Услуга кратковременной аренды автомобиля через смартфон появилась в Беларуси около 4 лет назад. Как она развивается и чего от нее больше: пользы или вреда? Узнал корреспондент МЛЫН.BY.
В Москву каршеринг пришел в 2012 году. В 2015-м было доступно всего 350 машин и зарегистрировано около 15 тыс. активных пользователей. К нынешнему дню количество автомобилей выросло до 25 тыс., а количество постоянных пользователей превысило 1 млн. Там сервис оказался более востребованным, чем в Беларуси, учитывая активную ситуацию на дорогах. Теоретически к нам он должен был прийти более «обкатанным», но нет.
Вопрос личной ответственности
С одной стороны, у временного водителя под кузовом энное количество лошадиных сил и заряд драйва, ведь он же «на коне». С другой, возможно пренебрежительное отношение к машине, которая ему не принадлежит, ведь если он сожжет сцепление, ему не придется ремонтировать на свои кровно заработанные. Есть и третья сторона — ограниченное количество времени. Ведь если доехать до пункта назначения быстро, платить придется меньше. Сложив все факторы, на выходе получится наплевательское отношение водителя.
Кому выгоден каршеринг?
Новостные ленты то и дело пестрят заголовками об очередной каршеринговой машине, попавшей в ДТП. Да и что далеко ходить, зачастую на МКАД я встречаю эти самые авто, которые либо в шашки на дороге играют, либо летят под 200. Уже вошло в привычку держать телефон под рукой для мгновенного фото номеров и звонка в службу аренды. Оператор уверяет, что водителя отключат от системы. Но так оно или нет, доподлинно неизвестно, как недоступна и статистика дорожно-транспортных происшествий с участием каршеринговых машин. Это какая-то тайна за семью печатями, ведь ГАИ не выносит их в отдельную категорию, а сами операторы цифрами не делятся. Согласитесь, не каждый водитель изучает правила аренды авто перед тем как сесть за руль. А надо бы, ведь далеко не все страховые компании работают с каршеринговыми сервисами из-за невыгодности страхования.
— По нашим данным, этот сегмент как раз из-за роста частоты ДТП уже стал убыточным для страховщиков, — говорит директор московской страховой компании Андрей Ковалев.
Обдерут как липку
Можно предположить, что если управляющий арендованным авто человек стал виновником аварии, с него снимут последнюю рубашку. Придется заплатить за ремонт каршеринговой машины и тех транспортных средств, которые он повредил, штраф ГАИ, штраф компании-арендодателю, услуги эвакуатора, экспертизу и возможно моральный ущерб пострадавшим.
Зачастую на практике именно арендатора обязывают доказывать невиновность в причинении вреда каршеринговому транспорту. Обычно в таких случаях суды учитывают, кого признали виновником ДТП. То есть сначала нужно попытаться оспорить именно это. Если не удалось, то пытаться уменьшить заявленную сумму. Здесь помогут фотографии и видео с места аварии, которые сделали сразу. В качестве доказательств можно предоставить заключения экспертов. Независимая оценка поможет определить природу повреждений и стоимость ремонта.
— В некоторых случаях операторы требуют вернуть не только деньги за восстановление машины, но и упущенную выгоду, ведь фактически автомобиль стоял на ремонте и не приносил прибыль. Пункт об этом могут включить в договор. В редких случаях у клиента есть шанс это оспорить, — заявляет белорусский юрист Артем Евлицевич.
Из недавней практики юриста: прошлой зимой мужчина арендовал авто и не выдержав безопасную дистанцию, врезался во впереди стоящую машину. Компания каршеринга оплатила услуги эвакуатора и ремонт машины (что бывает не всегда), а потом выставила счет водителю. Сначала компания пыталась получить средства в претензионном порядке, а после — через суд. В первом случае у них не получилось, потому что они требовали не только оплаты восстановления транспорта (около 8000 долларов), но и услуг оценщика, штрафа, компенсации утерянной прибыли, что составляло еще 35% от вышеуказанной суммы. Хотя, вы понимаете, сумма в 2800 долларов весьма «плавучая», точную цифру высчитать не так уж просто.
Простая арифметика: экономия или комфорт?
Изучив тарифы на каршеринг и услуги такси в столице, назревает вопрос: почему не воспользоваться услугой водителя на автомобиле, за который ты не будешь нести ответственность? Не нужно искать парковку в центре города, не нужно переживать за состояние авто, не нужно быть трезвым или сонным и даже не нужно иметь водительское удостоверение. Если раньше был аргумент в сторону финансовой выгоды каршеринговых машин, то сегодня это спорный момент.
Цены в службе проката зависят от предложенных пакетов услуг. Если есть один год водительского стажа и 19 лет — добро пожаловать, как говорится. С учетом этой информации пазл с количеством гонщиков и аварий на дороге вполне складывается. Водительский стаж при аренде авто — условность. Никто не будет проверять, ездите ли вы на машине каждый день, или получили водительское удостоверение год назад и оставили его пылиться на полке.
Средняя цена на каршеринговые услуги в Минске — 0,35 руб. за минуту поездки. Тариф за простой машины в пробках — от 0,8 до 0,10 руб. Некоторые службы предлагают тарифные пакеты, в стоимость которого включена КАСКО и при ДТП водитель не возмещает стоимость ремонта. Но такой тариф будет стоить от 0,64 рубля в минуту. В такси же плата производится за километраж. Средняя стоимость в столице составляет от 0,55 руб. за километр. На первый взгляд кажется, что такси на порядок дороже. Но в такси не нужно платить за простой и не нужно платить, если случается ДТП. Фактически вы пользуетесь услугой водителя и его автомобиля. Во время поездки вы можете быть заняты чем угодно и нет необходимости быть сосредоточенным на дороге, как водителю. А опыт моего коллеги, который решил сравнить стоимость двух сервисов и заплатил одинаковую сумму за путь от дома до работы, говорит о том, что, попав даже в небольшую пробку на каршеринговой машине, можно заплатить столько же или даже больше, чем за такси.
Автор статьи: Мариам Шлапунова
Автор фото: Игорь Губарь, из открытых источников