Утильсбор - формально это разовый платеж, который взимается в пользу государства с каждой единицы какого-либо товара, транспорта в первую очередь, для того, чтобы компенсировать затраты государства на утилизацию этого товара после окончания срока его службы. Самый простой пример - это автомобили, в цену которых включен утильсбор. Другие функции утильсбора - это форма налогов, которые собирает государство, в данном случае, с владельцев транспорта, а также некая мера защиты отечественных производителей, что можно рассмотреть на примере мототехники:
Начиная с 2016 года утильсбор появился и в сфере мототехники - им стали облагаться мотовездеходы (квадроциклы) и снегоходы.
Действующие ставки на сегодня:
Мотовездеходы (квадроциклы), а также снегоходы, c объемом двигателя менее 300 куб. сантиметров - 69 000 руб. за единицу, c объемом двигателя 300 куб. сантиметров и более - 120 750 руб. за единицу. К утильсбору стоит прибавить НДС, и получится 82800 и 144900 соответственно.
Основные участники, чьи интересы затрагивает утильсбор в сфере мототехники и как он на них повлиял, по прошествии 5 лет:
1. Российские производители снегоходов и мотовездеходов. Квадроциклы и снегоходы были включены в перечень техники, облагаемой утильсбором, по инициативе отечественных производителей. Статус "крупнейшего производителя", в соответствии с которым производителю компенсируется утильсбор (формально это называется компенсируется часть затрат на производство и гарантийное обслуживание), имеют на сегодня 2 производителя - STELS (общество с ограниченной ответственностью «Жуковский веломотозавод») и Русская механика (акционерное общество «Русская механика»). Положительные и негативные моменты:
Защита от внешних конкурентов. Основные конкуренты отечественных производителей - зарубежные компании, в первую очередь китайские и тайваньские фабрики - производители бюджетных полноприводных квадроциклов - CF MOTO, HISUN, LINHAI, TGB, ACCESS, CECTEK, AEON. Утильсбор является одной из форм защиты российских производителей от конкуренции со стороны зарубежных компаний. Он взимается с импортеров при импорте и, конечно-же, им не компенсируется. С учетом относительно небольшого размера рынка, мало кто из зарубежных производителей полноприводной техники и импортеров имеет желание конкурировать за российский рынок полноприводных АТV.
Основным конкурентом отечественных производителей остается CF MOTO - крупнейший мировой производитель "бюджетных" полноприводных ATV, продукцию которого по прежнему импортирует AWM-трейд, уплачивая утильсбор. Как оказалось, продукция CF MOTO в сравнении с отечественной имеет ряд неоспоримых конкурентных преимуществ (как например продукция KIA или HYUNDAI в сравнении с продукцией АВТОВАЗА), благодаря которым даже более высокая из-за утильсбора цена не отпугивает покупателей.
Поддержание производства. Сохранение рабочих мест. Российские производители действительно сохранили и далее могут сохранять производство снегоходов и полноприводных квадроциклов. Утильсбор это один из ключевых факторов, который в совокупности с другими факторами защищают рынок от зарубежных конкурентов и отечественных импортеров зарубежной продукции.
Развитие. За прошедшие 5 лет с момента введения утильсбора модели и модельные ряды отечественных производителей в сфере полноприводных квадроциклов изменились, скромно говоря, не намного. За это же время зарубежные производители существенно продвинулись в своем развитии. CF MOTO на сегодня входит в 10ку самых крупных производителей ATV в мире, наряду с Polaris, CanAm, Arctic Cat, Kawasaki, Yamaha, Honda, с объёмом выпуска, в десятки раз превышающим суммарный объем выпуска отечественных производителей.
2. Импортеры.
Введение утильсбора существенно подкосило, например, достаточно развитую на тот момент, дилерскую сеть CFMOTO. Но полностью вытеснить продукцию CFMOTO с российского рынка, не удалось, и модели CFMOTO по-прежнему доступны. СтОят они несколько дороже, чем продукция отечественных производителей, но и имеют неоспоримые преимущества, такие как более ценный в глазах покупателя бренд, более широкий ассортимент, фирменные двигатели, более современный дизайн, высокое качество комплектующих и сборки.
3. Покупатели.
По аналогии с автомобилями, у покупателей по сути есть выбор - купить продукцию отечественного производства подешевле, или импортную подороже. Порядок цен - базовая модель Русской механики - РМ 500-2, стоит на сегодня около 482 тр, STELS - модель LEOPARD 500YS ST - стоит около 430 тр., импортный CF MOTO CFORCE 400L EPS, или CFORCE 500HO - около 570 тр. По факту, как и в автомобилях, пользуется спросом как продукция отечественного производства, так и импортная. В стоимость и отечественной, и импортной продукции включен утильсбор, который сначала оплачивает производитель или импортер, но в конечном счете в цене товара оплачивает его покупатель. Отечественным производителям, признанным "крупнейшими" он как бы возвращается в другом виде на поддержание и развитие производства.