, которая занималась реставрацией мозаик интерьеров собора Святого Петра с 1827 года. Ее отличительная особенность в том, что элементы мозаики, которые называют тессерами, имеют размер 1 мм и меньше.

Тессеры изготовлены из смальты — цветного непрозрачного стекла, которые нарезают из стеклянных нитей кусочками около 2 мм длиной. Рисунок мозаики набирают на пластине из меди, стекла или обсидиана. Набранный рисунок скрепляют мастикой, покрывают воском и шлифуют до получения ровной поверхности.

XIX век привел в движение европейскую аристократию. Стало модным путешествовать по Европе, посещая различные страны для получения новых впечатлений, лечения или образования. В рамках так называемого Гранд-тура, Италия была непременным пунктом программы. Туристы с удовольствием приобретали разные мелочи на память об этой удивительной стране. Микромозаика была визитной карточкой Рима, и вещи, украшенные микромозаикой, стали популярным сувениром: драгоценности, гребни, табакерки, шкатулки, пресс-папье, чернильницы, пуговицы. Панелями с микромозаикой стали украшать мебель и фасады каминов.

История римской мозаики получила продолжение и в России. Русские ювелиры еще с конца XVIII века стали использовать итальянские микромозаики для украшения шкатулок и табакерок. А в середине XIX века один из самых известных итальянских мозаичистов – Микеланжело Барбери (1787-1867), ученик самого Антонио Агуати, стоявшего у истоков этой техники, получил заказ от императора Николая I и организовал в Риме специальную мастерскую для обучения русских художников, работавших над мозаиками Исаакиевского собора.

Стол, украшенный сюжетом «Голуби Плиния» и изображением памятных мест Рима (Храм Геркулеса Виктора, Римский Форум, площадь Святого Петра, Колизей), микромозаика, мрамор, диаметр 81 см, Рим, около 1860-1880 гг.

Сюжет «Голуби Плиния» — один из самых цитируемых сюжетов римской микомозаики. Ее автором был греческий художник-мозаичист Соз, живший во II веке до н. э. Эту работу мастера описал Плиний Старший в своем труде «Естественная история»: «Чаша с голубями, сидящими на ее краю, пьющими из нее воду и охорашивающимися». Плиний рассказывал, что художник передал даже тени на поверхности воды. Мозаика Соза не сохранилась, а сюжет получил название название «Голуби Плиния».

-2

Один из вариантов «Голубей Плиния», найденный в Помпее, из собрания Национального археологического музея, Неаполь.

-3

Золотая брошь, украшенная сюжетом «Голуби Плиния», микромозаика, ширина 6 см, Рим, около 1830 г.

-4

Стол, украшенный микромозаикой с изображением цветочной корзины в обрамлении из мраморной мозаики, диаметр столешницы 83 см, Рим, около 1830 гг.

-5

Золотая шкатулка с микромозаичным панно с изображением итальянских руин, диаметр 7 см, Санкт-Петербург, 1789 г.

-6

Микромозаичное панно в золотой оправе, диаметр 8 см, Рим, 1800 г.

-7

Золотая подвеска, украшенная микромозаикой, с изображением двух голубей и бабочки, высота 4,5 см, Рим, около 1820 г.

-8

Шкатулка из порфира, украшенная микромозаичным панно в золотом ободке с изображением классической курильницы, диаметр 6,5 см, Италия, конец XVII – начало XIX века

-9

Шкатулка из черного порфира, украшенная микромозаичным панно в золотом ободке с изображением Храма Сибиллы в Тиволи, диаметр 8 см, Камилло Пиккони, Рим, около 1815 г.

-10

Микромозаичное панно, украшенное сюжетом «Голуби Плиния», ширина 7,4 см, Рим, конец XVII – начало XIXвека

-11

Золотая брошь с изображением спаниеля, микромозаика, ширина 3 см, Рим, около 1850 г.

-12

Золотая бонбоньерка, украшенная микромозаичным панно (вероятно Италия), диаметр 6 см, Санкт-Петербург, 1786 г.

-13

Микромозаичное панно с изображением кавалера, высота 26 см, Луиджи Тарантони, Ватиканская мозаичная мастерская, конец XIX века

-14

Микромозаичное панно с изображением цветочного натюрморта, высота 21 см, Рим, середина XIX века

-15

Ожерелье и серьги, украшенные жемчугом и изображениями римских археологических памятников в технике микромозаики, Рим, середина XIX века

-16

Табакерка из пурпурина, украшенная микромозаикой Камилло Пиккони в золотой кайме, с изображением младенца Вакха, сидящего на бочке, и его приятеля, Рим, 1810-1815 гг.

-17

Кулон и серьги в виде амфор, украшенные микромозаикой с изображением роз и голубей, HUNT & ROSKELL, около 1870 г.

-18

Венецианское зеркало, украшенное резным аллегорическим изображением Сумерек и микромозаикой, высота 144 см, HUNT & ROSKELL, около 1900 г.

-19

Стол из черного мрамора и лазурита, украшенный микромозаикой с изображением цветочных ваз, аллегорических фигур времен года в картушах и пасторальной сцены в центре, мастерская Барбери, диаметр 81 см, Рим, около 1875 г.

-20

Золотой браслет с мозаичными изображениями различных христианских символов, CASTELLANI, около 1860 г.

-21

Золотой браслет в этрусском стиле, украшенный микромозаикой, около 1860 г.

-22

Пресс-папье из лазурита, украшенное микромозаикой на пасторальный сюжет, Георг Фердинанд Веклер, Санкт-Петербург, около 1840 г.

Георг Фердинанд Веклер (1800-1861) жил и работал в Санкт-Петербурге, обучался мастерству у римского мозаичиста Малья, ученика знаменитого Антонио Аргуати. Веклер выполнял мозаичные копии картин для императорских дворцов, виды итальянских пейзажей и столешницы с микромозаикой. Был принят в Российскую Академию Художеств в 1822 г. со званием мозаичного мастера.

-23

Сувенирное пресс-папье из лазурита «Гранд-тур», украшенное микромозаикой с видом на площадь Святого Петра, Рим, около 1840 г.

-24

Золотое колье, украшенное микромозаикой с изображением купидона, девушки с лентами, голубя и бабочки, Рим, около 1860 г.

-25

Шкатулка из порфира, украшенная микромозаикой с изображением щегла, Рим, около 1800 г.

-26

Шкатулка, украшенная бриллиантами и микромозаикой с изображением храма Геркулеса Виктора в золотой рамке, середина XIX века

-27

Золотая брошь, украшенная микромозаикой с изображением голубя, держащего в клюве оливковую ветвь, CASTELLANI, около 1865 г.

-28

Серебряный сундук, украшенный позолотой, малахитом, камеями и микромозаиками с изображением римских руин и корзин с цветами, Джеймс Олдридж, Лондон, около 1821 г.

Друзья, если вам понравилась статья, пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь - будет много интересного! ПОДПИСАТЬСЯ

Больше информации о ювелирах и истории ювелирного дела вы можете найти в статьях:

Приятного просмотра!

Приглашаю всех в мой магазинчик PRIMAVERA на Ярмарке Мастеров!

#микромозаика