Давайте, мои читатели, окунемся в старый, добрый 1970 год. В СССР еще идут косыгинские реформы, социализм победил, хотя обещанный коммунизм к 1980 году что-то не строится. Застой еще не начался. Но второй выходной уже дали, хотя «черные» субботы периодически еще случались.
В магазинах реально стали появляться товары, так сказать, народного потребления. Конечно, с некоторыми особенностями и не всегда с широким ассортиментом. Но жизнь была прекрасна, а будущее известным и наперед определенным, как говорила одна из героинь фильма «Москва слезам не верит»:
«…сначала будут копить на телевизор, потом холодильник купят. Все как в Госплане на 20 лет вперед расписано…»
А еще можно было встать в очередь на машину и через некоторое время ее купить, собрав к этому моменту определенную, довольно приличную сумму денег. 1970 год интересен тем, что в этом году начался выпуск ВАЗ-2101, знаменитой «копейки» - весьма популярного народного автомобиля.
Интересно, а сколько надо было приготовить покупателям, чтобы обзавестись продукцией лучшего в мире автопрома?
ЗАЗ-965 или, в просторечии «Горбатый» стоил около 3 000 рублей. За эти деньги счастливые покупатели получали замечательную малолитражку, с минимальным количеством приборов. радиоприемника, насколько я помню, в «Горбатом» не полагалось.
И вообще он был предельно аскетичен. А на задний диван надо было еще забраться и поместиться.
Впрочем, это не мешало счастливым обладателем этой малолитражки отправляться «на дачу», забравшись в машину по семь-восемь человек, взрослых и детей.
Как помещались – не спрашивайте, повторить это по нынешним временам получится не у каждого.
Новые «Жигули» стоили около 5500 рублей.
Понятное дело, что эта машина была, скажем так, гораздо удобнее. Недаром она стоила почти в два раза дороже «Горбатого». И в обслуживании она была проще и приятнее. «Копейки» первых серий вообще были очень неплохие машины, которые прослужили своим владельцам не один десяток лет.
Были еще «Москвичи», но самым топом отечественного автопрома «для людей» была «Волга». На тот момент – ГАЗ-21. Потому что ГАЗ-24 хоть уже и начали выпускать, но, например, в 1969 году их изготовили 315 штук, что, конечно, в масштабах огромной страны было совершенно «ни о чем». Не до мелочей было нашему производству.
Напомню, что главной задачей всех крупных предприятий было укрепление обороноспособности, а всякие «вторые производства» гражданской продукции – финансировались и развивались в лучшем случае во вторую очередь. Стоила «Волга» ГАЗ-21 «всего» 8500 рублей…
В общем, машины в СССР были. Правда, стоили они дорого и пойти в магазин и купить их было нельзя. Сначала – очередь.
А что в это время было на загнивающем Западе, в Америке, которая скоро должна была развалиться?
Там, к примеру, за 4 800 долларов или, в переводе по тогдашнему самому правильному и точному советскому официальному курсу валют 90 копеек за доллар – за примерно 4300 рублей можно было купить скромную «малолитражку» Chrysler Town & Country. Выглядела она вот так:
Двигатель всего навсего 300 лошадей, кожаные диваны для 8-9 человек, причем не сидящих друг на друге – в этой огромной машине реально 9 посадочных мест было. Ах да, а еще в ней был кондиционер и круиз-контроль. В 1970 году.
И стоила эта машина хоть и дороже «Запорожца», но дешевле «Жигулей» и в ДВА раза дешевле «Волги», при этом будучи, скажем так, круче по всем параметрам.
Если вам кажется высокой цена на » Chrysler Town & Country, то можно было купить, например, Plymouth Fury 1971 Station Wagon.
Эта машина была, скажем так, попроще. И стоила около 3000 долларов, то есть – даже дешевле – на уровне «Запорожца». Но при этом тоже была огромной и удобной.
И это не говоря уж о всяких «Кадиллаках» и «Линкольнах». Например, вот таких:
Этот Lincoln Continental выпускался немного позже, но тоже стоил дешевле "Волги", если верить валютным курсам :)
И что тогда получается? То ли что-то не так было с ценами в самой справедливой стране мира, то ли что-то не так было с курсами валют. То ли что-то не так было с выпуском, так называемых, товаров народного потребления, то есть с «потребительской экономикой», основой основ любой экономики мира.
Но сейчас мне в комментариях расскажут, что это не главное. «Главное – была уверенность» и вообще «лучше расскажи, что сегодня творится». Вот только надо понимать одну простую вещь – то, что получилось сегодня, уверенно и плавно вытекает из того, что было тогда – в 1970-м. Ничего нового то не придумано. Поэтому и так интересно – советское время и его недостатки, а не одни достоинства, которые сейчас так принято выпячивать.
--------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.