В юго-восточной Азии в самом разгаре сезон дождей: бушуют тайфуны, в китайских провинциях бьются тысячелетние рекорды по количеству осадков. Катастрофическая ситуация с наводнениями из года в год повторяется и, конечно же, сопровождается затопленными дорогами и сотнями автомобилей с ДВС, "словившими" гидроудар.
В то же время из городов-миллионников поднебесной приходят кадры с электрическими кроссоверами, смело штурмующими броды. Шноркель больше не нужен?
Теоретически да, у электромотора нет воздухозаборника, ограничивающего глубину преодолеваемого брода, но остаётся вопрос надёжности электрооборудования в глубокой воде – напряжение-то в системе современной "электрички" побольше, чем в любой домашней розетке.
Для проверки безопасности электромобилей китайцы топят их в бродах разной глубины, имитирующих затопленные городские улицы. Правила такой необычной сертификации прописаны в национальных стандартах и зачастую ещё более жестких местных:
В Шанхае электромобиль сперва со скоростью 30 км/ч на 10 минут запускают в бассейн глубиной 15 см, затем со скоростью 5 км/ч ещё на 10 минут в 30-сантиметровый. В Пекине испытание водой начинается сразу с 20 см на скорости 20 км/ч. Многие автопроизводители пошли дальше и начали тестировать свои автомобили чуть не в метровых бродах – к примеру, электромобильный бренд Qichen построил для этих целей на территории завода водоём глубиной 70 см:
Естественно, как и на любой современной электронике, все узлы и агрегаты автомобилей на электротяге сертифицируются по стандарту IP**, созданному международной электротехнической комиссией – первая цифра обозначает уровень защиты от пыли, вторая от воды. Разъём зарядного устройство одного из китайских кроссоверов, изображённый на фото, соответствует уровню защиты IP54, то есть защищён от попадания пыли практически полностью и от брызг воды:
После рекордных наводнений китайские автопроизводители стали серьёзнее относиться к пыле- и влагозащите. Обновлённый в этом году недорогой кроссовер Xpeng G3 (цена около 2 млн. рублей, запас хода под 400 км) первым в Китае достиг максимального уровня защиты от пыли и влаги IP68, а это значит, что как минимум батарея и высоковольтное оборудование защищены от попадания воды на глубине 1 м в течение неограниченного времени: