Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала. В этой статье поговорим про такую технологию, как виртуальная сцепка, которую сейчас активно продвигает ОАО «РЖД» для использования на особо грузонапряжённых участках железнодорожной сети нашей страны, один из примеров - Транссибирская магистраль.
Сейчас безопасное расстояние между поездами обеспечивается при помощи автоблокировки. Перегоны поделены на блок-участки, длиной от 800 метров до двух с половиной километров. По одному блок-участку может двигаться лишь один поезд. Въезд на блок-участок ограждён проходными светофорами.
В наше время используется трёхзначная и четырёхзначная автоблокировка. При использовании последней имеем следующую картину:
- Зелёный огонь - впереди свободно три и более блок-участка
- Зелёный и жёлтый огни - впереди свободно два блок-участка
- Жёлтый огонь - свободен один блок-участок
- Красный огонь - следующий блок-участок занят, движение запрещено
При трёхзначной автоблокировке всё тоже самое, только нет зелёного и желтого. А один зелёный, в свою очередь, говорит о том, что свободно как минимум два ближайших блок-участка.
Эта сигнализация также дублируется на АЛС (Автоматическая локомотивная сигнализация). Сами показания сигналов на АЛС немного отличаются, однако суть остаётся той же.
Наблюдая за сигналами, машинист, исходя из текущей ситуации на перегоне, движется с такой скоростью, чтобы была возможность остановиться в случае занятости следующего блок-участка и запрещающего сигнала на проходном светофоре соответственно.
В чём суть виртуальной сцепки и плавающего блок-участка?
Если автоблокировка в нынешнем виде завязана на блок-участках и их занятости, то под плавающим участком понимается, что поезд движется за следующим поездом на каком-то конкретном удалении. Всё дело в том, что длинные грузовые поезда могут занимать больше одного блок-участка.
Соответственно, расстояние между поездами получается куда больше, чем необходимая безопасная дистанция. То бишь, плавающий блок-участок позволяет уменьшить расстояние между поездами до безопасной дистанции, убрав лишнее расстояние. А это самое лишнее расстояние позволит пустить больше поездов по перегону. К слову эта технология уже применяется на МЦК, где интервалы движения «Ласточек» составляют около пяти минут.
Сейчас грузовые поезда по Транссибу движутся с интервалом 10-15 минут. Планируется уменьшить этот интервал до 5 минут. Однако тут всё не так просто. Во-первых, увеличение количества поездов потребует большее количество локомотивных бригад. Кроме того, возрастёт и потребность по тяговому энергоснабжению.
Да и смогут ли станции справляться с возросшим потоком поездов и грузов соответственно?
Основной вопрос
Главный вопрос, конечно же, упирается в безопасность. Благодаря данной технологии поезда будут следовать длинной вереницей с интервалом в пять минут. Вот только не стоит забывать, что мы имеем дело не с «Ласточками» с высокими динамическими характеристиками, а с тяжёлыми грузовыми поездами, останавливать и вновь приводить в движения которые - не самая простая задача.
То есть, если «самый первый поезд» начнёт тормозить по каким-то причинам, то незамедлительно нужно будет тормозить и остальным. А ведь потом эту вереницу нужно снова приводить в движение, а если дело происходит на подъёме?
Кстати о подъёмах. Представим и ещё одну ситуацию. Впереди идущий поезд подходит к подъёму и по законам физики, его скорость снижается. За ним тянется и остальная цепочка поездов, которым также необходимо снижать скорость, чтобы выдержать интервал. В итоге к подъёму они подходят со сниженной скоростью и рискуют попросту не «забраться».
В теории это дело решается заблаговременным увеличением интервала перед подъёмом, однако хорошо звучит это только на словах.
В заключение
Так или иначе, виртуальная сцепка - это логичный шаг к будущему железнодорожных перевозок. Однако, как и любая новая технология, она нуждается в «обкатке» и, скорее всего, в дальнейших доработках. Ведь это в любом случае дешевле, чем строить четырёхпутные магистрали.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
Читать далее:
► Что можно бесплатно попросить у проводника, путешествуя в купе или плацкарте? И что лежит в аптечке проводника?
► Вот где был настоящий кошмар, а не этот ваш советский плацкарт! Что такое общий вагон и чем он отличается от плацкарта?
► Локомотив получает ток из контактного провода, а вот куда он его «отдаёт»? Цепь же должна быть замкнута..