Найти тему
Уголок историка

Что означают выражения «адамовы веки (времена)», «аредовы веки (времена)» и «мафусаилов век»?

Оглавление

Значение и происхождение фразеологизма «адамовы веки» или «адамовы времена»

Как вы догадались, непосредственное отношение к выражению «адамовы веки» имеет, как утверждается в Священном Писании, первый человек на земле, прародитель всего человечества Адам, созданный Богом спустя шесть дней после сотворения мира, и как написано в Библии, Адам прожил 930 лет.

-2

При таких обстоятельствах неудивительно, что возникло выражение «адамовы веки», где слово «веки» никакого отношения к частям лица, отвечающим за защиту глаз, не имеет, а используется в значении «эпоха» или «времена», в данном случае давние и старые времена.

Поэтому выражения «адамовы века» употребляется в смысле доисторических незапамятных времен и давней старины.

1)«- Это было в адамовы веки, жизнь моя, а не нонче».
И.А.Крылов (1769-1844 гг.), «Кофейница», 1783-1784 гг.
2)«Он пил… здоровье болгарского короля Крума, …жившего чуть не в Адамовы времена».
И.С.Тургенев (1818-1883 гг.), «Накануне», 1860 г.
3)«Внизу возле амбаров, где с адамовых времен собирались сходы, толпился народ».
Л.М.Леонов (1899-1994 гг.), «Необыкновенные истории о мужиках», «Приключение с Иваном».

Значение и происхождение фразеологизма «аредовы веки» или «аредовы времена»

Выражение «аредовы веки» как и фразеологизм «адамовы веки» имеет библейское происхождение, а связано оно с одним из библейских патриархов или праотцов Ветхого Завета Иаредом, родившийся в 5048 году до н.э. на 460 год от сотворения мира, являлся долгожителем и прожил 962 года.

«15. Малелеил жил шестьдесят пять лет и родил Иареда.
16. По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать лет и родил сынов и дочерей.
17. Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер.
18. Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха.
19. По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей.
20. Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер».
Библия, Ветхий Завет, Бытие, 5:15-20.

Дольше, согласно Библии прожил только его внук Мафусаил, к которому мы вернемся позже, переживший своего деда на 7 лет, то есть его жизненный путь составил 969 лет.

-3

Надо сказать, что библейских долгожителей было немало. Например, сын Адама Сиф прожил 912 лет, сам Адам – 930, сын Сифа Енош – 905, Каинан – 910, Михалалель – 895, Ной – 950. Так что такой почтенный возраст воспринимался как должное. Некоторые историки, пытаясь объяснить столь долгую жизнь библейских персонажей, предполагают, что древние евреи жили по лунному календарю, где один лунный год равнялся одному месяцу земного календаря. Тогда выходит, что продолжительность жизни исчислялась не в годах, а в месяцах, а значит продолжительность жизни, например, Иареда составила бы 80 лет, что для нашего времени является вполне нормальным и приемлемым явлением. Но это только гипотеза и не более того.

В русский язык имя Иаред в связи с переводом попало как Аред. Отсюда и выражение «аредовы веки», которое используется, когда хотят подчеркнуть очень долгий и длительный промежуток времени какого-то действия в разных ситуациях, а также продолжительный срок жизни.

1)«- Рано бы помирать-то тебе, кумушка, - сказал, садясь на лавку Потап Максимович - Пожить надо, внучек вырастить, замуж их отдать… - Аредовы веки, что ли, прикажешь мне жить?».
П.И.Мельников-Печерский (1819-1883 гг.), «В лесах».
2)«Отец и мать у него были умные; помаленьку до полегоньку аредовы веки в реке прожили и ни в уху, ни к щуке в хайло не попали».
М.Е.Салтыков-Щедрин (1826-1889 гг.), «Премудрый пескарь», 1883 г.
3)«Постройки все подряд были очень ветхи и стояли, по-видимому, аредовы веки».
Н.С.Лесков (1831-1895 гг.), «Печёрские антики», 1882 г.

Значение и происхождение фразеологизма «мафусаилов век»

Но Вы справедливо можете заметить, что дольше Иареда согласно Библии прожил его внук Мафусаил, и будете правы. Это действительно так. Ведь в русском языке существует фразеологический оборот, образованный от имени Мафусаил, а именно «мафусаилов век», являющийся синонимом выражения «аредовы веки» и символизирующий долголетие и жизнь до самой старости.

Мафусаил или на иврите Метушелах, что означает «умерщвляющий мечом», являлся одним из праотцов всего человечества, был сыном Еноха и дедом легендарного спасителя от Всемирного потопа Ноя и самым старейшем человеком на Земле.

«21 Енох жил шестьдесят пять [165] лет и родил Мафусала.
25 Мафусал жил сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха.
26 По рождении Ламеха Мафусал жил семьсот восемьдесят два года и родил сынов и дочерей.
27 Всех же дней Мафусала было девятьсот шестьдесят девять лет; и он умер».
Библия, Ветхий Завет, Бытие, 5:21,25-27.

Но прославился он не только этим. По иудейскому религиозному учению Торы он был великим праведником и наставником людей, сражался со злыми духами. По преданию сила его молитвы была настолько сильна, что он мог отгонять саму смерть, тем самым спасая людей. Его молитва была подобием духовного меча, изгоняющих демонов.

«Пошел Метушелах по пути Ханоха, отца своего… и тоже обучал людей познанию мудрости… не отступая от праведного пути…. И спасал Метушелах людей от множества вредоносных демонов, которые рождались у Лилит и ее дочерей от первого человека… уничтожал ежедневно по пятьсот вредоносных созданий…так что бежали они от него и скрылись в глубинах мрака…. Потому и назвали его Метушелах: от слова "шалах" (на иврите "отсылать, прогонять"), ибо обратил в бегство многих демонов».

Чтобы узнать о предстоящем Потопе и о спасении Ноя, Мафусаил дошел до «предела земли», где от своего отца Еноха, вознесенного при жизни на небеса, и узнал о грядущем бедствии. Молитва Мафусаила наряду с молитвой Ноя помогала временно оттянуть начало Потопа.

-4

Когда же Мафусаил умер, в честь траура по нему Бог отстрочил Потоп, который начался только спустя семь дней после его смерти.

«Оплакивание смерти праведников задерживает Божьи кары, готовые обрушиться на мир».

К тому же Мафусаил был удостоен чести перед приходом Мессии явиться на землю в числе «семи великих пастырей».

Впоследствии некоторые служители церкви подвергли сомнению святость и праведность Мафусаила, но, как мы все знаем, дыма без огня не бывает.

Впервые понятие «мафусаилов век» применил писатель, философ и сподвижник Петра I епископ Феофан Прокопович (1681-1736 гг.) в 1721 году в «Духовный регламент», определяющий положение Православной церкви в Российском государстве.

«Прямым учением просвещенный человек никогда сытости не имеет в познании своем, но не перестанет никогда же учитися, хотя бы он и Мафусаилов век пережил».

С тех пор выражение «мафусаилов век» прочно вошло в русский язык, как символ долголетия, а имя Мафусаил стало нарицательным, которым стали называть любого долгожителя.

1)«Наши предки лезли в клети
И шептались там не раз:
«Туго, братцы… Видно, дети
Будут жить вольготней нас».
Дети выросли. И эти
Лезли в клети в грозный час
И вздыхали: «Наши дети
Встретят солнце после нас»…
Даже сроки предсказали:
Кто - лет двести, кто - пятьсот,
А пока лежи в печали
И мычи, как идиот.
Разукрашенные дули,
Мир умыт, причесан, мил…
Лет чрез двести? Чёрта в стуле!
Разве я Мафусаил?..».
А.Черный (1880-1932 гг.), «Потомки», 1908 г.
2)«Андрей Борисович под конец занялся составлением жизненного эликсира, благодаря которому хотел прожить Мафусаиловы годы. Он был убежден, что молодеет, принимая какую-то вонючую жидкость, даже начал танцевать, желая показать, что молодость к нему возвращается, и даже собирался жениться. Он умер, говоря, что им найден секрет бессмертия».
М.И.Пыляев (1842-1899 гг.), «Замечательные чудаки и оригиналы», 1898 г.

Братья А. и Б. Стругацкие использовали имя Мафусаил в рассказе «Пять ложек эликсира» как название препарата, делающих людей бессмертными, - «мафуссалин».

Был даже создан фонд под названием «Мафусаил», денежные средства которого шли на исследования по продлению человеческой жизни.