Найти тему
Александровский сад

Птеридомания – как Англия папоротниками "заболела"

Сегодня мы хотим рассказать о необычном увлечении папоротниками, которое получило распространение в Англии в викторианскую эпоху – птеридома́ния (Pteridomania), или папоротниковая лихорадка (Fern-Fever). Это была настоящая мания, которая захватила богатых и бедных, и нашла отражение во всех видах декоративно-прикладного искусства эпохи: в керамике, стекле, металле, текстиле, дереве, печати и скульптуре. Основной пик пришёлся на 1850—1890-е годы.

Началось все в 1829 году, когда британский хирург и путешественник Натаниэль Бэгшоу Уорд изобрёл «цветочный ящик Уорда» (англ. Wardian case), или флорариум – стеклянный контейнер, который он использовал для перевозки и хранения экзотических растений. Ботаник и садовод Джордж Лоддидж, воспользовался этим изобретением и возвел в восточной части Лондона крупнейшую оранжерею, где, в числе прочего, выращивали различные виды папоротников.

Чтобы привлечь посетителей Лоддидж распространял слухи, что люди, которые собирают папоротники, обладают высоким интеллектом, а само занятие повышает мужественность и улучшает психическое здоровье. В скором времени известный ботаник Эдвард Ньюман опубликовал книгу «История британских папоротников», которая подтвердила теорию Лоддиджа. Сложно сказать, был ли Ньюман истинным любителем папоротников или попался на крючок Лоддиджа, но книга его стала бестселлером и сделала своё дело. Люди начали покупать и выращивать самые редкие виды папоротника, которые только могли найти. Они разводили их и в оранжерее Лоддиджа, которую приходилось постоянно расширять. Сбор папоротника превратился в одно из немногих увлечений, которые стирало классовые границы: шахтёры и фермеры были такими же заядлыми коллекционерами, как и аристократы наряду с учёными. Нужно отметить, что аристократия активно призывала бедных и психически неустойчивых людей заняться этим облагораживающим хобби, тем самым возвышая себя в глазах окружающих.

За время папоротниковой лихорадки было опубликовано порядка 400 книг. Генри Райли Брэдбери стал пионером в области «контактной теневой печати» – процесс, при котором для получения изображения используется настоящее растение. Его изобретение позволило авторам сопровождать свои описания точными иллюстрациями образцов папоротников.

Вскоре повальное увлечение папоротниками превратилось буквально в одержимость – изображения папоротников печатали на всём подряд: на тканях для платьев и портьер, чайных сервизах, визитках, веерах, подарках на крестины и даже надгробных плитах. Железные ворота, люстры и колосниковые решётки были декорированы витиеватыми листьями этих растений. Живые папоротники висели над обеденными столами и даже внутри театральных зданий. Папоротниковые флорариумы можно было найти почти в каждом доме. Папоротниками были заполнены все оранжереи. В 1869 году они появились в лондонском Театре принца Уэльского, вынудив музыкантов выступать посреди растений, декоративных камней и струй воды.

-3
-4
-5
-6

Поскольку папоротники не так легко вырастить даже при наличии флорариума, цены на них были очень высокими. В сельской местности Англии росло всего 40 видов папоротников, однако коллекционеры нуждались в гораздо большем количестве этих растений. Стоимость небританских образцов могла достигать 1000 фунтов стерлингов в викторианском эквиваленте. Появились и профессиональные охотники за папоротниками, которые отправлялись на поиски редких видов в Вест-Индию, Панаму и Гондурас. Если вы не имеете возможности профинансировать научную экспедицию в Южную Америку или Азию, то вы всегда можете обратиться за помощью к преступникам, которые занимались воровством папоротников.

В разгар папоротниковой лихорадки аристократичные викторианские леди забросили чаепития и вышивание и занялись охотой за папоротниками. Вскоре возникла мода на однодневные походы в лес с корзинами для пикника и призами для тех, кто найдёт самый редкий экземпляр. Леди могли принимать участие в папоротниковой охоте без сопровождения компаньонок, поскольку это считалось совершенно нормальным (с точки зрения морали) и полезным видом деятельности.
Так как охота за папоротниками была популярна среди обоих полов, случалось, что совместные поездки в лес приводили к возникновению романтических отношений между ботаниками-любителями. Некоторые из этих романов заканчивались браками.

-7

На спад папоротниковая лихорадка пошла лишь после смерти королевы Виктории. К концу 1920-х годов интерес к этим растениям охладел. В конечном итоге их вытеснили орхидеи, однако им так и не удалось достичь того влияния, которым обладал скромный с виду папоротник.

Чарльз Саллем Лиддердейл "Сбор папоротника"
Чарльз Саллем Лиддердейл "Сбор папоротника"
Подписывайтесь на наш канал, впереди много интересного! Если вас заинтересовали услуги нашего ландшафтного бюро, то больше информации можно посмотреть на нашем сайте alexsad.ru