Найти в Дзене
MARKOFFSTONE

Архитектурные стили в мемориальной культуре.

Оглавление

С древних времен люди стремились облагородить места, где покоились их предки. Мемориальная архитектура развивалась вместе с человечеством и приобретала форму отдельного искусства. Традиционно, во всём мире, знатные люди строили красивые усыпальницы и склепы, величественные памятники для ушедших в вечность членов семьи. Многие постройки сохранились до нашего времени.

Романский архитектурный стиль в мемориальной архитектуре.

Романский стиль зародился в Западной Европе в эпоху средневековья (XI-XIII века). Фундаментом средневекой культуры была религия, поэтому христианская церковь имела колоссальное влияние во всех странах Западной Европы. Главными постройками той эпохи были христианские соборы, ими украшали немногочисленные города. Как правило, эти величественные соборы были частью монастырских архитектурных ансамблей. Поскольку эпоха Средневековья вошла в историю, как период феодальных войн, монастыри выполняли функцию защитного и оборонного убежища. За образцы строительства средневековые зодчие брали архитектурные решения древнего Рима, отсюда пошло и название стиля — романский. В основу конструкции соборов легла римская базилика. Основная идея романской архитектуры "Мой дом - моя крепость". Отличительные черты этого стиля - мощь, монолитность, монументальность, простота и некотарая мрачность.

Романский стиль оказал свое влияние и на мемориальную архитектуру. До наших дней дожили величественные соборы под стенами которых похоронены знатные люди Европы. В эпоху Средневековья, знатные фамилии строили склепы прямо в здании соборов.

Яркий образец романской архитектуры — собор в немецком городе Шпайере, возведен в 1030-1061 годах во эпоху правления Салической династии. Массивный величественный собор длиной в 130 метров, высота самой высокой башни — 70 метров. В склепе под сводами собора похоронены несколько германских королей и кайзеров, среди них - Конрад II, Филипп Швабский, королева Беатрикс, король Адольф и другие правители Германии разных времён.

Эпоха Возрождения в мемориальной архитектуре.

Период Высокого Возрождения или Ренессанс длился с конца 15 века примерно до 1530-х гг. Этот архитектурный стиль зародился в Италии, если быть точнее в Тоскане, где в то время был высокий научный и культурный подъем, отразившийся на архитектуре. Прекрасный город Венеция был возведен в период Ренессанса. Самые известные архитекторы Ренессанса — Микеланджело Буонаротти, Донато Браманте, Рафаэль Санти. Характерные черты архитектурного стиля Ренессанс - многоярусность, пространство с четкими границами, строгие прямоугольные формы, подражание античному строительству. Архитекторы того времени хотели создать городскую среду, располагающую к занятию искусствам, наукам, светским мероприятиям.

Архитектура Высокого возрождения оказала влияние и на мемориальную архитектуру. Влиятельные люди желали хоронить своих родных в таких же грандиозных и роскошных строениях, в каких они пребывали при жизни. В эпоху Ренессанса правителей стран погребали в мраморных гробницах. Одна из самых красивых построек эпохи Возрождения - Капелла Медичи, находится во Флоренции на территории церкви Сан-Лоренцо, к её оформлению приложил руку сам гениальный Микеланджело. Искувствоведы считают, что именно в этой часовне гений проявил свой талант наиболее полно, создав обстановку глубочайшей скорби и трагизма. Наибольший интерес в усыпальнице семейства Медичи представляют саркофаги герцогов и Джулиано и Лоренцо Медичи. Благодаря скульптурам Утро, День, Вечер, Ночь, украшающим их надгробия, Микеланджело обрел ещё большую славу. Великий мастер вложил большую часть своей жизни в украшение капеллы.

Викторианский стиль в мемориальной архитектуре.

Этот архитектурный стиль пришел к нам из Англии 19-го века, получил свое название от имени английской королевы Виктории, которая правила страной в то время. Позже, в связи с тем, что английские архитекторы эмигрировали в другие страны, викторианский архитектурный стиль обрёл популярность и в Америке, Новой Зеландии, Италии. На самом деле викторианский стиль — это общий термин, который подразумевает под собой различные стили викторианской эпохи. Главенствующим стилем в архитектуре времен правления королевы Виктории был неоготика, в нем строили особняки богатые банкиры, торговцы и прочие представители английской знати. Люди из среднего класса строили дома в стиле георгианского классицизма. В 19 веке многие знатные англичане увлекались египтологией (наукой о древнем Египте), что отразилось на архитектуре того времени, так здания начали украшать сфинксами, львами, а склепы и усыпальницы строили в форме пирамид. Викторианский стиль проник и в мемориальную архитектуру.

Большой интерес для нас представляют старые английские кладбища 19-го века, одно из таких — Норвудское кладбище. Некрополь интересен своими старинными памятниками. По задумке именитого английского архитектора сэра Уильяма Тэйта, кладбище проектировалось, как целый город в стиле неоготики. Тему смерти в 19-м столетии сильно романтизировали, о ней писали поэты и писатели, в ту пору люди активно интересовались спиритическими сеансами и мистикой, было модно делать посмертные фотографии покойных. Эта романтика смерти нашла свое отражение в мемориальной архитектуре 19-го столетия. Норвудское кладбище наполнено роскошными склепами, мраморными статуями ангелов размером с человеческий рост, красивыми часовнями и мавзолеями. Всё это мемориальное великолепие поражает сознание и по сей день. Особо примечательные постройки на Норвудском кладбище - это православный некрополь, построенный греками. Одна из самых статных построек на греческом некрополе — мавзолей греческого купца Вальяно. Не менее интересен мавзолей английского бизнесмена, изобретателя керамики сэра Генри Доултона. Эксперты считают, что в настоящее время на Норвудском кладбище собрана лучшая коллекция надгробий в викторианском стиле.

Неоклассицизм в мемориальной архитектуре.

Архитектурный стиль неоклассицизм можно распознать по таким чертам, как четкое соблюдение пропорций, симметричность, колонны, прямые линии. Стиль неоклассицизм зародился в Европе 18-го века, он берет свое начало в античной архитектуре. Описать этот стиль тезисно можно такими словами, как возвышенность, прямолинейность, легкость, торжественность и вместе с тем некоторая вычурность. Неоклассика стала весьма популярна в мемориальном строительстве второй половины 18-го века.

Увидеть всю красоту мемориальной архитектуры можно на Введенском кладбище в Москве, в народе его называют немецким кладбищем. На Введенском погосте похоронены многие знатные немцы, которые имели свое дело в дореволюционной России. Среди них — Эйнемы, которым некогда принадлежала шоколадная фабрика в Москве, ныне известная нам, как “Красный октябрь”, здесь же погребен известный аптекарь Карл Феррейн, ему принадлежала та самая аптека на Никольской улице.

На Введенском кладбище можно лицезреть настоящие архитектурные шедевры, наиболее примечателен из них мавзолей мукомольных магнатов Эрлангеров, возведенный по проекту архитектора Шехтеля. Изначально предполагалось, что в мавзолей станет семейной усыпальницей для всей семьи Эрлангеров, но по воле судьбы в нем был похоронен лишь сын мукомольного магната Александр Эрлангер покончивший с собой. Позже семья эмигрировала за границу и тело Александра было вывезено и перезахоронено.

Мавзолей Эрлангеров интересен фреской с изображением Христа-Сеятеля, выполненной по эскизу художника Петрова-Водкина. Полуразрушенный мавзолей был отреставрирован в 1900 году и является действующей православной часовней, в наши дни причислен к объектам культурного наследия федерального значения.

На том же Введенском кладбище находится погребальный склеп семейства Кноп — торговцев хлопком и успешных фабрикантов. Склеп, выполненный в стиле неоклассицизм, напоминает собой древнегреческий античный храм. Имя архитектора, который возвел усыпальницу не известно, однако установлено, что некоторые элементы склепа были выполнены в камнетесной мастерской Ивана Павлова, широко известной в те годы. Главная особенность семейной усыпальницы — необычный фасад, внешне похожий на руины античности. До нашего времени сохранилась старинная статуя Христа, украшавшая склеп Кнопов, выполненная именитым флорентийским скульптором Рофаэлло Романелли. Сегодня точно не известно, кто похоронен в этом склепе, поскольку сам основатель династии и все его дети умерли за рубежом, куда эмигрировали сразу после революции.

В наши дни некогда величественная усыпальница Кнопов находится в плачевном состоянии и нуждается в реставрации - стены склепа покрыты трещинами, крыша практически разрушена, внутри склеп завален строительным мусором. Но несмотря на это, прослеживается прежнее величие и красота постройки.

Мемориальной архитектуре в 18-19 веках уделялось большое внимание, знатные люди подходили к теме погребения своих близких очень ответственно и тратили много сил и денег на возведение склепов, часовен, мавзолеев и фамильных усыпальниц. Некоторые из этих памятников архитектуры дожили и до наших дней, удивляют нас своей красотой и величием.

Материалы подготовлены и предоставлены экспертом-консультантом ТД Маркоффстоун Ольгой  Севостьяновой. Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен и будьте в курсе мемориальной культуры.

Еще больше интересного о мемориальной архитектуре на нашем сайте.