Найти тему
Хэндмастер

Простыми словами о том, как работают автомобильный вариатор, автоматическая КПП и коробка-"робот" – в чем отличия

Оглавление
АКПП
АКПП

Сразу же отметим, что автомобильный вариатор можно назвать коробкой передач только в самом широком смысле. Его особенность – отсутствие ступенчатых передач, но об этом чуть ниже. Еще нужно сказать, что все три типа агрегатов часто называют автоматическими трансмиссиями, (но мы так делать не будем).

Данные автомобильные агрегаты призваны облегчить жизнь водителю, но при этом у них абсолютно разные конструкции и принципы работы. Подробно описать эти конструкции, в короткой обзорной заметке невозможно, а вот о принципах работы поговорить стоит.

Вариатор
Вариатор

Вариатор

Представьте себе два шкива или ролика: один на ведущем, другой на ведомом валах. Они соединены между собой ремнем. В зависимости от оборотов двигателя и нагрузки один из роликов увеличивается, а другой уменьшается в диаметре (чаще всего благодаря их конусной форме и смещения по ним ремня) , тем самым меняя передаточное число и крутящий момент. На практике все, конечно, сложнее и достигается разными способами – вместо ремня может быть цепь, могут применяться различные ролики, шкивы и даже диски, но принцип действия остается неизменным.

АКПП

Автоматическая коробка передач работает совсем по другому принципу. Тут есть ступени, за переключение которых отвечает гидравлика. Представьте себе колесо водяной мельницы. А теперь представьте, что таких мельничных колес целый ряд. В зависимости от нагрузки вода подается на одни мельничные колеса и блокирует другие, меняя передаточное число. Примерно такой принцип действия АКПП, только вместо воды насосом подается гидравлическая жидкость, а роль мельниц выполняют планетарные ряды. В зависимости от количества передач, таких рядов может быть несколько ( в «трехступке», например, их два).

Коробка-"робот"
Коробка-"робот"

Роботизированная коробка AMT

Опять же, если просто, то это обычные механические коробки передач, в которых вместо водителя «выжимают» и «отпускают» сцепление и выбирают передачу специальные устройства – актуаторы. Эти устройства обычно представляют собой шаговый электромотор с механизмом переключения, хотя бывают и гидравлические. При этом ЭБУ корректирует обороты двигателя. Конечно и здесь все сложнее – в работе АМТ участвует множество датчиков, имеются и некоторые конструктивные различия, писать о которых, в рамках данной заметки, смысла нет.

Вообще-то эти агрегаты постоянно совершенствуются, появляются новые модели и модификации. Уже есть, так называемые, тороидные вариаторы, в которых вместо ремня, цепи и шкивов применяются соединенные роликами диски. А не так давно появились роботизированные коробки передач с двойным сцеплением, которое избавило водителя от неприятных толчков и рывков при переключении скоростей.

P.S . Уважаемые специалисты, эта заметка не для вас, а для тех, кто хочет иметь общее представление об автомобильных коробках передач и публикуется по просьбе моего самого активного подписчика Максима Л.

Авто
5,66 млн интересуются