Многие водители сомневаются в качестве реализуемого на АЗС топлива. Такие опасения имеют под собой основания, так как нарушения, к сожалению, не редкость. Если сомнения в качестве имеются, можно предпринять ряд шагов, направленных на подтверждение качества топлива или выявления нарушений.
Виды и классы топлива
Сначала надо разобраться с тем, какие классы, марки и виды топлива имеются и используются для заправки автомобилей. Такая информация обязательно указывается в документации и паспортах на каждую партию поступающего на заправку бензина или дизеля. Смеси «АИ» используются для бензиновых двигателей, «ДТ» – для дизельных. Маркировка К5 означается экологический класс, на территории РФ применение топливных смесей меньшего класса запрещено.
Стандарты в данной области регламентируются ГОСТом 32513-2013 (техусловия для неэтилированного бензина) и ГОСТом 305-2013 (техусловия для дизельного топлива). В соответствии с указанными нормами различают такие марки АИ, как 98-К5, 95-К5, 92-К5, 80-К5. При этом буква «А» означает, что топливо предназначено для заправки автомобилей разного типа, «И» указывает, что октановое число и эко-класс подтверждены исследованиями.
Дизель «ДТ» также разделяется на 4 класса:
- топливо Л-К5 – летняя марка, которая рекомендована к использованию только при температуре воздуха от -5 градусов и больше;
- марка Е-К5 относится к межсезонной, может использоваться при температуре от -15 градусов;
- З-К5 относится к зимней марке, может использоваться при заморозках от -35 градусах;
- специальная арктическая марка А-К5 может использоваться в экстремальных условиях и морозах от -45 градусов.
Распространенные нарушения на АЗС
Чаще всего на заправках наблюдаются нарушения в области физико-химических показателей и состава топлива:
- содержание массовой доли серы в смеси сильно превышает допустимый уровень;
- фактический показатель октанового числа не соответствует тому, которое заявлено в документации и техническом паспорте к определенной партии топлива;
- для ДТ показатель указанной температуры вспышки не соответствует реальному;
- наблюдаются нарушения по таким характеристикам, как содержание бензола, ароматических углеводов, оксигенатов и монометиланилинов.
Кроме того, проверками выявляются такие нарушения, как:
- на заправке отсутствует мерник, необходимый для проверки уровня;
- нет мерника, который прошел поверку для подтверждения точности;
- количество отпуска искажено, то есть наблюдается недолив;
- на заправке нет специального топливораздаточного оборудования с документами, подтверждающими поверку.
Кроме того, на АЗС запрещена продажа смесей, не предназначенных для заправки транспортных средств. К ним относятся:
- маловязкие типы судовых топливных составов;
- легкие бункеровочные виды смесей;
- дистилляты газовых конденсатов;
- технологические дизельные фракции.
3 шага для проверки качества топлива
При возникновении сомнений качество топлива на АЗС можно проверить самостоятельно. Конечно, провести химический анализ без лаборатории не получится, но основные шаги можно выполнить:
- Паспорта качества на используемое топливо. При первой просьбе персонал обязан предоставить такие документы, показать заключение аккредитованной лаборатории, где проводились сертификационные испытания каждой партии, поступающей на заправку. В таком паспорте указывается следующая информация – производитель, поставщик, эко-класс, количественное содержание примесей и серы, октановое число. Также в паспорте должна иметься информация о фракционном составе, петановом числе, температуры фильтрования. Если представитель АЗС заявляет, что такого паспорта нет, значит топливо на заправке находится незаконно или представителю АЗС имеется что скрывать. Если паспорт предоставили, необходимо обратить внимание на число и время привоза, так как документы выписываются на каждую партию.
- Оценка результатов арбитражной пробы. Некоторые заправки, кроме паспортов, имеют результаты арбитражной пробы поступающего топлива. Также они обязаны предоставить возможность определить точность налива смеси при помощи мерника. Обычно имеется два результата – один хранится на заправке, второй – отправляется в лабораторию. Оператор должен предоставить возможность ознакомиться с такими замерами, при этом допустимое отклонение составляет 50 мл на каждые 10 литров.
- Уточнить экологический класс, который указывается не только в документации, но и на выдаваемых чеках. Если такая информация не соответствует указанной на колонке или в документации, значит имеется основание для проверок АЗС.
При проверке надо учитывать, что октановое число, указанное в документации, не должно быть меньше, чем требуется для эксплуатации автомобиля. Чем такое число выше, тем больше будет мощность силового агрегата при меньшем расходе, то есть обеспечивается топливная экономичность.
При выявлении нарушений назначается проверка, для чего следует выполнить такие шаги:
- заполнение заявки на выполнение проверки;
- рассмотрение заявки, подготовка соответствующего приказа и согласование времени выполнения проверки;
- отбор образцов и анализ имеющейся документации на топливо;
- выполнение испытаний в лаборатории, составление протокола;
- составление акта, в котором указываются результаты проверки.
При выявлении нарушений предпринимаются меры по контролю их устранения и привлечения виновных к ответственности.
Жмите "палец вверх", подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии!
Больше полезной информации о пдд, ремонте авто, лайфаках на сайте Движком.рф и в группе соц.сети Движком.