ГАЗ-М1 был одним из первых массовых отечественных автомобилей. После начала Второй Мировой войны большая часть «Эмок» пошла на фронт.
Там стало понятно, что привода на одни лишь задние колёса недостаточно для тех дорог (а вернее их отсутствия), по которым приходилось пробираться автомобилям.
Требовалась полноприводная модификация. И такая была. Она называлась ГАЗ-21 (не путать с «Волгой») и представляла собой трёхосный пикап с кабиной и передним оперением, унифицированными с ГАЗ-М1.
Прототипы были готовы и прошли испытания еще в 1936 году, но конструкция оказалась слишком сложной, особенно для военных реалий. Требовался более простой полноприводный автомобиль.
Так в 1938 году появился ГАЗ-61, максимально унифицированный с ГАЗ-М1.
Спустя некоторое время, в 1941 году, он пошёл в серийное производство как ГАЗ-61-73, хотя изначально планировали изготавливать вариант с кузовом фаэтон (ГАЗ-61-40).
В семействе ГАЗ-61 был предусмотрен также пикап ГАЗ-61-415 с отдельной закрытой двухместной кабиной от ГАЗ-М415 и лёгкий артиллерийский тягач ГАЗ-61-417 с кабиной без верха и дверей.
ГАЗ-61-73 стал первым в мире (!) комфортабельным внедорожником с закрытым цельнометаллическим кузовом седан.
Внешне он практически не отличался от заднеприводного ГАЗ-11-73 — модернизированного в конце 30-х годов ГАЗ-М1 с мотором ГАЗ-11.
Разве что посадка была намного выше, все хромированные элементы окрашивались в цвет кузова, а дорожную резину заменили на внедорожную зубастую.
Под капотом находился всё тот же 85-сильный двигатель ГАЗ-11, который объединили с 4-ступенчатой механической коробкой передач от ГАЗ-АА и раздаточной коробкой собственной разработки.
Привод на передние колёса осуществлялся через шарниры равных угловых скоростей Bendix-Weiss.
Естественно, практически все из выпущенных ГАЗ-61-73 отправили на войну. Этими автомобилями пользовались Рокоссовский, Жуков и Конев. Именно в таком автомобиле от осколка снаряда погиб генерал армии Иван Данилович Черняховский.
ГАЗ-61-73 считался настоящим внедорожником, но он всё же представлял собой компромисс, страдающий от недостатков из-за унификаций с дорожным автомобилем.
Колёсная база была слишком длинной, как и свесы кузова, а высокий закрытый кузов слишком сильно задирал центр тяжести, что увеличивало риск опрокидывания.
Всего с 1940 по 1945 год было произведено 6 фаэтонов 61-40, 194 седана 61-73, два пикапа 61-415 и 36 тягачей 61-417. Наработки впоследствии использовались для создания ГАЗ-64.