Найти в Дзене

"5 пудов любви" Чехова

Оглавление

Обзор пьесы (2009)

                                                        Обложка книги Чехова
Обложка книги Чехова

Работа над пьесой началась в 1895 году в семейной усадьбе Чехова - Мелехово. Описания места действия очень похожи на дачные пейзажи писателя.

Создавая персонажей, автор во многом опирался на биографии своих современников. В произведении присутствуют отсылки на биографии художника Левитана, писательницы Авиловой и знакомой прозаика - Мизиновой.

Личность самого автора нашла отражение сразу в трёх персонажах - Тригорине, Треплёве и Дорне.

"Чайка" относится к реалистическому направлению в литературе. Чехов стремится к достоверному отражению в произведении окружающей его действительности. Персонажи, диалоги и действия прописаны максимально органично. Читатель может поверить, что описанные события могли произойти на самом деле.

Содержание своими словами

Главными героями пьесы являются: Ирина Николаевна Треплёва, её сын Константин Гаврилович, его дядя Пётр Николаевич Сорин, Илья Афанасьевич Шамраев, управляющий, его жена Полина Андреевна, их дочь Мария, Нина Михайловна Заречная, дочь богатого помещика, писатель-беллетрист Борис Алексеевич Григорин, врач Евгений Сергеевич Дорн, учитель Семён Семёнович Медведенко, работник Яков и горничная.

В парке имения Сорина вблизи у самодельного театра беседуют Маша с Медведенко. Она объясняет ему, что носит траур по своей несчастной жизни. Учитель крайне удивлён ей, ведь он бедняк с жалованьем в 23 рубля и живёт рядом с матерью, 2 сёстрами и братом. Он признался девушке в любви, понимая всю её безответность и то, что Маша навряд ли выйдет замуж за нищего неудачника. Вскоре к ним подошел Пётр с просьбой к Марии, чтоб её отец отвязал собаку, которая мешала спать Аркадиной. Она отказалась это сделать, советуя ему лично поговорить с отцом. Затем учитель вместе с Машей ушли. Треплёв готовится к очередному спектаклю, жалуясь при этом дяде на свою судьбу: мать не любит его, ревнуя к успеху Заречной на сцене. Она очень скупая и не даёт ему денег как сыну, имея в наличии целых 70 000 в банке! Ведёт бестолковую жизнь с любовником Григориным. Треплёв считает себя лишним в обществе материнских гостей - артистов с писателями. Григорина он считает хуже Толстого.

Сорин сообщил ему, что всегда мечтал жениться и наконец стать настоящим литератором, но в итоге ему ничего не удалось. Потом явилась Нина, мать которой перед смертью подписала всё своё состояние на мужа, а он женился вновь и теперь мачеха фактически лишила Заречную наследства. Она вместе с отцом не пускали Нину в театр, и ей приходилось прибегать в него в тайне от них. Треплёв сильно влюблён в актрису, которая в свою очередь любит Григорина. Маша же влюблена в Константина тоже безответно. Треплёв не любит театр, так как там нет нужных форм, а Нина замечает, что в его пьесах отсутствуют живые лица.

Он же отвечает ей на это, что надо изображать жизнь именно такой, какая она в наших мечтаниях! Полина Андреевна сетует на лёгкую обувь Дорна, а тот вспоминает, что его 10-15 лет назад очень любили все женщины. Несмотря на это он остался порядочным человеком. В беседе с Аркадиной Шамраев вспомнил про одного чудесного актёра - Павла Чадина. Затем начинают играть спектакль. Треплёв вместе с матерью читает роли из "Гамлета", а Нина в белом платье изображает в результате конец всех жизней живых существ на земле, их слияние духовное в одну общую мировую душу, то есть субстанцию, которая отличается отменной памятью. Затем появляются болотные огни, а вслед за ними и красные глаза врага этой души - дьявола, с которым ей надо бороться. Аркадина назвала пьесу сына декадантской, а эффект красных глаз с запахом серы смешит её. Треплёв приказал завершить спектакль, сильно обижаясь на материнскую насмешку. Она не поняла обид сына, вспомнив своё прошлое, а затем велит Маше найти Константина. Аркадина похвалила талант Нины, считая её достойной столичных театральных подмостков.

Она знакомит Заречную с Григориным, даром которого актриса начинает восхищаться. Он признался ей, что обожает рыбалку, чем сильно удивляет её. Вскоре все расходятся. Перед уходом Шамраев отказался отвязать пса по просьбе Петра, потому что боится кражи проса в своём амбаре. Дорн хвалит дар Треплёва, рекомендуя ему не останавливаться на совершенствовании актёрского мастерства, продолжая изображать самое важное с определённой мыслью и целью. Константин отказался по просьбе Марии идти к матери, и ушел расстроенный ранним отъездом Нины.

Маша призналась врачу, что любит Костю и не знает, как ей быть дальше. Аркадина на площадке для крокета хвалится своей моложавостью Дорну по сравнению с грустной Марией. Она считает себя моложе, так как всегда находится в суете, опрятна и причесана. Затем она прочитала врачу Мопассана, что светские люди не должны баловать романистов, как лабазники воспитывают крыс, что любая женщина должна влюбить в себя мужчину комплиментами и угождениями. Отец вместе с мачехой Заречной уехали в Тверь, и она пришла к Треплёвой радостная, оказавшись в полной свободе на 3 дня.

Аркадина переживает из-за тоски своего сына. Также сильно она беспокоится за брата, потому что врач советует ему бросить курить, а он не хочет, считая Дорна успевшим пожить, а себя ещё даже не начавшим жить по-настоящему! Врач лишь поёт ему в ответ: "Расскажите вы ей, цветы мои". Узнав о приготовлении к отъезду Аркадиной с женой Шамраева в город, он отказывается дать ей лошадей, а она грозит ему уйти в город пешком. В гневе управляющий пригрозил покинуть своё служебное место. Нина поражена всему происходящему, полагая, что желание артистки должны выполнять. Влюблённая Полина Андреевна тщетно говорит с врачом, ревнуя его к Ирине Николаевне.

                                            Иллюстрация к пьесе "Чайка"
Иллюстрация к пьесе "Чайка"

Затем Заречная даёт Дорну цветы, а Шамраева у дома выбросила их, отняв у врача. Треплёв кладёт убитую чайку у ног Нины, обещая ей, что скоро и сам погибнет от безответного чувства к ней. Она изумлена его выходкой. Он ревнует актрису к Григорину, ещё и в связи с тем, что соперник состоявшийся писатель по сравнению с ним. Григорин остался наедине с Ниной. Он записывает для своего будущего рассказа все запоминающиеся ему интересные фразы. Писатель сообщает Заречной про отъезд в столицу с Аркадиной. На её вопрос о его чувствах, будучи известным, он затрудняется что-либо сказать. Нина сильно завидует ему как литератору, считая его вполне счастливым, но беллетрист возразил ей, потому что в сущности занят монотонной однообразной работой. Количество его повестей по заданию издательства всё увеличивается, и потому он вынужден работать без отдыха и продолжать писать подобно безумцу. Читателя прозаик считает недоверчивым, недружелюбным и себя приравнял к подобной публике, даже хуже, нежели Тургенев с Толстым. Он очень не любит в себе писателя, иногда даже не понимая, о чем пишет. Нина же уверена, что Григорин лишь баловень славы, не осознавая до конца собственной значимости и популярности.

Заречная сокрушается тем, что сама не писательница. Услышав про её жизнь на берегу озера, писатель зафиксировал сюжет для рассказа про одинокую девушку, свободную и счастливую словно чайка. Аркадина сообщает прозаику о том, что они никуда не уезжают. В столовой Сорина Маша призналась Григорину, что собралась замуж за Медведенко для того, чтоб навсегда забыть про Треплёва. Они выпивают и писатель говорит, что Аркадина не может остаться здесь из-за сына, грозящего вызвать его на дуэль и пытавшегося неудачно застрелиться. Нина прощается с Григориным. Все они сильно и безответно влюблены как в романе. Аркадина оставляет Сорина дома несмотря на его желание ехать с ней.

Она боится оставлять сына без присмотра. Заречная подарила писателю медальон с надписью страниц 121 и строк 11 и 12 из "Дней и ночей". На просьбу Петра дать деньги Треплёву Аркадина плачет, что у неё не осталось средств. Треплёв просит мать дать денег дяде на жизнь в городе, но она отказывается помогать. Он обещает ей больше не стреляться. Когда их разговор идёт о Григорине, то они ссорятся, так как мать Кости хвалит прозаика, а сына не считает особо талантливым.

В итоги они помирились и сын пообещал ей уладить свои отношения с Григориным, который в это время нашел подаренные ему строки: " Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми её!" Затем Аркадина объявляет всем, что давно в курсе про любовь писателя к Заречной, но всё-равно не желает оставлять его несмотря на мольбы. Шамраев разрешил подать лошадей Ирине Николаевне, прося её узнать об актёре Суздальцеве. На прощание Полина Андреевна даёт Аркадиной сливы, а та в свою очередь - рубль повару. Прятавшаяся в комнате за дверью Нина, оставшись наедине с Григориным, сообщает ему про свой предстоящий отъезд в Москву.

Он просит её там остановиться в "Славянском базаре". Мария вышла замуж за учителя. Будучи дома у Сорина, он просит её поехать к себе домой из-за голодного и плачущего ребёнка, но она отказалась. В итоге Медведенко ушел без жены. Полина Андреевна хвалит очередную рукопись Константина. Он стал публиковаться в журналах, получая за это деньги. Из-за разговора Шамраевой про Машу Треплёв уходит, а она обещает матери разлюбить его после перевода супруга в другой уезд.

Медведенко не уехал к большой досаде любимой жены. Не подали ему лошадей. Везя в кресле Сорина, он жалуется Дорну на бедность, считая его намного богаче себя. Пётр же сетует на свою опасную болезнь, потому что вернулась сестра и хочет подсказать писателю название повести " Человек, который хотел" ( но так и не женился и не стал литератором, не научился красиво говорить, а хотел достичь всего этого!) Врач посоветовал прозаику не опасаться смерти и напомнил про его службу в качестве статского советника на протяжении целых 28 лет. Костя спросил Дорна про лучший зарубежный город. Тот ответил, что это Генуя, так как там можно идти с толпой по ломаной линии. Затем Треплёв рассказал доктору, что Заречная, став актрисой и сбежав из дома, превратилась в любовницу Григорина и родила ему ребёнка, вскоре умершего. Писатель разрывался между Ниной и Аркадиной из-за своей слабовольности. Потом, когда карьера актрисы у неё не удалась, она вернулась в свою провинцию, где вход в дом отца был закрыт. Треплёва она не пускала в гостиницу, посылая ему письма и подписываясь чайкой.

Недавно по его рассказу Заречная вернулась сюда, остановившись на постоялом дворе. Сорин признался врачу, что был влюблён в Нину. Скоро вернулась Аркадина с Григориным, который сильно удивился браку Марии. Писатель объявил Треплёву, как им заинтересованы в столице, принимая там за пожилого автора. Маша просит подать лошадей для супруга, но так как они заняты, то он уходит пешком. Накрыв стол перед ужином, все начинают играть в лото кроме ушедшего Треплёва. Константин в тоске сыграл меланхоличный вальс. Сорин заснул под мелодию. Аркадина сообщила за игрой врачу, что ещё не прочитала рукописей сына. Шамраев просит Григорина забрать якобы заказанное им чучело чайки, которую застрелил Костя. После лото все кроме Треплёва ушли на ужин, свечи в доме погасили. Константин пишет новую повесть, сравнивая свой слог с Григориным. Внезапно вошла Нина, сначала постучав в окно. Костя очень рад её визиту, заперев все двери. Она объяснила, что не пускала его, боясь презрения и ненависти к себе. В рыдании она поведала ему о том, что считает себя чайкой, про грубую жизнь актрисы, особенно когда необходимо ехать в поезде с мужиками в Елец, и про своё радостное прошлое.

В Ельце актрисе надо быть всю зиму. Треплёв же признался, как рвал её фото и проклинал, ненавидел, но всё равно продолжал любить актрису вопреки всему. Он уговаривает Заречную уехать вместе с ним, а она сознаётся, что стала ничтожной и мелочной в своей тоске и ревности, страхе за ребёнка, из-за чего ужасно сыграла на сцене, и о застреленной чайке человеком просто так, от безделья. Теперь Нина считает себя настоящей актрисой, умеющей терпеть, что самое главное на её взгляд. В ответ на это Костя признался, что не знает своего истинного призвания, находясь в хаосе грёз. Перед уходом Заречная просит его посмотреть на неё, когда она будет уже большой актрисой. Нина сообщает про свою любовь к Григорину, вспоминая первую пьесу Треплёва о конце живого и слиянии всех душ в одну.

После её ухода Костя рвёт все свои рукописи. После ужина все вошли в комнату, где они были. Дорна удивляют запертые креслом двери. Шамраев достаёт из шкафа чучело чайки, подавая её удивлённому Григорину. Внезапно все вдруг слышат выстрел, а Аркадину пугают предчувствия беды. Доктор, вернувшись из другой комнаты, объявляет про лопнувшую склянку с эфиром, а отведя в сторону Григорина под предлогом расспроса о его статье с письмом из Америки, говорит правду про случившееся с Константином.

                                    Чехов с труппой актёров после спектакля по пьесе "Чайка"
Чехов с труппой актёров после спектакля по пьесе "Чайка"

Тема пьесы Чехова

Чехов писал о пьесе, что в ней "много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви". Может показаться, что несчастная любовь - это и есть главная тема "Чайки". Но это всего лишь "сюжет для небольшого рассказа" Тригорина, а вовсе не для постановки прозаика. Этот сюжет существует в данной пьесе только как возможность, опровергающаяся всем ходом действия, как своеобразный намёк, кото­рый мог бы осуществиться, но не сбывается.

В тихом мире нежных чувств и мечтаний жили Нина и Константин. Но потом они оба встретились с жизнью, какова она есть на самом деле. А на самом-то деле жизнь бывает не только нежной, но и грубой. "Груба жизнь!" - говорит в четвёртом акте Нина. И в настоящей жизни всё бывает гораздо труднее, чем кажется в юных мечтах.

Искусство казалось главной героине лучезарным путём к славе, прекрасным сном. Но вот она вступила в настоящую жизнь. Сразу же страшный груз упал на её довольно-таки хрупкие плечи. Любимый человек "не верил в театр, всё смеялся над моими мечтами, и мало-помалу я тоже перестала верить и пала духом, - рассказывает Нина Треплёву при их последней встрече. - А тут заботы любви, ревность, постоянный страх за малень­кого... Я стала мелочною, ничтожною, играла бессмыслен­но... Я не знала, что делать с руками, не умела стоять на сцене, не владела голосом. Вы не понимаете этого состоя­ния, когда чувствуешь, что играешь ужасно".

Она, мечтательная девушка, столкнулась с пьяными купцами, с невообразимой пошлостью тогдашнего провин­циального театрального мира. Она, женственная, изящная, сумела выстоять при столкновении мечты с реальностью. Ценою тяжёлых жертв Нина завоевала ту истину, что: "в нашем деле - всё равно, играем мы на сцене или пишем - главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала, а умение терпеть. Умей нести свой крест и веру. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своём призвании, то не боюсь жизни.

Это слова, добытые ценою молодости, ценою всех испытаний, ценою тех страданий, которые известны ху­дожнику, ненавидящему то, что он делает, презирающему самого себя, свою неуверенную фигуру на сцене, свой нищий язык в рассказе. У Нины есть вера, есть сила, есть воля, есть теперь знание жизни и есть своё личное счастье".

Так, сквозь мрак и тяжесть жизни, преодолённые героиней, читатель слышит лейтмотив "Чайки" - тему полёта, победы. Нина отвергает версию о том, что она - погубленная морская птица, что её страдания, все поиски, достиже­ния, целая жизнь - только "сюжет для небольшого рассказа". Не падение подстреленной чайки, а полёт прекрасной, нежной, свободной птицы - такова поэтическая тема пьесы.

Любовная линия сюжета

Треплёв при встрече с Ниной ясно увидел, как переросла его она. Он всё ещё живёт в том мире незрелых красивых чувств, в котором жил когда-то. В своём искус­стве он пока "не знает, что делать с руками, не владеет голосом". Сознание, что он ещё ничего не достиг, прони­зывает его с жестокой силой. Константин понял теперь причи­ну этого всего. "Вы нашли свою дорогу, - говорит он Нине, - вы знаете, куда идёте, а я всё ещё ношусь в хаосе грёз и образов, не зная, для чего и кому это нужно. Я не верю и не знаю, в чем моё призвание". Он ничего не может сделать со своим талантом, потому что нет у него ни цели, ни веры, ни знания жизни, ни смелости, ни сил. Так много нагово­рив о новаторстве, он сам впадает в рутину. Не может существовать новаторство само по себе, оно возможно только как вывод из смелого знания жизни, только при богатстве души и ума.

                                                 Спектакль "Чайка" начала 1900-х годов
Спектакль "Чайка" начала 1900-х годов

Нельзя уйти от пошлости путём бегства в иллюзии, в далёкие от реальной жизни мечты. Это - ложный полёт, неизбежно заканчивающийся падением, возвращением к ещё большей пошлости. Отвлеченные "красивые" мечтания Треплёва привели его к такому безобразному, враждебному красоте нарушению законов жизни, как отчаянные действия в итоге. Нельзя бе­жать от пошлости, нельзя прятаться от неё. Нина ясно видит подлую обыденность жизни, знает, что "груба жизнь", но не бежит от жестокой действительности к ложным мечтам. Она воплощает подлинное искусство, а оно заключается прежде всего в знании всей правды жизни и стремлении к красоте в самой жизни, а не только к мечте.

"Чайка" тесно связана с раздумьями Чехова о сущнос­ти таланта, о мировоззрении, об "общей идее". В Тригорине и Аркадиной автор отмечает черты, характерные для целой категории писателей, артистов 80-90 годов, не вдохновлённых большими идейными целями, высоким пафосом и потому неизбежно попадающих во власть рутины, косности, обыденщины.

Это не означает, что автор дал в образе Нины Заречной реалистически полную историю формирования и роста художника. Главная героиня, сохраняя достоверность живого характера, вмес­те с тем представляется поэтическим символом. Она являет собой саму душу театрального искусства, побеждающую мрак, холод, всегда стремя­щуюся "вперёд и выше!"

На этой ноте заканчивается наше с вами путешествие по русской классике и до встречи на новом рубеже! Дальше будет обзор прочитанной мной в институте зарубежной литературы! Если хотите, можете также стать моими подписчиками в личном Сообществе, недавно созданном "Философия мировой классики и жизни" В контакте! Буду рада каждому!)

Ставьте лайки и при желании подписывайтесь на мой канал!)