Повествование о Сююмбике, дочери «врага народа». Глава 17.
Сил у Сююммбике оставалось все меньше. Очень уж она была маленькая ростом и хрупкая. Ела совсем мало, как птичка. К тяжелой работе была не приучена и сильно уставала от каждодневных хлопот. Надо было два раза в день сходить за водой. Сююмбике вставала раньше солнца и, пока деревня еще спала, отправлялась на ближний ключ, вытекающий из обрыва на дне глубокого оврага.
Спуск и подъем к роднику шел наискосок по склону, по прямой просто невозможно было подняться, так он был крут. Наполнив до краев ведра, девочка вздевала их на коромысло, взваливала на плечи и шла к подъему из лога. Нужно было пройти триста двадцать мучительно тяжелых шагов вверх. Особенно трудно приходилось в грязь, ноги скользили и подгибались.
Однажды, ранней осенью, при совершенно сухой погоде, Сююмбике задумалась, споткнулась и упала. Ведра со звоном покатились вниз. Одно ведро, кувыркаясь и бренча, долетело до ручья, вытекающего из родника. Другое застряло прямо на середине склона. Девочка сильно ушиблась, порвала чулок и разбила колено. Первое желание было встать и уйти, пропасть совсем и навсегда.
Как же дети? Они проснутся, а старшей сестры нет. Сююмбике спустилась вниз. Подобрав ведро, стала карабкаться по склону оврага, хватаясь руками за сухую полынь, обжигаясь старой крапивой, колючим чертополохом. Девочка падала на колени, сползала и обратно поднималась, сжав зубы от боли до тех пор, пока не достала скатившееся ведро. После этого случая, она очень осторожно двигалась по горе, больше никогда не падала. Однако, каждый раз, еще долгие годы триста двадцать шагов в гору оставались для нее мукой.
Кроме похода за водой было множество других забот. Несмотря на то, что младшие старались помочь во всем, Сююмбике к вечеру так уставала, что была способна только сказку детям рассказать, и то не каждый день. Часто она не могла уснуть. Во-первых, мучили думы об отце: где он, что с ним, здоров ли. Во-вторых, не давала заснуть боль: болели ноги и руки, ныла спина, низ живота.
Но, как бы там не было, дети не виноваты в том, что с ними нет отца и любящей матери. Им внимание и ласка нужны не меньше, чем еда. Вспомнив о лепешках, Сююмбике замесила тесто, принесла дров, затопила печь. Потянуло дымком, затрещали, разгораясь дрова, сразу в доме стало уютнее. Тут же на кухне появилась Сайда, ведя за руку братика.
- Апа, ты что, стряпать что ли будешь? Что ты стряпать будешь, апа?
- Я напеку лепешек, сестреночка. Потом засуну в печь полную сковороду картошки с гусиным жиром. У нас будет праздник первого снега.
- Правда? У нас праздник? Апай, ты такая хорошая, я так тебя люблю!
Подойдя к старшей сестре, девочка обняла ее за талию, прижалась на мгновение, потом, будто застеснявшись отошла и села на табуретку.
- Совсем отвыкли от ласки, подумала Сююмбике и, взяв младшенького на руки, села рядом.
Так они сидели втроем, молча смотря на огонь, полыхающий в печи, и Сююмбике была почти счастлива. Дети с ней, где-то есть папа, который непременно вернется, только бы дождаться.
Внезапно послышался топот ног на крыльце. В дом вихрем ворвался Ризван в расстегнутом пальто. Снимая сразу валенки, пальто и шапку он восторженно кричал.
- Апай моя! Только послушай, что сегодня случилось. Сижу я у порога, положил на пол тетрадь, карандаш, приготовился к уроку. Вдруг в класс заходит дяденька, седой такой, хмурый. Посмотрел на меня очень строго. Я подумал: «Все, точно выгонят из школы. Может оно и лучше, сам дома учиться буду. Да и чему тут учиться? Они еще не все буквы выучили, некоторые до десяти считать не умеют.» Дяденька рассматривал меня, а я смотрел на него.
- Уважаемая, почему этот ребенок сидит на полу?
- А, это сын врага народа. Ему нет места в советской школы. Но он сидит тихо, никому не мешает, пусть уж ходит, может чему-то и научится.
- Не пришлось ли тебе читать труды товарища Сталина, уважаемая учительница?
- Читала, вернее читаю, изучаю.
- Если хотя бы ты читала газеты, не говоря уж о трудах товарища Сталина, знала бы, что наш вождь сказал, что дети за отцов не отвечают. Встань мальчик! Иди сюда, садись на парту у окна. Это теперь твое место.
Продолжение. Начало читайте здесь: Глава 1
Продолжение читайте здесь: Глава 18.