Найти в Дзене
Записки репетитора

Как оценивать работу репетитора? Что такое результат, и чем его измерить?

Предупреждаю: в тексте будет много ссылок на старые статьи. И вообще текст очень длинный.

На эту тему меня натолкнула оживленная дискуссия под вчерашней статьей.

Позволю себе процитировать парочку комментариев.

А если привести более адекватный пример: плата минималка, если сдаст экзамен - тогда сильно выше среднего, если дитё начнёт чудить - звоните сразу. Такой вариант заинтересует?
С одной стороны, это будут проблемы ребёнка (минималку то вы всё равно получите), с другой - вы же учите детей, которые не хотят учиться, видите, что толку - ноль, но деньги берёте.
а у вас в принципе есть ответственность за свою работу? И если есть - в чём она выражается?
И репетитор не хочет и считает их смешными и издевательскими. Я вижу здесь просто нежелание нести хоть какую-то ответственность за свой труд при желании получать за это деньги. Ведь заметьте, в моём варианте труд репетитора в любом случае оплачивается, но - нет, не хотят.
ну то есть репетитор не несёт вообще никакой ответственности за процесс и результат, и это игра исключительно в кошелёк репетитора - гарантированно только деньги в эту сторону текут, а всё остальное - как получится. Выглядит, мягко говоря, некрасиво.
Потому что оплата должна быть не за труд, а за результат. И в этом я с ним согласен.

Вот здесь все было: «Интересный подход к оплате услуг репетитора по английскому. Кто-нибудь согласится?»

***

Давайте я немного поясню свою позицию. И, думаю, не только свою.

Что такое результат

Во-первых, разберем понятие «результат». Видимо, у всех, кто пишет про репетиторов, сразу всплывает в голове что-то вроде «свободно говорит по-английски». На самом деле, такой запрос достаточно редок. Обычно для большинства результат – это:

- Улучшение оценки в школе. Иногда даже с «двойки» до «тройки» - для некоторых даже это очень мощный результат.

- Отсутствие головной боли у родителей по поводу данного предмета. То есть репетитор с ребенком занимается, родитель английского не касается.

- Все лучше, чем по улицам бегать. Пусть сидит, может, хоть что-то в голове зацепится. Кстати, это практически дословная цитата. Был у меня такой случай, юноша не делал совершенно ничего. И я неоднократно говорила об этом маме, говорила, что она тратит деньги зря. Но вот… (Это здесь: «Дождется ли мамка благодарности или надо ли тянуть за уши больших мальчиков».)

- На всякий случай, чтобы было. Тоже своеобразный результат, согласитесь. Или вариант: чтобы не хуже других. Вроде как у всех знакомых-родственников дети занимаются, нам тоже надо.

Почему я работаю со всеми детьми

Думаю, мне сразу же возразят:

- А зачем вы таких берете? Если вы востребованы, то можете себе позволить учить только мотивированных, желающих знать язык и так далее. А это все профанация, вы знаете, что из ребенка ничего не получится, но деньги дерете.

Объясняю.

Шанс нужно давать всем. Бывали случаи, что человек пришел за улучшением оценки, а ушел готовым переводчиком. Это ведь не предскажешь, правда?

Если людей устраивает – почему бы и нет? Я, как верно пишут многие негодующие комментаторы, за это деньги беру. Так что это такая же услуга по обучению. И, кстати, значительно сложнее, чем занятия с умными-мотивированными.

Думаете, мне это все просто так достается? Хотя достается значительно меньше, чем тут изображено. )))))
Думаете, мне это все просто так достается? Хотя достается значительно меньше, чем тут изображено. )))))

Ответственность

Теперь по поводу ответственности.

Я отвечаю за свою работу. Ее я выполняю на все сто процентов. Но за других людей я отвечать не могу.

Вот от меня требуют гарантий – а сами родители дадут мне гарантии, что они будут заниматься строго как того требую я? Точно-точно? При условии, что я и проверить не могу. Помнится, я как-то писала о занятиях с девочкой раз в неделю. Я как раз просила родителей читать с ней определенные слова каждый день. Ох, сколько тогда было гневных криков:

- Я деньги плачу за то, чтобы самой заниматься? Что это за репетитор, который перекладывает ответственность за учебу ребенка на родителей?

(Об этом здесь: «Уважаемые родители, не стоит обманывать репетиторов. Ваши же дети вас разоблачат».)

Родители же, со своей стороны, вполне могут присутствовать на каждом моем уроке и контролировать процесс. Пожалуйста, я не против. А вот в обратную сторону это не работает. Так что там по поводу гарантий?

И еще один момент. Кстати, тоже в комментариях писали. Есть ряд профессий (и репетиторство в том числе), где платишь именно за процесс, а не за результат. Вот врач начал вас лечить – а лечение не помогло. Кому-то помогло, а вам – нет. Он вам теперь денег должен? Адвокат для вас составил иск в суд, а вы проиграли. Пусть деньги вернет? Повар приготовил прекрасное блюдо, соседу понравилось, а вам – нет. Не будете оплачивать, и пусть повар вам еще доплатит за отсутствие результата?

Плюс еще добавлю. Вы в вуз на платное отделение ребенка отдаете. Так вы платите за то, что ему разрешено получать знания: ходить на лекции, работать на семинарах, пользоваться лабораториями и так далее. И никто не будет возвращать деньги, если студент что-то пропустил, пусть даже по уважительной причине. И если он переползал с кучей «хвостов» с курса на курс, а потом не смог найти работу по специальности – вуз будет нести ответственность за результат? Тем не менее, почему-то ряды «платников» ширятся и растут.

Денежные потери репетитора

Согласна, репетиторы бывают всякие. Бывают и недобросовестные. Получается, что «гарантированно только деньги в эту сторону текут»? Поясню подробнее.

И ученики, и родители довольно быстро соображают, что от репетитора знаний не получают. Они не такие уж дураки, поверьте. В этом случае ученик обычно уходит. Да, у репетитора остаются деньги, которые он получил за уже проведенные занятия. Но:

- Он теряет дальнейшую прибыль – ведь ученик уже больше не придет.

- Он теряет потенциальных клиентов (и, соответственно, заработок) – ведь очень велик шанс, что ученик и его родители будут о нем негативно отзываться. Или даже просто молчать – это все равно минус. Вот ко мне, например, 90 процентов учеников приходит по сарафанному радио. А теперь представьте, сколько их останется, если я его лишусь?

Непредсказуемость и «отложенный результат»

И еще один момент. Репетиторов часто обвиняют в том, что они сразу не отказываются от проблемных учеников, потому что хотят «доить родителей». Опять поясню по пунктам:

- Детям свойственно меняться, иногда очень быстро и непредсказуемо. Поэтому делать какие-либо выводы на основании 1-2 занятий нельзя. Надо позаниматься как минимум месяца два. Понимаете, это не я, жадная до ваших денег. Это физиология. Был у меня случай, девочка в группе целый год сидела дуб дубом. Ну, никак у нее ничего не получалось. А на следующий год пришла – лучшая ученица. (Кому интересно, это здесь: «И еще немного о так называемой «необучаемости» или о разной скорости восприятия».) Вот кто знал? Мальчик еще был, ох, как он мне надоел. )) А на выходе – ответственный молодой человек с хорошим английским. (Это здесь: «Как гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя или история одного очень противного мальчика, который перестал таковым быть».) А ведь могла бы и отказаться после 1-2 занятий…

- Возвращаясь к одному из предыдущих пунктов. Шанс надо давать всем. К сожалению, возможность получения этого шанса определяется готовностью родителей за него платить. Но, с другой стороны, никто ведь не мешает тем же родителям найти в интернете бесплатные курсы, материалы и прочее? Я всегда подскажу и посоветую. У меня есть такая услуга, как консультация, она бесплатна. Кстати, как показывает практика, бесплатное не очень-то ценят. (Специально для скептиков и сторонников позиции «репетиторы деньги дерут» - почитайте вот это: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке» и это: «И снова о проблеме бесплатного сыра, а также о том, что никто не хочет напрягаться».)

Что ж, думаю, я достаточно ясно прояснила свою позицию. А кидать мне подачки из серии «минимум, мной определенный, ты все равно получишь» - не надо. Я все-таки сама устанавливаю цену на свою работу. Если кого-то не устраивает, то вполне можно поискать другого репетитора, с которым вы сойдетесь во взглядах.

И я верю в то, что вы обязательно найдете «своего» преподавателя и будете с ним заниматься к обоюдному удовольствию.

Вы со мной согласны?

Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!

P.S.: И в очередной раз повторю: учеба – процесс двусторонний. Так что репетитор может хоть наизнанку вывернуться, но если другая сторона не идет навстречу – то о каком результате вообще можно говорить?

P.P.S.: Дочь высказалась после прочтения:

- В некоторых профессиях процесс – это и есть результат. То есть урок и является результатом: потраченный час, информация, которая была выдана, выполненные задания и т.д. Это все результат. А вот как этот результат использовать – зависит уже от ребенка. И потом, я посмотрела, там у тебя проводят некорректные сравнения, допустим, с сантехником и прочие. А это нельзя сравнивать, это разные виды профессий, в школе же на обществе проходят. Репетитор - это «человек-человек», а сантехник – это «человек-техника». Так там и принципы работы разные. Объект, с которым ты работаешь, не будет тебе сопротивляться или, например, менять форму. Или чего-то хотеть/не хотеть. А человек будет. Или вот в любом платном медицинском центре вам гарантируют полное излечение за ваши деньги? Нет же.

Вот о чем я писала 23 августа в прошлом году (кстати, публикация доступна только по прямой ссылке, так что пользуйтесь случаем, кто не читал):

Как я хотела отказаться от ученицы, но мы решили заниматься раз в неделю