Наша страна, в эпоху первых пятилеток, помимо грузовиков, нуждалась и в легковом транспорте. Необходимо было возить начальство разного ранга, да и зарождающаяся служба такси, постепенно вытесняющая извозчиков, требовала машин. В качестве прототипа первого советского легкового авто была взята американская модель Ford Model A Standard Phaeton.
Разработку автомобиля поручили конструкторам недавно построенного Горьковского автозавода. Как и в случае с «полуторкой» наши инженеры использовали творческий подход. То есть, не слепо копировали американскую модель, а взяв от неё все лучшее, немного изменили адаптируя под местные условия эксплуатации. Проще говоря, упростили сложные в изотовлении детали и выбросили всякие буржуазные излишества. Но усилили сцепление и картер двигателя.
Внешне от американского оригинала ГАЗ-А отличался оформлением передней части, маска радиатора имела упрощенную форму, не было декоративной решетки. Передняя часть очень напоминала «полуторку». Советский 4-дверный фаэтон получил верхнеклапанный 4-цилиндровый мотор мощностью 40 лошадиных сил и 3-ступенчатую коробку передач. Машина могла разгоняться до 113 км в час, что считалось вполне приличной скоростью для начала 30-х годов.
Первые два автомобиля ГАЗ-А сошли с конвейера Горьковского завода 8-го декабря 1932 года. Мощностей у предприятия не хватало, поэтому со следующего 1933-го года пришлось организовать параллельное производство в Москве на заводе КИМ. Всего этими двумя предприятиями до 1936-го года было выпущено 41 917 автомобилей этой модели.
Машины в первую очередь поставлялись в Красную армию, где использовались в качестве штабных и командирских. Поступали они в различные учреждения и ведомства. Там ГАЗ-А стал служебным транспортом. В Москве, Ленинграде и других крупных городах в те годы организовывались первые службы такси, советский фаэтон появился как нельзя кстати.
К сожалению, наши конструкторы, дорабатывая американский прототип, изначально не устранили существенный недостаток оригинала. Автомобиль не имел закрытого кузова что очень раздражало пассажиров и водителей, зимой и летом они были доступны всем ветрам. В регионах с теплым климатом это можно было как-то пережить, но вот в Москве, Ленинграде, а тем более в Сибири зимой, кататься на такой машине было некомфортно.
В итоге, в 1933 году вышло постановление Совнаркома обеспечить советские машины закрытыми кузовами. Так появился ГАЗ-6, о котором мы уже рассказывали, и пикап с кабиной от грузового ГАЗ-АА под названием ГАЗ-4 грузоподъёмностью до 500 кг. Специальная модификация для такси ГАЗ-А- Аремкуз выпускалась с 1934-го года. На базе ГАЗ-А создавались даже легкие броневики Д-8 и конечно кареты скорой помощи.
ГАЗ-А к середине 30-х уже морально устарел. Разработка более современной «Эмки», пришедшей ему на смену, началась уже в 1933-ем году. Через 3 года ГАЗ-М1 сменил ГАЗ-А на конвейере Горьковского завода. К 1940-му году «Эмка» полностью вытеснила старичка с улиц Москвы и Ленинграда. В провинции редкие ГАЗ-А можно было встретить и в первые годы после войны, но и оттуда они в скором времени ушли в прошлое.