Каким должен быть правильный проект для новичка и что делать, если нет ни кейсов, ни опыта. Тупиковые пути поиска клиентов.
Привет!
Меня зовут Екатерина и я - начинающий инвестор. Цель - собрать 200000 рублей на брокерском счете к концу года. Пишу в блоге о том, как я продвигаюсь к этой цифре, о своем опыте на фрилансе и о деньгах.
Я работаю в сфере маркетинга, поэтому буду приводить в пример именно маркетинговые онлайн-специальности. Это довольно большой пул профессий: копирайтер, интернет-маркетолог, таргетолог, спец по рекламе, СММ-специалист, сео-специалист, дизайнер. Хотя, думаю, эти способы поиска клиентов подходят для многих сфер деятельности.
Итак, ситуация: вы только что закончили курс по онлайн-профессии, у вас есть соответствующий сертификат и, в лучшем случае, тренировочный проект. Пора выходить на рынок и искать заказчика.
Это довольно непростой момент, но через него проходят все.
Способы поиска первого (второго, третьего) проекта для начинающего специалиста от наименее до наиболее полезного
Сайты для поиска работы, например, hh.ru
Можно подписаться на интересующие вас вакансии и получать выборку каждый день. Как правило, на hh ищут специалистов с опытом, а лучше “многоруких многоногов”. Но изредка может повезти и вы наткнетесь на вакансию для джуниора в интересной и перспективной компании.
Плюсы: нет мошенников, которые ищут работников, чтобы их кинуть, много крупных компаний, которые будут круто смотреться в вашем портфолио
Минусы: очень мало вакансий для новичков.
Спросить по знакомым
Рабочий способ, потому что обязательно найдется пара знакомых знакомых, кому нужны ваши услуги.
Если найдутся потенциальные заказчики, обязательно нужно их пропустить через фильтр для клиентов, о котором я напишу ниже. Так вы не нарветесь на неподходящий проект и повысите шансы получить нормальный кейс в портфолио.
Плюсы: проще получить лояльного клиента
Минусы: легко нарваться на бизнес без бюджета и с нереалистичными ожиданиями от подрядчика
Создать себе портфолио и настроить таргетинг на самого себя
В чем суть
Вы придумываете проект и создаете для него тексты, дизайн, группу в соцсетях. Или можно взять реальный проект со слабой упаковкой и сделать так, как вас научили.
У вас нет заказчика, вам никто за них не заплатит, зато вы наполните свое портфолио.
Потом вы настраиваете таргетированную рекламу на собственную группу, где и будут выложены ваши достижения. Важно самому хорошо упаковаться: создать качественную площадку, наполнить ее примерами работ, внятно рассказать, чем вы полезны бизнесу и т.д.
Плюсы: портфолио без заказчика - вы не зависите от его заскоков и можете творить
Минусы: придется вложиться трудом и деньгами в собственную рекламу
Лучший способ: платные курсы
Большую часть своих заказчиков я получила именно оттуда
Как искать
- Учебный проект
Маркетингу не учат на кошечках, вам обязательно понадобится реальный проект. Некоторые онлайн-школы предоставляют своим ученикам такие проекты. Тут важно грамотно выбрать курс: тренер должен иметь вес в профессиональной тусовке и желательно быть практикующим спецом. У него, как специалиста, обычно высокие расценки и многим бизнесам не по карману. Тогда предприниматели идут за его учениками. К началу курса набирается достаточное количество проектов, которые хотят поработать со студентами. Так можно отхватить себе отличного клиента.
Важно: не работайте за кейс и отзыв. Договаривайтесь об оплате, пусть и небольшой. Поверьте моему опыту: деньги, заплаченные подрядчику, мотивируют клиента и отсекают неадекватов.
Плюсы: лояльные заказчики. Они по умолчанию лояльны вашему будущему преподавателю, и будут доброжелательны к его ученикам
Минусы: по моему опыту, учебные проекты редко перетекают в долгосрочное сотрудничество.
2.По окончании обучения
Хорошие школы создают закрытые чаты для выпускников и сами остаются на связи. В чатах выпускники делятся друг с другом клиентами, преподаватели выкладывают проекты для своих.
Часто бывает, что некоторые заказчики ищут выпускников конкретного тренера или школы - это вообще шоколадный вариант.
Этот способ до сих пор приводит мне хороших платежеспособных клиентов, хотя именно на профессиональных курсах я училась последний раз 2 года назад.
Минусов я здесь не вижу.
С 2 клиентами, которые нашли меня в закрытом чате после курса, я работаю и сейчас. С тех пор они уже выросли в маркетинговые агентства, а я выросла как специалист.
3.Дипломные проекты
Крупные школы не просто обучают на реальных заказах, они включают в программу защиту дипломного проекта. Вы в процессе обучения работаете над проектом, потом оформляете его в кейс, показываете результаты в цифрах (если возможно) и получаете отзыв от преподавателя и заказчика.
Таким образом, в конце учебы у вас гарантированно есть приличный, хорошо оформленный кейс с отзывом.
Где НЕ надо искать заказы
- Открытые чаты в ТГ по поиску работы
Огромное количество непроверенных заказчиков, шанс нарваться на обман
- Биржи для фрилансеров
Дикая и кровавая конкуренция между исполнителями, зарвавшиеся заказчики, копеечные заказы и никаких перспектив.
Я в начале фриланс-карьеры открыла биржу копирайтеров, посмотрела на расценки и закрыла навсегда. Слышала, что есть специалисты, которые зарабатывают нормальные деньги исключительно на биржах. Но точно знаю, что намного больше тех, кто выгорел и ничего не заработал.
На что обращать внимание, выбирая первый проект
Это очень важно, потому что неправильный, неподходящий проект обрушит вам самооценку, сожрет нервную систему и вы будете очень долго восстанавливаться.
Проект должен быть работающий!
Не беритесь за умирающие проекты, у которых нет клиентов и разруха в бизнесе. Начинающему специалисту не по силам их спасти, только утонуть вместе. Пусть ваш проект будет микро, но у него есть клиенты, оборот, рабочие каналы трафика.
В идеале, руководитель должен сам понимать в маркетинге
Тогда у него не будет иллюзий и завышенных ожиданий от специалиста. И у вас будет выше шанс получить хороший отзыв. Более того, умелый руководитель не бросит вас на камни разбираться в одиночестве.
Бюджет
Спрашивайте, какой есть бюджет. Он понадобится на тесты, запуск и т.д. Если бюджета нет, то вам не по пути, потому что такой руководитель неадекватен. Он будет хотеть от вас бесплатного чуда, а когда не получит его, обольет помоями.
Оплата
Не. Работайте. Бесплатно.
Отзыв и кейс - это не оплата за работу. Если только это не отзыв мега крутой и известной компании, на которую равняется рынок. Но если вы новичок, такая компания вам не светит.
Остальные - за деньги. Это должна быть адекватная оплата в соответствии с рынком и вашими навыками. Как я писала выше, деньги очень мотивируют клиентов, они становятся более вовлеченными, не пропадают.
Предоплату берите! Предоплата показывает серьезность намерений клиента.
Если есть вопросы про фриланс и обучение онлайн-профессиям - спрашивайте. Ну и коллеги-фрилансеры, расскажите, как сами искали клиентов.
Подписаться и почитать про мой опыт в инвестировании и фрилансе