Найти тему

Как чехи решили автопром возродить. Попытка № 2. Avia встает с колен

Фото: Avia Motors s.r.o.
Фото: Avia Motors s.r.o.

Марка чехословацких грузовиков Avia была хорошо известна в СССР. В ту пору эти небольшие грузовички с кабиной ярко-синего цвета массово эксплуатировались в нашей стране. В период с начала 80-х по начало 90-х годов Советский Союз ежегодно импортировал их тысячами. В конце 80-х годов в стране Советов работало уже порядка 45 тыс. грузовиков. Однако с распадом мировой социалистической системы поставки Avia прекратились как в Россию, так и в другие страны соцлагеря.

Фургон Avia А21F – наиболее массовый в СССР
Фургон Avia А21F – наиболее массовый в СССР

Радиотрансляционная установка на шасси Avia А31 в Москве
Радиотрансляционная установка на шасси Avia А31 в Москве

С начала 90-х годов пражский автозавод Avia понес большие потери – объемы производства снизились более чем втрое. Руководство завода искало партнера, с помощью которого можно было бы освоить выпуск новых моделей и выйти на взыскательные зарубежные рынки. Были попытки сотрудничества и с Mercedes-Benz, и с Auverland, правда, без успеха.

В 1995 год Avia вошла в состав южнокорейского концерна Daewoo, благодаря которому удалось запустить в производство грузовики нового семейства. После банкротства в 1999 году Daewoo Avia была воссоздана в 2000 году как самостоятельный бизнес. Увы, для успешной деятельности автомобилестроительного предприятия одного лишь обновления модельного ряда было недостаточно. Если в 1996-1997 годах завод производил более 5000 грузовиков год, то к середине 2000-х годовые объемы упали до 500 единиц.

В 2005 году Avia вошла в состав чешской инвестиционной компании Odien. Однако этот "брак" продлился не долго. Уже в 2006 году Odien продала Avia индийскому автопроизводителю Ashok Leyland Motors. Завод в Праге стал называться Avia Ashok Leyland Motors. Союз с индусами оказался более долговременным, однако в итоге индийское руководство сочло, что дела подразделения Avia Ashok Leyland Motors идут не достаточно успешно, поэтому в 2013 году было принято решение о закрытии завода в Праге и перебазировании технологического оборудования в Индию.

Avia серии D, поставленная в Россию в годы правления Ashok Leyland Motors
Avia серии D, поставленная в Россию в годы правления Ashok Leyland Motors

Но, как оказалось, Avia похоронили преждевременно. Летом 2016 года СМИ Чешской республики раструбили о возрождении национальной марки. За возрождение взялся чешский холдинг Czechoslovak Group (CSG), владельцем которого является оружейный бизнесмен Ярослав Стрнад, выкупивший активы Avia у индусов. Возобновить производство было решено уже на новой площадке. Новый собственник, трезво оценивая рыночные реалии, понимал, что возврата к прежним многотысячным объемам уже не будет. При самом благоприятном раскладе можно было рассчитывать на максимальный выпуск 1000 грузовиков в год. По этой причине прежние мощности, расположенные в Праге, оказались избыточными. Под сборку грузовиков задействовали площади бывшего военного ремонтного завода VOP Prelouc в городе Пршелоуч, также принадлежащие CSG.

Вновь организованное предприятие стало чисто сборочным – на нем выполняется только сварка, окраска и сборка. Прежний владелец Ashok Leyland Motors, закрыв завод в Праге, вывез из него все наиболее ценное, включая технологическое оборудование для производства кабин. Поэтому штампованные детали кабины стали закупать в Индии. Также от сторонних производителей стали поставляться двигатели, коробки передач, мосты, компоненты для изготовления рам и прочие комплектующие.

В производственной программе остались грузовики известной серии D, доставшейся в наследство от Daewoo. Конечно же, модернизированные, в соответствии с требованиями времени. Кабина претерпела фейслифтинг: ей сделали новую пластиковую маску и бампер, установили современную светотехнику. Первоначально в планах производителя было производство машин полной массой от 7,5 до 12 т. Однако, в итоге, все свелось к единственной базовой модели Avia D120 Initia полной массой 12 т в варианте 4х2 и 4х4 с одно- и двухрядной кабиной. Грузовик получил 4-цилиндровый дизельный двигатель Cummins ISB 4.5 стандарта Евро-6, мощностью 180 либо 207 л.с. и 6-ступенчатую ​​механическую коробку передач ZF.

Обновленная Avia D120 Initia. Фото: Avia Motors s.r.o.
Обновленная Avia D120 Initia. Фото: Avia Motors s.r.o.
Интерьер Avia D120 Initia. Фото: Avia Motors s.r.o.
Интерьер Avia D120 Initia. Фото: Avia Motors s.r.o.

Серийное производство модификации 4х2 стартовало в сентябре 2017 года, а в 2018-м начался выпуск полноприводной и двухкабинной версий. Кстати, новое руководство Avia питало надежды, что возвращение на рынок будет позитивно воспринято не только в Чехии и Словакии, но и в других странах, традиционных потребителях этой марки, в том числе, в России. Поэтому, еще до запуска в серию, обновленную Avia D120 Initia презентовали для российских потребителей в конце мая 2017 года на выставке "СТТ-2017" в Москве.

Avia D120 Initia презентовали для российских потребителей в конце мая 2017 года на выставке "СТТ-2017" в Москве
Avia D120 Initia презентовали для российских потребителей в конце мая 2017 года на выставке "СТТ-2017" в Москве

Однако по прошествии двух лет производства все оказалось не столь безоблачно. В странах традиционного присутствия Avia – в Чехии и Словакии, и уж тем более в странах Западной Европы, в условиях жесткой конкуренции со стороны именитых автоконцернов, выйти на запланированный объем производства, увы, не удалось. Да и высококонкурентный российский рынок коммерческого транспорта не сулил радужных перспектив.

В первое время производства на площадке готовой продукции завода Avia даже была видимость хоть какой-то массовости. Фото: Avia Motors s.r.o.
В первое время производства на площадке готовой продукции завода Avia даже была видимость хоть какой-то массовости. Фото: Avia Motors s.r.o.

В сентябре 2019 года руководство Avia объявило об изменениях в производственной программе. В линейке осталась только полноприводная версия Avia D120 4х4 Initia, а заднеприводный вариант снят с производства. Вынужденное решение пришлось принять на фоне крайне низких объемов продаж, а также в связи с тем, что осенью 2019 года вступили в силу новые европейские экологические нормы, которые потребовали вносить технические изменения в конструкцию автомобилей и проводить повторную сертификацию. Все эти обстоятельства требовали значительных инвестиций, что для такого небольшого предприятия, как Avia Motors, стало непреодолимым препятствием.

Avia D120 4х4 Initia с однорядной и двухрядной кабинами. Фото: Avia Motors s.r.o.
Avia D120 4х4 Initia с однорядной и двухрядной кабинами. Фото: Avia Motors s.r.o.

В то же время рынок среднетоннажных полноприводных автомобилей менее конкурентный и здесь Avia со своей моделью 4х4 собиралась побороться. Полноприводный вариант востребован для работы в строительстве, коммунальном хозяйстве и у пожарных. Специально для пожарных и коммунальщиков была разработана 7-местная кабина, позволяющая перевозить боевой расчет либо бригаду рабочих. Кстати, о востребованности полноприводной Avia еще в 2018 году говорил генеральный директор Avia Motors Мартин Шустек: "Мы планируем, что около 30-40% процентов нашей продукции в этом году будет в исполнении 4x4".

Тогда же, в 2019 году, чешский автопроизводитель объявил о том, что сфокусируется на новых проектах. На тот момент велись переговоры о расширении производственной программы в части компонентов для сторонних автопроизводителей. Еще одно перспективное, как тогда казалось, направление– электромобили. В конце 2010-х годов руководство Avia вело активный поиск партнеров по производству коммерческих электромобилей легкой и средней категории, поскольку у Avia уже был опыт такого сотрудничества. В конце прошлого десятилетия в партнерстве с британской компанией Smith выпускались электромобили на шасси Avia серии D, нашедшие применение как на британском, так и на американском рынках.

Встреча прошлого и настоящего Avia. Фото: Avia Motors s.r.o.
Встреча прошлого и настоящего Avia. Фото: Avia Motors s.r.o.

Как обстоят дела с производством Avia на сегодняшний день? Увы, все громкие заявления о возрождении национальной марки, о выходе на зарубежные рынки и о производстве электромобилей оказались пшиком. В настоящее время компания предоставляет сервисное и послепродажное обслуживание своим клиентам, занимается мелкосерийным производством автомобилей Avia D120 Initia 4х4 и продажей оригинальных запасных частей.

ШКОДА, КОТОРАЯ НЕ ЗАДАЛАСЬ. ВСЯ ПРАВДА О СЕРИИ 400. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

КАК ЧЕХИ РЕШИЛИ АВТОПРОМ ВОЗРОДИТЬ. ПОПЫТКА № 1. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

КАК ЧЕХИ БУДУТ ДЕЛАТЬ ГРУЗОВИКИ TATRA В СЛОВАКИИ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

ЛЕГЕНДАРНАЯ ЧЕШСКАЯ МАРКА AVIA. 100 ЛЕТ ИСТОРИИ. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Поделитесь своим мнением.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.

Авто
5,66 млн интересуются