Повествование о Сююмбике, дочери «врага народа». Глава 19
Деньги у Сююмбике были. Когда мальчики были в школе, она иногда доставала шесть пятнадцати тысячных фиолетовых купюр, пересчитывала, прятала обратно в укромное место. Если это были бы мелкие денежки, она послала бы Махмута в лавку. А эти купюры, может и показывать нельзя. Девочка не имела понятия, что на них можно купить.
Еще она боялась, что их отберут, берегла на самый-самый крайний случай. Мама сказала, их тратить, если совсем нечего будет есть. Голодно, но пока есть картофель, наверно, это значит есть еда. Дров все равно негде купить. Придется распиливать книжные полки. Все книги: мамины записи по домоводству, выкройки, узоры для вышивания, оставшиеся после конфискации, девочка перевязала бечевкой и унесла на чердак. Это она никак не могла сжечь.
Зима решила доконать Сююмбике, отнимая, высасывая последние жизненные силы. Утро начиналось с того, что нужно огрести снег. Иной раз девочке приходилось открывать входную дверь, толкая ее всем телом. Когда образовывалась достаточно широкая щель, в которую могла пролезть, она продиралась через нее, и отгребала снег от входа. Затем будила братишек, хотя было жаль их безумно, отправляла чистить тропинку от снега, а сама шла за водой.
В то время, когда в окнах жителей загорался свет, дети уже сидели за столом, поедая свой скромный завтрак. Если был сильный мороз, либо мела метель, Сююмбике не пускала мальчиков в школу. Бывало так, что дети не выходили из дома по два-три дня и, спасаясь от холода, целыми днями лежали в постели, укрываясь всем, чем можно. Вставали, чтобы съесть немного сухарей и картошки, запивая кипятком.
Сююмбике жалела ребятишек. Хотя ей до смерти не хотелось вылезать из-под одеяла, вставала, шла за водой, огребала снег. Напяливала на себя жилет, теплый платок, старую мамину шаль, шла в родительскую половину за дровами. Затем она затапливала подтопок, кипятила воду, варила в казане картошку, либо крупу. Кормила младших прямо в кровати, после занималась домашними делами: подметала, прибирала, мыла посуду.
Но самой тяжелой работой для девочки была стирка. Сначала нужно натаскать воды. Сююмбике пыталась топить снег, но уходило слишком много дров, а воды оказывалось мало. Поэтому припасала ее дня за два, чуть-чуть подогревала и стирала в старой детской ванне, вставив туда стиральную доску. На это уходило несколько часов, потому что девочка сильно уставала. Когда выбивалась из сил, садилась на кровать, закрывала глаза и сидела отрешенная от всего.
Полоскать отправлялись втроем ближе к вечеру, чтоб на ключе не было народа. Выволакивали ванну, наполненную выстиранным бельем во двор, ставили на сани, укрывали старой телогрейкой, чтобы не замерзло белье, тащили сани к дальнему ключу, потому что там колода быстрее наполнялась водой.
Идти нужно было до конца улицы и все в гору. Ризван и Махмут шли спереди, волоча салазки за веревку. Сююмбике толкала сзади. Спускаться в овраг, где была колода нужно было очень осторожно, дабы ванна не перевернулась, не вывалилось ее содержимое.
Сююмбике подстилала телогрейку, становилась на колени, принималась полоскать. Руки замерзали сразу, начинало ломать, потом они начинали гореть, пальцы переставали сгибаться. Мальчишки расправляли выстиранную одежду, подавали сестре. Под конец, когда руки девочки переставали чувствовать, она не могла выжимать, мальчики брали белье с двух концов, вдвоем отжимали воду.
Теперь надо было вытащить салазки в гору, а затем они до самого дома катились без усилия. Ванну втаскивали в дом и оставляли, иногда даже до утра. Мальчики раздевали сестру, с усилием снимая пальто с обледенелыми рукавами и подолом. Она бессильно падала на кровать, укрытая одеялом и старой папиной дубленкой. Каждый раз ей казалось, что это конец, что она больше не встанет, не поднимется.
Махмут грел на керосинке чайник, заваривал кусочек плиточного чая, насыпав еще и маленькую горсточку сушеной малины. Дети рассаживались у кровати, Ризван приносил сестре и детям чай с сухарями, наливал чаю себе, старшему брату.
Сююмбике согревалась от горячего чая, от участия детишек. Братишки не разрешали ей вставать. Они топили печь, прибирались на кухне, выжимали белье. Девочка настаивала, чтобы они делали это с перерывами, чтобы руки не сильно мерзли.
Продолжение. Начало читайте здесь: Глава 1
Продолжение читайте здесь: глава 20