Один всемирно известный президент на заре своей публичной карьеры как-то сформулировал главный клановый принцип в политике: "Своим - всё, врагам - по закону". Кто-то присваивает какому-то Рокфеллеру: "Конкуренция - это грех". А мы создаём федеральную антимонопольную службу.
Конкуренция - это каток, которым проходится кодирующая педагогика экономических факультетов по всему миру. Сколько задачек на неё, сколько теории, что она даёт наибольшую эффективность и наименьшие общественные потери. Лишь капля в океане даётся в образовательной программе про ограничения конкуренции и возможности монополии. Но это капля в море.
Но в реальном мире ТНК и в целом планирующий корпоративный сектор стремится к монополии. С долгосрочными контрактами, привилегиями, плановыми ценами, страховками. Выходцы из корпораций идут в чиновники, чиновники уходят в корпорации. Сменяемые поставленные резиденты на 8 лет даже не имеют толику горизонта планирования, как у корпораций, которые финансируют кампании.
Вот, например, валютная структура официальных золото-валютных резервов по версии Международного валютного фонда по итогам 1-го квартала 2021 г. Попробуйте найти там конкуренцию и отсутствие доминирующего положения.
Доллары - главный экспортный продукт финансовой корпорации, называемый ФРС США. Все остальные боинги, айфоны, макдональдсы, колы, майкрософты, даже гуглы меркнут по масштабам и охвату этого рынка. На котором властвует строжайшая монополия, отбивающаяся военными базами, оранжевыми революциями, короновирусами по всему миру.
Этой "экспортной" корпорации чуть больше века (официально создана якобы в 2013 г.). Она прошла путь от маргинального местечкового стартапа до мировой монополии. Понадобились, правда, две мировые войны, чтобы расчистить конкурентную поляну, а потом жёсткий контроль и обрезание крылышек подрастающим конкурентам. Две мировые войны - это цветочки, ведь дальше был почти век постоянной войны повсюду. Спрос-то нужно создать и расширить, рынки нужно открывать и расширять. Это постоянный труд холодного и горячего оружия.
Разумеется, без патронажа такой дерзкий стартап был невозможно. Невидимые "ангелы хранители" создавали и продолжают поддерживать теплицу для безпринципных ястребов.