Найти тему
МОТОМИР.РФ

Утильсбор в сфере мототехники. 5 лет спустя.

Утильсбор - формально это разовый платеж, который взимается в пользу государства с каждой единицы какого-либо товара, транспорта в первую очередь, для того, чтобы компенсировать затраты государства на утилизацию этого товара после окончания срока его службы. Самый простой пример - это автомобили, в цену которых включен утильсбор. Другие функции утильсбора - это форма налогов, которые собирает государство, в данном случае, с владельцев транспорта, а также некая мера защиты отечественных производителей, что можно рассмотреть на примере мототехники:

Начиная с 2016 года утильсбор появился и в сфере мототехники - им стали облагаться мотовездеходы (квадроциклы) и снегоходы.

Действующие ставки на сегодня:

Мотовездеходы (квадроциклы), а также снегоходы, c объемом двигателя менее 300 куб. сантиметров - 69 000 руб. за единицу, c объемом двигателя 300 куб. сантиметров и более - 120 750 руб. за единицу. К утильсбору стоит прибавить НДС, и получится 82800 и 144900 соответственно.

Основные участники, чьи интересы затрагивает утильсбор в сфере мототехники и как он на них повлиял, по прошествии 5 лет:

STELS LEOPARD 500YS ST
STELS LEOPARD 500YS ST

1. Российские производители снегоходов и мотовездеходов. Квадроциклы и снегоходы были включены в перечень техники, облагаемой утильсбором, по инициативе отечественных производителей. Статус "крупнейшего производителя", в соответствии с которым производителю компенсируется утильсбор (формально это называется компенсируется часть затрат на производство и гарантийное обслуживание), имеют на сегодня 2 производителя - STELS (общество с ограниченной ответственностью «Жуковский веломотозавод») и Русская механика (акционерное общество «Русская механика»). Положительные и негативные моменты:

STELS GUEPARD ST 650G
STELS GUEPARD ST 650G

Защита от внешних конкурентов. Основные конкуренты отечественных производителей - зарубежные компании, в первую очередь китайские и тайваньские фабрики - производители бюджетных полноприводных квадроциклов - CF MOTO, HISUN, LINHAI, TGB, ACCESS, CECTEK, AEON. Утильсбор является одной из форм защиты российских производителей от конкуренции со стороны зарубежных компаний. Он взимается с импортеров при импорте и, конечно-же, им не компенсируется. С учетом относительно небольшого размера рынка, мало кто из зарубежных производителей полноприводной техники и импортеров имеет желание конкурировать за российский рынок полноприводных АТV.

CF MOTO CFORCE 400L EPS (CF MOTO X4 EPS)
CF MOTO CFORCE 400L EPS (CF MOTO X4 EPS)

Основным конкурентом отечественных производителей остается CF MOTO - крупнейший мировой производитель "бюджетных" полноприводных ATV, продукцию которого по прежнему импортирует AWM-трейд, уплачивая утильсбор. Как оказалось, продукция CF MOTO в сравнении с отечественной имеет ряд неоспоримых конкурентных преимуществ (как например продукция KIA или HYUNDAI в сравнении с продукцией АВТОВАЗА), благодаря которым даже более высокая из-за утильсбора цена не отпугивает покупателей.

CF MOTO CFORCE 600 EPS
CF MOTO CFORCE 600 EPS

Поддержание производства. Сохранение рабочих мест. Российские производители действительно сохранили и далее могут сохранять производство снегоходов и полноприводных квадроциклов. Утильсбор это один из ключевых факторов, который в совокупности с другими факторами защищают рынок от зарубежных конкурентов и отечественных импортеров зарубежной продукции.

РМ500-2
РМ500-2

Развитие. За прошедшие 5 лет с момента введения утильсбора модели и модельные ряды отечественных производителей в сфере полноприводных квадроциклов изменились, скромно говоря, не намного. За это же время зарубежные производители существенно продвинулись в своем развитии. CF MOTO на сегодня входит в 10ку самых крупных производителей ATV в мире, наряду с Polaris, CanAm, Arctic Cat, Kawasaki, Yamaha, Honda, с объёмом выпуска, в десятки раз превышающим суммарный объем выпуска отечественных производителей.

РМ650-2
РМ650-2

2. Импортеры.

Введение утильсбора существенно подкосило, например, достаточно развитую на тот момент, дилерскую сеть CFMOTO. Но полностью вытеснить продукцию CFMOTO с российского рынка, не удалось, и модели CFMOTO по-прежнему доступны. СтОят они несколько дороже, чем продукция отечественных производителей, но и имеют неоспоримые преимущества, такие как более ценный в глазах покупателя бренд, более широкий ассортимент, фирменные двигатели, более современный дизайн, высокое качество комплектующих и сборки.

Квадроциклы CF MOTO. Актуальные модели и цены на сентябрь 2021.
Квадроциклы CF MOTO. Актуальные модели и цены на сентябрь 2021.
Квадроциклы РМ. Актуальные модели и цены на сентябрь 2021.
Квадроциклы РМ. Актуальные модели и цены на сентябрь 2021.

3. Покупатели.

По аналогии с автомобилями, у покупателей по сути есть выбор - купить продукцию отечественного производства подешевле, или импортную подороже. Порядок цен - базовая модель Русской механики - РМ 500-2, стоит на сегодня около 482 тр, STELS - модель LEOPARD 500YS ST - стоит около 430 тр., импортный CF MOTO CFORCE 400L EPS, или CFORCE 500HO - около 570 тр. По факту, как и в автомобилях, пользуется спросом как продукция отечественного производства, так и импортная. В стоимость и отечественной, и импортной продукции включен утильсбор, который сначала оплачивает производитель или импортер, но в конечном счете в цене товара оплачивает его покупатель. Отечественным производителям, признанным "крупнейшими" он как бы возвращается в другом виде на поддержание и развитие производства.

Квадроциклы STELS. Актуальные модели и цены на сентябрь 2021.
Квадроциклы STELS. Актуальные модели и цены на сентябрь 2021.