Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «РБК Инвестиции»
Цены на сельхозсырье растут: плохая новость для покупателей, отличная для четырех крупнейших американских трейдеров. Рост прибыли позволил им не только справиться с давними проблемами, но и развивать новые, более перспективные направления бизнеса
В США назревает большая проблема. Американские компании, восстанавливающиеся после кризиса, как никогда нуждаются в продукции китайских производителей и, соответственно, контейнерах, в которых ее можно было бы погрузить. Но в результате импортерам кофе не в чем везти свой товар из Бразилии (к слову, американцы выпивают в среднем две чашки кофе в день).
Джанин Мансур из порта Нового Орлеана, который и принимает большую часть поставок кофейных зерен, говорит, что им приходится довольствоваться тем, что удается найти, в том числе и намного более крупными, чем это необходимо, контейнерами: они достигают максимального веса, прежде чем их заполнят грузом до конца. Мансур говорит, что везти полупустые контейнеры дорого. Того же, что они успевают привезти, надолго не хватает.
Однако в Америке цены растут не только на кофе. Транспортные проблемы и низкие урожаи в аграрных регионах совпали с высокой продовольственной инфляцией. По прогнозу Продовольственной сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в этом году объем мирового импорта продуктов питания в денежном выражении преодолеет отметку в $1,9 трлн (аналогичный показатель за 2019 год составил $1,6 трлн). В мае индекс продовольственных цен ФАО достиг максимального значения с 2011 года. Аналогичный индекс, рассчитанный кредитно-рейтинговым агентством S&P Global, вырос более чем на 50% с июля 2020 года.
Двадцать второго июля глава FMCG-гиганта Unilever, который производит все на свете, от мороженого до майонеза, заявил, что из-за резкого подорожания сельскохозяйственного сырья темпы роста цен на продукцию холдинга были максимальными за последние десять лет.
Аналитики центральных банков предупреждают, что во многих странах уровень инфляции может повыситься из-за взлетевших цен. Для потребителей это плохая новость. Но не для огромных компаний, которые снабжают продовольственным сырьем как госзакупщиков, так и транснациональные корпорации. Высокая волатильность выгодна сельскохозяйственным трейдерам, в распоряжении которых находятся зернохранилища, железные дороги и грузовые корабли, так же как данные и связи, необходимые, чтобы наладить поставки. ADM, Bunge, Cargill и Louis Dreyfus — лидеры рынка. Как правило, их обозначают аббревиатурой ABCDS. На эти компании работает в совокупности 240 тыс. человек. Сейчас они активно нанимают новых работников и инвестируют миллиарды долларов в направления, которые в меньшей степени зависят от нестабильных урожаев. Их планы и будут определять облик продовольственного сектора в ближайшие десятилетия.
ABCDS занимаются продажей сельскохозяйственной продукции уже более века. ADM, самая младшая из четырех компаний, была основана в 1902 году. Bunge, старейшая из них, появилась на 84 года раньше. Вплоть до начала 2010-х годов они процветали за счет роста численности населения, уровня благосостояния и высоких темпов глобализации.
Затем наступили неспокойные времена. Из-за продолжительного избытка зерновых культур цены на них снизились, и маржа агротрейдеров начала падать. Благодаря появлению смартфонов и развитию цифровых технологий в целом у фермеров появился доступ к информации о ценах и урожаях в разных регионах, и посредники стали терять свое влияние на рынке. Производители начали расширять площади хранилищ, что позволило им благополучно пережидать колебания цен, что также негативно отразилось на доходах трейдеров. Появились и сильные конкуренты: Viterra, сельскохозяйственное подразделение сырьевого трейдера Glencore, и китайский продовольственный гигант COFCO International (CIL). В период с 2013 по 2016 год совокупный объем продаж ABCDS снизился с $351 млрд до $250 млрд в год.
С тех пор выручка компаний стагнирует. Но прошлый год оказался для них удачным: совокупная чистая прибыль четырех корпораций увеличилась более чем в два раза и составила $6,3 млрд. Аналитики ожидают, что показатели ADM и Bunge по итогам этого года будут еще лучше. ABCDS только выиграют от нынешних изменений спроса на зерно и логистических трендов.
Для начала стоит проанализировать спрос. Пандемия изменила рацион. Карантин и снижение доходов заставили людей реже есть вне дома и больше готовить самостоятельно. Мясо, рыба и молочные продукты уступили место овощам и полуфабрикатам. Когда рестораны, столовые и кафе вновь открыли свои двери, мясо и молоко вернули себе популярность. «Год назад мы пытались избавиться от молока всеми способами, — вспоминает фермер из Онтарио Ален Губо. — Теперь же мы покупаем столько коров, сколько позволяют наши ресурсы». Китай в спешном порядке восстанавливает поголовье свиней, которое сократилось в два раза из-за эпидемии свиного гриппа в 2018 году.
Итогом этих событий стал взрывной рост спроса на агрокультуры. Себастиан Попик из бразильской инвестиционной компании Aqua Capital, специализирующейся на сельском хозяйстве, объясняет, что производителям нужно больше зерна, чтобы прокормить увеличивающееся поголовье скота. Альфонсо Ромеро из CIL прогнозирует, что Китай закупит в этом году рекордные 30 млн т кукурузы, являющейся одной из самых популярных культур в мире, — ею кормят свиней. В 2020 году страна закупила 11 млн т кукурузы, и это был исторический максимум.
Кроме того, нефть становится все дороже, и энергетические культуры могут стать выгодной альтернативой. И чем больше зерна уйдет на топливо, тем меньше его останется в продовольственном сегменте. По оценке Министерства сельского хозяйства США, объем американской сои, использованной в энергетике, вырастет в период с 2020 по 2022 год на 39%. В прошлом году объем бразильского этилового спирта, сделанного из зерновых, увеличился более чем на 50% и, по прогнозам, вырастет еще на 25% в 2021 году.
Спрос взлетел, но вот предложение сократилось. Из-за засухи урожаи в Америке снизились. В Бразилии собрали на 20% меньше озимой пшеницы, чем предполагалось: именно эта доля должна была пойти на экспорт. Из-за дефицита контейнеров начались проблемы с перевозками специальных культур (например, того же кофе), а ограничения на коммерческие полеты привели к трудностям с поставками свежих фруктов и овощей. Повышение фрахтовых ставок (на 150% с начала этого года) на балкерные перевозки (бестарные перевозки сыпучих грузов. — РБК Pro) негативно повлияло на транспортировку зерна. Свою роль сыграл и рост цен на нефть: производство синтетических удобрений подорожало, увеличилась стоимость эксплуатации сельскохозяйственного оборудования.
Все эти обстоятельства привели к росту цен на оптовые закупки. Соя на 56% дороже, чем в прошлом году, кукуруза — на 68%. Такая динамика не могла не сказаться на розничных ценах. Минсельхоз США подсчитал, что стоимость приготовленного дома чизбургера увеличилась на 11 центов по сравнению с 2019 годом. Неопределенность и сокращение запасов сельхозпродукции повышают уровень волатильности. Международный исследовательский институт продовольственной политики предупреждал о возможности «значительных колебаний цен» на кукурузу. Цены на пшеницу и кофе также не отличались стабильностью.
Крупные трейдеры пользуются моментом. Благодаря росту цен увеличилась маржа ABCDS. Рост объемов продаж помог им быстро произвести перерасчет фиксированных расходов. Высокая волатильность позволяет трейдерам зарабатывать на разнице в ценах. Несмотря на недавнее снижение, акции ADM и Bunge все еще на 45% дороже, чем в 2019 году. В 2018 году говорили о возможной покупке Bunge конкурентами и ее последующей реструктуризации, но сейчас об этом едва ли кто вспомнит. Louis Dreyfus, самая проблемная из четверки, смогла укрепить свои позиции за счет изменений на рынке (а также благодаря поддержке Суверенного инвестфонда Абу-Даби, которому теперь принадлежит 45% компании). Cargill не раскрыла свою прибыль за прошлый год, но теперь, успешно закрыв три квартала 2021 года, фирма ожидает рекордных годовых результатов.
Нынешние тенденции помогут сельскохозяйственным трейдерам в краткосрочном периоде. Скорее всего, высокий уровень спроса сохранится. По прогнозам Джозефа Шмидхубера и Бинга Цяо из ФАО, объем торговли в секторе вырастет на 4–5% в каждом из двух предстоящих кварталов по сравнению с прошлогодними показателями. Хотя за последние два месяца цены упали на фоне благоприятных прогнозов по сбору урожая в крупных аграрных регионах и снижения темпов роста поголовья свиней в Китае, они все еще выше, чем до пандемии.
Карлос Мера из нидерландского банка Rabobank считает, что они останутся на этом уровне как минимум в течение следующего года. Попик отмечает, что производители продовольственных товаров, которые входят в портфель Aqua Capital и экспортируют товары в 45 стран мира, должны держать на складах запас продукции на два месяца, а не один, как это было раньше. Это означает, что потребуется время, чтобы уладить проблемы с поставками. Синоптики же говорят о высокой вероятности Ла Нинья в этом году — метеорологического явления, которое стало причиной засухи в конце 2020-го — начале 2021 года.
Чтобы справиться с долгосрочными вызовами, лидирующие корпорации диверсифицируются. Сет Голдстайн из исследовательской компании Morningstar рассказывает, что ADM финансирует направления, которые приносят больше прибыли и при этом не зависят от смены сезонов: например, производство вкусовых добавок и красителей, безалкогольных напитков и витаминных добавок. Во втором квартале операционная прибыль подразделения компании, занимающегося производством продуктов питания, составила $201 млн, выручка — $1,7 млрд. Это 8% от общего объема продаж фирмы, и ADM рассчитывает, что это направление будет расти в два раза быстрее ее основного бизнеса.
Bunge продала десятки мельничных комплексов, элеваторов и прочих активов и инвестировала вырученные средства в строительство заводов по производству пищевого масла и ингредиентов для заменителей мяса и молока. Cargill получает большую часть прибыли за счет кормов и мясных продуктов. Среди ее предприятий — рыбоводное хозяйство в Норвегии, птицеферма на Филиппинах и фабрики по производству искусственного мяса в Америке и Израиле. Компания стала одним из лидеров американской мясоперерабатывающей промышленности. Также Cargill активно финансирует стартапы, специализирующиеся на биотехнологиях и разработках в пищевой отрасли. Louis Dreyfus же инвестировала в Leong Hup International, крупного производителя мяса птиц, яиц и кормов из Юго-Восточной Азии.
ABCDS взялись за производство продуктов питания и, соответственно, сами становятся крупными потребителями агрокультур, что, возможно, позволит им добиться большей стабильности. Но не стоит на это слишком уж рассчитывать. Джо Борен из инвестиционной компании Stafford Capital, работавший ранее в Bunge, отмечает, что численность населения Азии и Африки (и его благосостояние) растет, спрос на зерно в регионе будет увеличиваться и трейдеры помогут наладить поставки из стран, где оно в избытке. Однако неизвестно, какую торговую политику будут проводить крупнейшие импортеры агрокультур — Китай, Индия и Россия. Они могут повести себя непредсказуемо, их собственные запасы оценить сложно. Глобальное потепление гарантирует несоответствие между спросом и предложением на рынке. У ABCDS шесть веков опыта на четверых: он им, несомненно, пригодится в будущем, чтобы сгладить колебания цен на сельскохозяйственное сырье.
© 2021. The Economist Newspaper Limited. Все права защищены.
Материал The Economist переведен РБК Pro и публикуется в рамках лицензионного соглашения. Оригинал статьи на английском языке — на сайте www.economist.com.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «РБК Инвестиции»