Найти тему
Блог студии Снегири

Гид по персонажам: как придумать и развивать героя в истории

Оглавление

Спор о том, что важнее - герой или история идет постоянно. Создатели полного метра чаще склоняются к тому, что главное - это история, а авторы сериалов - герой.

Так или иначе, сюжеты часто повторяются, и чтобы они не стали предсказуемы и скучны зрителю, на помощь приходит разнообразие персонажей.

Именно благодаря актуальности и современности персонажа историю становится интересно смотреть. Как создать персонажа, который будет делать вашу историю оригинальной и двигать вперед, и пойдет речь.

007: Спектр ( 2015 )
007: Спектр ( 2015 )

Функция героя

В основе каждой истории лежит 2 формальных составляющих:

  • Сюжет - последовательность событий
  • Герой - последовательность действий, реакций, эмоций

Функция героя - помочь зрителю включиться в повествование, испытать сопереживание, симпатию - весь спектр эмоций, который несет ваша история

Зрителю интересно наблюдать как персонаж выходит из тех или иных ситуаций на пути к своей цели.

Даже если подсознательно зритель чувствует, что герой победит, ему интересно знать как именно это произойдет.

Как создается герой?

Герой - это тот, кто действует и принимает решения. Он все время находится в точках выбора: решает как преодолеть ту или иную трудность и каким путем идти.  В этих точках выбора происходит раскрытие характера персонажа.

В точках выбора раскрывается образ персонажа

Ваша задача не просто придумать персонажа, ваша задача его увидеть. Увидеть - значит заметить, найти где-то в информационном поле, которое вас окружает.

Создание, придумывание само по себе сбивает с толку. Автор начинает выискивать критерии, архетипы и получается совсем неинтересный, механичный герой.

Персонаж должен быть из нашей жизни, его нужно зафиксировать как единицу реальности.

А уже дальше, отталкиваясь от основы, использовать различные инструменты скульптурирования персонажа: гиперболизировать какие-то черты, опираясь на архетипы, менять его особенности согласно выбранному жанру.

Нельзя начинать писать по учебнику

Литература важна для систематизации знаний и развития того, что вы создаете.

Сначала идет ваша идея и герой, а потом его проработка с помощью теории. Не меняйте порядок действий.

В качестве прототипа вашего персонажа выбирайте кого-то из близких, друзей - человека, которого вы хорошо знаете. Также, это может быть известная личность или кто-то, кто встретился вам случайно и образ этого человека засел в вашей голове. Важно, чтобы вы отталкивались от реального примера, а не абстрактной болванки, составленной по какому-нибудь учебнику.

Героя нельзя создавать в отрыве от мира, в котором он окажется.

Мир, который вы создаете, и герой, который в нем окажется - это одно целое

Помести мы какого-нибудь успешного известного персонажа в другую среду и не факт, что получится что-то интересное.

Поэтому создавая ансамбль персонажей сразу же думайте о локации, в которой он будет существовать.

Есть такое понятие как картонный (пластиковый) герой. Это такой герой, которого вы можете описать одним-двумя словами. Полицеский, бомж, студент, прохожий, бабушка у подъезда. Это персонаж-функция, которого можно задействовать в одном или нескольких эпизодах, но не более. Для такого персонажа не нужно прописывать родословную, его привычки и т.д. Достаточно пары слов.

Но если так работать с образом главного героя - получится картонная (пластиковая) маска.

Кинематографичность героя

Когда работаете с характеристиками героя, не уходите в бытоописание, расставляйте акценты на тех чертах и особенностях героя, которые будут работать в истории, которые можно показать.

Делайте выбор в сторону того, что можно наглядно показать визуальными средствами

Каждый герой – это в первую очередь человек.

Зритель, знакомясь с историей и персонажем,  должен забыть, что смотрит кино или сериал, и переживать за родного себе человека.

Любая история - про человека, даже если она метафорична.

Помочь  разобраться в том, что внутри нас и как устроены люди, с которыми вы взаимодействуете, могут книги по психологии и философии.

Мальчишник в Вегасе 2 ( 2011 )
Мальчишник в Вегасе 2 ( 2011 )

Ансамбль персонажей

Так же, как взаимосвязаны  герой и локация, должны быть связаны с главным героем все остальные персонажи.

Участники ансамбля:

  • Протагонист - главный герой
  • Антагонист - тот кто противостоит и мешает главному герою. Антагонистов может быть несколько или эту рольк могут выполнять антагонистические силы - силы природы, политические режимы, социальные явления и т.п.
  • Конфидент - персонаж, с которым главный герой может поделиться своими планами или эмоциями. Иногда конфидентом выступает зритель, когда в фильме используется голос за кадром. Роль конфидента - быть ушами зрителя, знать, что планирует герой и иметь возможность предвкушать опасности и другие сюжетные ходы, сопереживать герою.
  • Второстепенные персонажи - мотивируют или наоборот мешают главному герою. Их тоже нужно подробно расписать и самое главное, знать, для чего именно они нужны, зачем выполняют то или иное действие.

Тайна главного героя

Тайна - это важный инструмент сценариста.

Это то, что известно только зрителю и главному герою.

И для персонажа - обнаружение секрета вопрос жизни и смерти.

Как сделать персонажа живым?

Чтобы герой получился живым и ярким, посмотрите на него детально. Чем он занимается, когда стоит в очереди: уткнулся в телефон, читает книгу, глазеет по сторонам, заговаривает с соседом? Нужно всегда представлять, чем занимается ваш герой.

Вкладывайте в героев то, что по-настоящему волнует вас или может волновать других людей: сомнения, страхи, комплексы, темные мысли.

Прорабатывайте детали

Вспомните персонажей других фильмов или сериалов, которые вас поразили, за которыми хотелось наблюдать. Выпишите все то, что вас в них привлекло, их черты характера и решения, объясните себе, почему вам интересен такой персонаж.

Аргументируйте все качества, которыми наделяете героя.  Характеристики всегда должны проявляться в кадре.

Если ваш персонаж добрый, в чем проявляется его доброта? Что видит в кадре зритель?

Три пути отношения зрителя к герою

Важно, чтобы зритель испытывал чувства к герою, которого вы создаете, есть три распространенных варианта:

  • Герой отчасти или полностью напоминает зрителю самого себя. Он повторяет архетип смотрящего, его черты или отношение к чему либо.
  • У персонажа есть что-то, чего бы хотел зритель. Например, умение вести себя в определенных ситуациях, отсутствие черт, которые зрителю не нравятся в себе. Это герой, на которого зрителю хотелось бы быть похожим.
  • Герой не похож на зрителя, это неожиданный для него персонаж, которого зритель хотел бы встретить в своей жизни. Или, допустим,  если это врач, именно к такому врачу зритель бы хотел попасть.
Мама! (2017 )
Мама! (2017 )

Ошибки при создании героев

Одна из самых распространенных ошибок  – идеальный главный герой:   за здоровьем следит, уважительно общается со старшими, внимательно слушает собеседника, бабушек через дорогу переводит и так далее.

Идеальных людей в жизни просто не бывает. Это неправда.

То же самое происходит с характером антагониста. Время однозначных злодеев, которые делают что-то плохое просто «потому что», прошло.

Когда все герои неоднозначные, в них есть что-то хорошее и что-то плохое – за такой историей гораздо интереснее наблюдать. Она больше похожа на реальную жизнь.
  • Персонаж, который плывет по течению: куда история толкает, туда и двигается. Главный герой, который не управляет историей и не действует - не интересен.
  • Излишняя помощь герою со стороны сценариста: Герою всячески везет или у него сразу появляется очень компетентный советчик, который его наталкивает на правильные решения и помогает быстрее двигаться к цели. Когда герою все легко дается - история становится скучной.
  • Автор жалеет своего героя, не выводит на крайние ситуации, не обостряет их. Что-то неприятное случилось, а сценарист быстренько придумал, как выйти из ситуации,  чтобы всем хорошо. Когда все гладко и хорошо вовлечения зрителя не происходит.

Историю, в которой герою всегда автоматически везет - неинтересно смотреть, неинтересно ею жить и неинтересно ее придумывать

Есть еще одна большая ошибка, которую допускают начинающие сценаристы, стремящиеся создать зрелищное кино.

  • Сценарист заставляет героя делать то, что нужно ему. Он уже придумал какие-то сюжетные точки, например, что было бы интересно посмотреть на героя, когда он делает что-то в бассейне. И вот он всячески в этот бассейн его пытается отправить. Но ни по логике происходящего, ни исходя из мотивации героя никакого бассейна быть не должно, а герой должен быть в другом месте и заниматься другими вещами.

Тем не менее у сценариста есть идея эффектной кинематографичной сцены и вот он всячески заставляет героя зайти в бассейн.

Такие вещи выглядят натянуто и мешают нормальному развитию истории.

Как заставить героя действовать

Герой должен победить в финале за счет своих действий. Не с помощью поддавков или случайных совпадений, а только за счет того, что он взял и сделал\не стал делать что-то.

Три приема заставить героя действовать активнее

  1. Ограничить время: герою нужно успеть сделать что-то  до определенного момента, например, обезвредить бомбу, потому что часовой механизм сработает через два часа, доехать до аэропорта за 15 минут, потому что любовь всей его жизни улетает навсегда и так далее. Любое событие, которое непременно произойдет и сжатые временные рамки заставят персонажа активно действовать, причем он сможет делать то, что никогда не сделал бы в комфортной ситуации.
  • Повысить ставки: сделайте так, чтобы бездействие привело к гибели героя (не обязательно физической). Чем серьезнее выполнение цели, моральный выбор и так далее скажутся на будущем героя, тем выше ставки.
  • Сжигать мосты:  Мешать герою вернуться назад, к тому что было, лишайте союзников, близких и так далее. Это сделает героя более слабым, но вынудит себя проявлять.

Основа в создании персонажа

Пять основных факторов, которые вы должны знать о персонаже:

  • Физические характеристики: пол, возраст, рост, вес, внешние особенности (шрам Гарри Поттера, хромота Доктора Хауса).
  • Социология: к какому социальному слою относится герой. Сюда входит образование, профессия, доход, семья, религия (если необходимо упоминание религии в вашей истории).
  • Психология:  какие есть установки, темперамент, отклонения, расстройства, особенности, комплексы, страхи. Все это о своем персонаже нужно знать.
  • Прошлое:  что происходило до того, как зрители увидели героя на экране. Но вам важно знать только то, что теперь влияет на его поведение, мотивацию, реакции, цели. Так же прошлое может вам помочь создать дополнительные препятствия - скелеты, секреты, которые персонаж может скрывать.
  • Мотивация персонажа: зачем он совершает то, что совершает. Ей посвящен следующий параграф.
Сценарист в любом случае знает о своих персонажах больше, чем зритель.

Это знание он должен преобрести как можно раньше.

Мотивация героя

Есть внешняя и внутренняя мотивация.

  • Внешняя - это физическая цель: стать самым известным поваром в России, оставить наследство семье, потому что у героя обнаружили рак и т.п.
  • Внутренняя - это ответ на вопрос, зачем герою нужно достичь цели: повысить самооценку, стать благородным. Ответы на те вопросы, которые герой задает сам себе.

Внутренней мотивации может не быть, если жанр, который вы выбрали, не требует того: не факт, что в боевике обязательно копаться во внутреннем мире героя, многое зависит от вашей идеи.

Основные формы мотивации

  • Выживание -  герою угрожает смерть, не обязательно в прямом смысле слова.  Для кого-то увольнение, расставание, проигрыш на матче равносилен смерти.
  • Спасение семьи, близких - члену семьи угрожает опасность и герой должен помочь им.
  • Защита – герой должен защитить себя, семью, дом, город, страну, президента. Кроме него этого никто сделать не может. На этом построены многие истории про супергероев.
  • Поиск своих – герою нужна любовь, продолжение рода, ученик, круг единомышленников и вокруг этих поисков может быть построена история.
  • Месть – месть за семью, за себя, за любовь.
  • Статус - это то, как ощущает себя человек и то, как к нему относятся. Соответственно, у героя может быть мотивация свой статус повысить или, например удержать, если он под угрозой
сериал "Флэш" ( 2014 - )
сериал "Флэш" ( 2014 - )

Задача любого элемента сценария - двигать историю вперед. И именно действия героя играют решающую роль в выполнении этой задачи.

Наделите героя убедительной и мощной мотивацией, задайте правильные цели, установите взаимосвязь всех героев и событий, которые встречаются на пути протагониста, убедитесь, что персонаж не оторван от реальной жизни, а путь героя интересен или близок вам и потенциальному зрителю. Используйте этот материал, как чеклист для проверки и дерзайте.

Больше материалов:

Фильммейкер: почему вокруг все что-то снимают? >>>>>

22 правила повествования студии Пиксар >>>>

Базовый курс сценаристов cтудии Снегири, что это такое? >>>>

Что запрещено показывать в кино? >>>>

Материал студии Снегири.