Найти тему
OLGA NEWS

Особенности национальной инклюзии

Здесь и дальше иллюстрации с общедоступных сетевых ресурсов, кадр из фильма "класс коррекции"
Здесь и дальше иллюстрации с общедоступных сетевых ресурсов, кадр из фильма "класс коррекции"

Я хочу снова немножко поднять тему социализации ментальных инвалидов. Побудило меня к этому известное питерское событие – конфликт по поводу пользования игровой площадкой. Как всегда, когда речь заходит о толерантности, отношение к проблеме принимает полярные до смешного и до противного варианты.

Я уже говорила, что две фразы можно сделать практически девизами нашей действительности - «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда» и «Научи дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт». Правда, в первом случае небольшая коррекция – не «как лучше», а. пожалуй «как дешевле».

А дешевле показалось просто ликвидировать все специализированные фишки для инвалидов – специальные сады, школы, предприятия, магазины, библиотеки – дескать, инвалиды такие же люди, как и здоровые, даже луЧЧе, зачем их ограничивать – пусть пользуются всеми общими благами на равных ( опять же, и тратиться на спецуху не надо).

И никто не подумал, а будут ли бедолаги в состоянии этим полноценно пользоваться, и смогут при этом тем же самым пользоваться остальные. Вот и родилось такое безобразное кривое явление, как инклюзия, когда ребёнок-ментальник вводится в неподготовленный к этому коллектив нормотипических детей под руководством неподготовленного к этому нормотипического педагога и НАЧИНАЕТ ТВОРИТЬ ХРЕНЬ.

это, кстати. совершенно нормальный ребёнок
это, кстати. совершенно нормальный ребёнок

И при этом все попытки ссылаться на зарубежный опыт провальны уже хотя бы потому, что у них этот опыт ЕСТЬ, а у нас его НЕТ. И вместо того, чтобы этот опыт перенять, приспособить под нашу действительность, скорректировать и осторожно внедрить, мы, как всегда, впереди планеты всей ринулись НАСАЖДАТЬ. А по сути, без всякой подготовки и даже без подготовки к подготовке швырнули инвалидов в житейское море – нехай плавають.

А программы школьные адаптированы под ментальников? Не-а. А в детских садах созданы условия для сопровождения «особенного» ребёнка? Не-а. А на спорт площадках разработаны специальные правила для сопровождающих ментальника лиц? Опять не-а.

И как? А вот как. В садиках инвалид терроризирует всю группу, вызывая у детей вместо желания общаться с ним, желание либо спрятаться от него, либо настучать ему по башке, а у других родителей вместо сочувствия острое желание «запихнуть ребёнку в задницу рояль»(с) - и, соответственно, отток детей из группы, если ещё есть, куда. В школах он не даёт ни учителю учить, ни одноклассникам учиться – в худшем случае, в лучшем – просто и бессмысленно присутствует, слюнявя парту, периодически засыпая и писаясь в памперсы. На спортплощадках он калечится сам и калечит детей, оказавшихся поблизости. Кому и какая от этого польза, совершенно непонятно ( но, правда, денежки целы – ур-р-ря!).

-3

И вот наши люди, накушавшись этой ХРЕНИ ( я попрошу не считать это слово ругательским, потому что оно просто точно отражает суть происходящего), естественно, выходят из себя и идут на конфликт. Но с кем? С теми кретинами, которые изобрели им такую головную боль? Нет. Они идут на конфликт с несчастными инвалидами и их опекунами – мол, идите отсюда, вам здесь не место.

Интересно получается в итоге: здесь им не место, там им не место – а где их место? В клетке? В квартире под домашним арестом? В лесу? В одиночной камере?

Нормальные и здоровые, увы, забывают об этом, но и психически больные люди – люди. Взрослые или дети – неважно. ЛЮДИ. Они, как и все мы, нуждаются в общении, причём в общении ни с кем попало, а с людьми, интересными им, приятными – умными, добрыми, красивыми, здоровыми ( согласитесь, ведь все хотят этого, даже не будучи сами умными, добрыми, красивыми и здоровыми). Они хотят дружить, хотят любить, они нуждаются в реализации творческого потенциала( да, он часто невелик у них, но уж какой есть – всё равно нуждаются). Они, наконец, нуждаются в ответных чувствах к себе – дружбе, приязни, любви, участии. Им, как и всем нам, неприятно, когда их куда-то не пускают, прогоняют, намекают, а то и прямо говорят об их неполноценности, считают их злыми, глупыми, способными на преступление, на пошлости, на гадости. Да, некоторые из них на это способны, но почему остальным должно из-за этого быть отказано в базовых человеческих потребностях?

Завышенные ожидания – это плохо, я понимаю, но и заниженные не очень хорошо. Почему, когда вы приводите ребёнка в школу, и у него что-то не ладится, учитель не говорит: «да ну, он тупой, заберите его домой, отдайте в говночисты», а терпеливо учит, если, конечно, это настоящий учитель. Мне кажется, и ребёнок-ментальник должен иметь право ПОПРОБОВАТЬ, но при этом если у него не получается, должна быть и АЛЬТЕРНАТИВА. А её зачастую нет. Во всяком случае, годной. Между тем, выдумывать велосипед тут не нужно – например, если так уж хочется инклюзии, коррекционная группа в саду, коррекционный класс. Пусть детей учат специальный педагог-дефектолог по особой программе. Но пусть они при этом взаимодействуют с другими учащимися – встречаются на переменах ( под присмотром!), вместе участвуют в каких-то школьных мероприятиях, завязывают личные отношения. И, как следует обучать социализации самих инвалидов, так и людей здоровых, с нормальной психикой нужно обучать общению с инвалидами – учить не бояться, правильно взаимодействовать, избегать конфликтов, предвидеть опасность. Ну, учим же мы детей, как себя вести с незнакомыми или знакомыми взрослыми, попутчиками, учителями, врачами (ну, в смысле, умные родители учат), животными, транспортом - почему бы не добавить в этот ликбез и «как вести себя с больными»? Ей-богу, все в выигрыше окажутся.

-4

Да, было бы здорово жить в обществе, где каждый – гигант мысли и отец русской демократии. Но увы, среди нас есть больные, есть больные на голову, есть правонарушители и преступники, есть наркоманы и алкоголики, есть просто хамы и злые люди, и из всех, пожалуй, ментальники ещё меньше всего виноваты в своей «неудобности». Так за что их в тюрьму?

Пишут «им лучше с себе подобными». Ага! Бабушке моей расскажите, что кому-то будет лучше в компании олигофрена, аутиста и шизофреника, чем в компании нормальных людей. Это нам будет лучше запереть их вместе и не думать об этом больше, а комфортно им там или дискомфортно, кого это волнует? Просто нужно создать условия для того, чтобы находиться в компании нормальных людей больным было возможно и, уж скорее, нормальные люди смогут создать эти условия, чем больные на голову. А просто отворачиваться от инвалидов и делать вид, что их не существует, чревато тем, что известие об их существовании поступит самым безобразным образом – в виде кирпича, например, прилетевшего в башку от обиженного игнором олигофрена ( обиженного-обиженного, вас ведь тоже игнор обидит, просто вы камнями швыряться не будете – вы же не олигофрен). С другой стороны, выражение реакций у него вывихнутое, а реакции-то нормальные, как у всех. И напрасно говорят «мало ли, что ему в голову взбредёт» - «мало ли что» не взбредёт, взбредёт всё логично и закономерно, но не по вашей логике, и реакция будет тоже не по вашей логике. Те, кто находятся постоянно рядом, обычно эту логику знают и реакции предвидят – их дело реагировать на упреждение, а наше – слушать их советы.

занятия в общеобразовательной школе с помощью тьютора
занятия в общеобразовательной школе с помощью тьютора

И другой, остро стоящий и взаимосвязанный с этим вопрос: ответственность. Ну, хорошо, инклюзия – это здорово. Но безнаказанность… Да поклянитесь мне, что я могу кого-то укусить, и мне за это точно ничего не будет, думаете, я никого не укушу? Ещё как укушу. А я – человек нормальный. Но и нормальному человеку бывает кого-то хочется укусить. Но его останавливает ответственность. А ментальника не останавливает. Но это же неправильно. Если ментальник сохранный, если он может себя контролировать, если он, в принципе, способен слушаться своих опекунов, он тоже должен нести ответственность за свои поступки. Если не может, должны нести такую ответственность опекуны, то есть люди вводящие его в социум. И ответственность эта не должны быть формальной – типа, «извините, он не понимает, что делает». Он не понимает – ты понимаешь, и если ты взялся его опекать – опекай реально, отвечай за него или… да, или изолируй, если иначе ничего не выходит.

Вот когда вопрос будет так стоять, нормальные перестанут шарахаться от ментальных инвалидов, а те – подавать повод, чтобы от них шарахались. И вот тогда нормальная инклюзия будет худо-бедно возможна

Вы со мной не согласны?