Найти в Дзене
Италия для меня

Рафаэль Санти. Отличие авторского стиля от других Титанов эпохи Возрождения

Оглавление

Рафаэль Санти - один из трех титанов эпохи Ренессанса наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Один из самых известных, прославленных и богатых художников и архитекторов эпохи Возрождения.

Несправедливо короткий земной путь был отмерен этому итальянскому гению, всего 37 лет. Он был самым молодым из "Большой Тройки Возрождения", но и ушел очень рано. К счастью, несмотря на это, творческое наследие Рафаэля Санти огромно. Он считается одним из самых продуктивных художников своего времени и не только. Одна только галерея изображений Богоматери с Младенцем насчитывает более 40 образов.

В чем своеобразие авторского стиля Рафаэля Санти-художника? Что отличает его картины от своих гениальных современников - Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти?

Рафаэль - великий мастер синтеза

С самого раннего детства Рафаэль впитывал как губка и заимствовал для своих работ все штрихи художественного почерка своих учителей, а позже своих великих современников: композиционные особенности, анатомию человека, механику движений, ритмический рисунок.

Он этого особенно и не скрывал, и не стыдился. Во-первых, он был самый младший и имел на это право. Во-вторых, им двигало желание совершенствовать свои умения. В третьих, он искал себя и свой стиль, жадно выискивал ориентиры, которые бы задали правильный вектор его таланту.

Тут же после изучения работ мастеров Рафаэль Санти часто или писал копии, или похожие картины в подобной технике.

Картины "Обручение Девы Марии". Слева - Рафаэля Санти, справа - Пьетро Перуджино
Картины "Обручение Девы Марии". Слева - Рафаэля Санти, справа - Пьетро Перуджино

Пьетро Перуджино - первый учитель Рафаэля - очень быстро понял масштаб способностей Санти, и их сотрудничество продолжалось уже как сотрудничество двух талантливых художников, а не как учителя и подмастерья. Мастерство Санти постепенно превзошло мастерство Перуджино. Он отправился в самостоятельное плавание. На приведённых выше картинах Перуджино и Санти с одинаковым сюжетом "Обручение Девы Марии" превосходство мастерства Рафаэля налицо: более чёткая перспектива - здание помещается целиком, площадь стремительней уходит в глубину, нет некоей скученности и тяжеловатости, как у Перуджино, более динамичные фигуры, уход от вертикали в изображении людей - верхние части фигур немного отклоняются. Все более гармонично и естественно. Эта гармоничная естественность будет сопровождать Рафаэля в его творчестве всю жизнь.

Леонардо да Винчи льстило внимание и восхищение молодого художника. Он был совсем не против научить и поделиться опытом.

-3

Например, после изучения картины Леонардо "Джоконда" Рафаэль написал портрет "Немая", где прослеживается сходство в технике и стиле с картиной "Мона Лиза". Та же поза, оборот в три четверти, разделенные на прямой пробор волосы, скрещенные руки – правая поверх левой. Ученик создал некое подражание величайшему творению своего учителя.

Микеланджело же относился всю жизнь высокомерно и надменно к Рафаэлю. Да, последний, действительно, тайно проник в Сикстинскую капеллу, когда Буонарроти там не было, и изучал его фрески, после чего мастерство молодого художника возросло в разы. Но и не признать талант Рафаэля Микеланджело тоже не мог. Хотя и считал всю жизнь, что ему самому равных быть не может.

От каждого мастера Рафаэль брал определенные штрихи, вплетая их в узор собственного индивидуального стиля.

"Жизнеописание" Джоржо Вазари

Джоржо Вазари - итальянский живописец и писатель, основоположник современного искусствознания, современник Санти, автор знаменитых «Жизнеописаний» очень подробно изучавший биографию и творчество гениальных художников эпохи Возрождения, сделал вывод, что все достижения Рафаэля Санти стали возможными благодаря упорному непрекращающемуся труду, врожденному таланту, усердию, с которым художник изучал работы великих современников.

Заимствование стиля учителей и гениальных современников ничуть не умаляет величие Рафаэля Санти как художника. Когда в творчестве используются много достойных образцов, в итоге создается свой уникальный и неповторимый стиль, и уже он сам становится образцом для подражания у других. Возможно, эта формула не для всех, но у Рафаэля получилось именно так.
Рафаэль Санти. Святой Себастьян
Рафаэль Санти. Святой Себастьян

Характер - вторая натура

На авторский стиль Рафаэля в живописи не мог не оказать влияние и его характер. Добродушный, воспитанный, общительный, отзывчивый, спокойный, всегда окруженный друзьями, учениками и единомышленниками, Рафаэль Санти отличался от вспыльчивого и высокомерного затворника Микеланджело и независимого и избирательного в общении Леонардо.

Как следствие, живописные работы Рафаэля Санти отличает сбалансированная манера письма, спокойные размеренные образы, мягкие формы, рассеянный свет, округлые очертания.

Для полотен Рафаэля характерно изящество рисунка, мягкая экспрессия. Все удивительнейшим образом располагается на своем гармоничном месте. Эта творческая мягкость сопутствует Рафаэлю почти всегда.

Некоторые критики отмечают, что в работах Санти нет крайностей. Но другие как раз видят в этом сильную сторону его творческого стиля: легкость, свежесть, ненавязчивость при великолепии общей картины изображения.

Рафаэль Санти. Мадонна с гвоздикой
Рафаэль Санти. Мадонна с гвоздикой

Картины и фрески Микеланджело это всегда энергетический взрыв! Ещё немного - и рванет. Не медли. Делай, что должно.

Художественные шедевры да Винчи - интеллектуальны и загадочны. Человек-это космос, разгадайте его, если сможете. И вот мы уже не один век разгадываем улыбку Моны Лизы. Он и пишет то редко, но метко. Леонардо - космос идей, гигант, мыслитель, ученый и изобретатель, в первую очередь. Каждое его художественное произведение несет эту печать личности художника.

Если творчество Микеланджело Буонарроти ассоциируется с мощью, художественные шедевры Леонардо да Винчи с интеллектуальной сложностью, то гениальные работы Рафаэля с гармонией.

Критика Рафаэля Санти

Некоторые искусствоведы и критики недооценивают творчество Рафаэля в сравнении с двумя другими Титанами эпохи Возрождения: выделяют некоторую поверхностность в изображении фигур на полотнах, отсутствие глубины, чуть ли не "слащавость". Якобы Рафаэль пишет хоть и свежо, но просто и однозначно, стремится к красивой но условной форме, которая быстро восхищает и становится модной, но и быстро вызывает спад интереса.

Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна
Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна

Таких меньшинство. Для большинства людей Рафаэль Санти - величайший художник всех времен и народов. Его творчество выдержало уже проверку несколькими веками. Одна только Сикстинская Мадонна чего стоит! Он с гениальной непринужденностью подчеркивает небесную красоту и одухотворенность Мадонны и других святых. Кроме того, картины Рафаэля показывают человека во всей его сущностной полноте. Именно Рафаэль заложил основы портретной живописи последующих столетий.

Стиль Рафаэля индивидуальный, известный своей гармоничностью, прозрачностью, ясностью, насыщенным цветом, непринужденной композицией и величием.

А вам нравятся великие полотна Рафаэля Санти?

@Виктория Мухурова

Поставьте отметку "нравится", чтобы статью увидело больше людей 👍

Подписывайтесь на этот канал