Когда я общаюсь в кружке по фотографии со своими коллегами, то замечаю, что определение качества света в фотографии туманно и расплывчато.
На прямой вопрос: «на этой фотографии хороший свет или плохой?» – часто не следует внятного ответа.
Как понять: на этой фотографии крутой свет или не очень?
Чаще всего фотограф, которому я задаю вопрос, глубоко задумывается, делает умное лицо, глубоко вдыхает воздух, а затем отвечает что-то вроде «смотря что хотел этим сказать фотограф».
Я считаю, что такой подход к оценке качества света в корне неверен.
Вы можете сколько угодно хотеть рассказывать истории, но качество света от этого меняться не будет. Свет работает всегда одинаково. Есть типовые схемы расстановки искусственных источников освещения, которые дают гарантированный результат, признанный ведущими фотографами мира.
Полагаю, что пора понемногу подходить к самой сути признаков хорошего света. Поможет нам в этом известный немецкий фотограф Юрген Теллер. Он снимал интересные портреты, в том числе таких знаменитостей, как Дженнифер Лоуренс.
Взгляните на это фото. Ну как вам свет? :-)
Я уверен, что у вас в душе негодование. Как это может считаться крутым произведением, если тут явно применена вспышка в лоб, а вокруг головы и туловища нарисовалась глубокая тень?
Подождите негодовать. Фишка заключается в том, что Юрген Теллер берёт за такие съёмки 140 000 евро за съёмочный день! Да-да, вы не ослышались, он берёт сто сорок тысяч евро за фотосессию!
В этот момент ваше отношение к подобным снимкам с позиции «это ужасно» должно перемениться на «это гениально». Я ожидаю щелчка в вашей голове. Поймите мою мысль.
Не поняли? Тогда читайте дальше.
Секрет качества фотографии очень прост. Свет или приносит тебе деньги или не приносит. Если приносит, значит он качественный, если нет, то и суда нет.
Для чего я это рассказал? Для того, чтобы во время обучения схемам расстановки света, использования вспышек или съёмке с естественным освещением вы бы задумывались как с помощью того или иного типа света можно заработать деньги.
Поверьте, очень просто создать фотографию с технически идеальным светом. Но сможет ли она заработать для вас большие деньги – это большой вопрос.
Сейчас такое время, что ценится только продающаяся фотография. С одной стороны это обесценивает все предыдущие изыскания в области света и фотографии. С другой позволяет думать коммерчески и проще обосновывать выбор света.
Поэтому если вас попросят оценить качество света на фотографии, смело задавайте встречный вопрос: «Сколько было заработано на этом снимке?» И если вам ответят, что нисколько, то и рассуждать не о чем.
Потому что фотография с хорошим светом не бывает бесплатной.