Законодатели мод не даром носят такое наименование. Ведь их «законы» распространяются на всех. Именно они задают направления, которые затем массово тиражируются, и покупателям (потребителям) ничего не остается кроме как принять эти правила, эти продукты. Иногда с одобрением, иногда с досадой и раздражением. И вот два недавних сообщения от Audi: одна из компактных моделей вскоре уйдет в небытие, а другая модель – представительского класса – появится вскоре, но будет чисто электрической.
Речь идет о компактном хэтчбэке Audi A1 и купеобразном лифтбэке Audi A6 E-Tron. Но – по порядку.
На протяжении примерно полутора десятилетий кроссоверы и внедорожники выдавливают седаны и классические компактные хэтчбэки. Предпочтения покупателей ведут к тому, что в ближайшее время некоторые традиционные классы автомобилей могут исчезнуть вовсе. В Европе и США к таким классам относятся компактные автомобили в целом. Их доля там либо существенно сократится, либо эти машины уйдут в прошлое совсем. Несколько автопроизводителей уже заявляли, что закроют свой «малый» автомобильный бизнес в течение следующего десятилетия. И вот пришло сообщение от одной из марок концерна Volkswagen. Глава Audi Маркус Дюсманн в своем интервью изданию Automotive News сообщил, что нынешнее, второе, поколение Audi A1 окажется последним. По окончании его производства «наследника» не будет. Со цены уйдет ближайший родственник («состоятельный» брат) европейского Volkswagen Polo. После этого самой маленькой машиной в линейке Audi станет кроссовер Q2, поскольку, по словам Дюсманна, фирма «не может производить ничего меньшего».
И дело тут не только в покупательских предпочтениях, но и… в экологических стандартах «Евро 7». Отвечая на вопрос, будут ли будущие европейские стандарты выбросов «Евро 7» означать конец моделям A1 и A3, Дюсманн сказал: «Многое будет зависеть от окончательной цели «Евро 7». Мы знаем, что в будущем будет очень сложно предлагать двигатели внутреннего сгорания в сегментах меньших автомобилей, поскольку их стоимость растет. Вот почему у нас не будет преемника A1. Если новые правила «Евро 7» не будут слишком жесткими, то это позволит нам больше инвестировать в электронную мобильность».
То есть сравнительно маломощные моторы для компактных автомобилей сложнее доводить до требований новых экологических норм. Точнее – такие работы были бы экономически нерациональны: добавка в стоимости мотора, плата за «экологичность» подтолкнет вверх конечную стоимость малого автомобиля гораздо заметнее и чувствительней для покупателя, чем для более крупных машин с большей стоимостью.
Более того, ранее, в феврале этого года, Дюсманн сказал, что и электрифицировать существующие малолитражки будет дорого и невыгодно. А это тоже означает, что модели Audi А1 больше не будет. Ее наследник может быть только электрическим и потому совсем-совсем другим. А это новые вложения средств в разработку новые конструкций, новые затраты на модернизацию производства и низкая маржа при продажах, во всяком случае, в длительный начальный период.
Но любопытно еще одно мнение Дюсманна. Он ожидает, что к 2030 году рынки будут существенно отличаться по силовым установкам. Audi предполагает, что к этому сроку «на двигатели внутреннего сгорания в Европе будет приходиться менее 20 процентов», но при этом ситуация на других крупнейших рынках – в Китае и США – может быть иной. А это значит, что марка Audi будет ориентироваться не только на «европейские ценности». Россию глава Audi не упомянул (слишком мал рынок), но, очевидно, что мы находимся где-то «рядом» с Китаем и США.
Второе «электрическое» известие связано со сроками выхода на рынок Audi A6 e-tron. Концепт этого автомобиля был представлен в начале этого года в Шанхае и получил восторженные отзывы как в связи с дизайном машины, так и ее техническими характеристиками. Теперь стало известно, что в серию машина пойдет в 2022 году, тогда же состоится ее мировая премьера и начнутся продажи.
Известно, что в основе этого автомобиля лежит новая платформа Premium Platform Electric (PPE), созданная совместно Audi и Porsche. Концерн Volkswagen разрабатывает ее без привязки к существующим машинам и предполагает использовать ее для создания крупных и дорогих электромобилей. При этом ожидается, что первыми автомобилями на платформе PPE станут Q6 e-Tron и Porsche Macan следующего поколения: они должны дебютировать чуть раньше.
В отличие от нынешней A6, новая модель не седан, а лифтбэк (или Sportback, по классификации Audi). Габариты концепта Audi A6 e-tron заметно возросли по сравнению с бензиновой предшественницей, особенно в ширину. Размеры концептуального автомобиля таковы: колесная база 2950 мм, длина 4960 мм, ширина 1960 мм, высота 1440 мм. Колесные диски достигают диаметра 22 дюйма.
По предварительным данным, электромобиль Audi A6 e-tron в его «концептуальном варианте» способен проехать до 700 километров (по стандарту испытаний WLTP). Батарея машины емкостью 100 кВт*ч поддерживает быструю (всего за 10 минут) зарядку до мощности 270 кВт, что соответствует радиусу действия более 300 км. При этом заполнение емкости батареи от 5% до 80% может быть выполнено менее чем за 25 минут.
Audi A6 e-tron будет выпускать как в Германии, так и в Китае (на мощностях совместного предприятия китайской FAW и Audi).
Как бы то ни было, но время объявления более точных характеристик одного из флагманских серийных электромобилей Audi сокращается. Ждать не так долго. Фирмы-производители, концерны ускоряются в этой «электромобильной гонке». Сейчас они несут огромные затраты в надежде на успех в перспективе.
Марка Audi ранее уже заявляла, что с 2026 года она будет выпускать только электромобили, а машины с двигателями внутреннего сгорания будут окончательно выведены из эксплуатации в 2033 году (по крайней мере, в Европе).
Виноваты ли сами автопроизводители в отказе от двигателей внутреннего сгорания? Да, конечно. Во-первых, электромобиль – это новый продукт на рынке, а с новым товаром всегда появляется возможность первыми захватить, застолбить за собой крупные ниши, вот автоконцерны и рванули наперегонки в «электрическую эру». Во-вторых, если бы они по-настоящему желали бы оставаться, хотя бы частично, в «бензиново-дизельной» парадигме, то приложили бы гораздо больше политико-лоббистских усилий для торможения наступательной экологической повестки, которая, как иррациональная страсть, обуревает законодательные власти Евросоюза, да и США. Ну а эти страны, как известно, являются законодателями мод в автомобилестроении. Поэтому в обозримой перспективе наш, да и всемирный, автотранспорт будет зависеть от «Киотского протокола» (собирательный образ) и прочих нормативов «Евро Х».